А мне
  • Как в известной картине перепутались правда и вымысел

    Это полотно стало для Васнецова трудом всей жизни. С первого эскиза и до последнего мазка прошло 27 лет. Виктор Васнецов изучал археологию, древнерусский быт и старинные доспехи, создавая «Богатырей». Однако на картине «перепутал» все эпохи — историческая достоверность ему только мешала.

    Холст размером 3 х 4,5 м переезжал вместе с художником и его семьей с квартиры на квартиру; из Москвы в Киев, где Васнецов расписывал Владимирский собор, и обратно; летом — за город. «Богатыри» — это для нас была… не картина, а что-то необходимое в жизни — постоянная обстановка жизни, как стены, потолки, обед, чай…» — вспоминал сын живописца Алексей.

    Первый эскиз был сделан карандашом в 1871 году. В 1876-м Васнецов написал набросок «Богатырей» маслом и хотел подарить его другу-художнику Василию Поленову. Тот заявил, что примет презент не раньше, чем будет создана большая картина, и этим, возможно, спас «Богатырей» от судьбы многих набросков. «Богатыри Добрыня, Илья и Алешка Попович на богатырском выезде — примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого?» — так Васнецов изложил задумку в письме своему учителю Павлу Чистякову.

    Работники Исторического музея позволили художнику брать из запасников старинные доспехи. Однако для Васнецова богатырская троица прежде всего собирательный фольклорный образ, поэтому живописец «вооружил» персонажей в соответствии с былинными характерами, а не с определенным временем.

    1 Добрыня Никитич. По разным былинам, «сын богатого гостя рязанского», боярин или родственник князя. Во времена Васнецова исследователи отождествили Добрыню с тезкой из летописей — дядей великого князя Владимира, крестителя Руси. Добрыню Васнецов писал с Василия Поленова, однако придал персонажу черты отца, дяди и свои собственные.

    2 Илья Муромец. По былинам, «крестьянский сын» и «старый казак». Историки XIX века нашли несколько его прототипов. Основной — святой старец, похороненный в Киево-Печерской лавре: согласно былинам, Илья в конце жизни ушел в монастырь. Про киево-печерского богатыря говорили, что у него было прозвище Чоботок («сапожок»), так как он отбился от врагов одним сапогом. Для Ильи Васнецову позировали два натурщика: крестьянин и извозчик.

    3 Алеша Попович. В былинах этот «сын соборного попа ростовского» молод и хитер. Историки нашли в летописях его прототип — княжеского дружинника Александра Поповича. По одним источникам, он жил в XIII веке и погиб в битве с татаро-монголами на реке Калке в 1223 году, по другим — жил в начале или в конце XI века. Алешу Васнецов писал с Андрея, сына его друга и мецената Саввы Мамонтова.

    4 Крест. В былине Добрыня убил Змея ножом, который носил на нательном кресте. Современник Васнецова фольклорист Всеволод Миллер полагал, что сюжет о сражении былинного героя со Змеем отражает борьбу насаждаемого князем Владимиром и его дядей Добрыней христианства с язычеством. На картине, однако, у богатыря крест другого типа — энколпион, в котором хранили реликвии. Его носили поверх одежды как оберег и украшение.

    5 Меч — атрибут военной знати, принадлежность героя к которой хотел подчеркнуть художник.

    6 Греческий колпак. Эти шлемы назывались так, поскольку были заимствованы из Византии. Тот, что на картине, скопирован с экспоната Оружейной палаты Московского Кремля (XIII век). Возможно, его привезла в Москву в XV веке византийская царевна Софья Палеолог, выданная за Ивана III.

    7 Одежда и доспех. Приближенный князя носит парчовые одежды, дорогую броню. На нем поверх кольчуги «дощатая бронь» XIII–XIV века из стальных пластин-дощечек. Знать в Древней Руси могла расплачиваться подобными богатыми доспехами, покупая земли.

    8 Шишак Ильи — самый популярный тип шлема на Руси XVI века. Иногда на них надевали более вытянутые шеломы — для дополнительной защиты.

    9 Гривна. По Никоновской летописи, ею князь наградил Александра Поповича за победу над врагами.

    10 Юшман — кольчато-пластинчатый доспех, заимствованный из Персии, впервые упомянут на Руси в 1548 году.

    11 Сложный лук делали из нескольких планок разных пород дерева. Стрелы у оперения красили в разные цвета, чтобы легче было найти в колчане нужную: для пробивания брони, поражения лошадей неприятеля и т. д.

    12 Гусли у седла Алеши — намек на его склонность к развлечениям.

    13 Молодая поросль на переднем плане, будущие могучие ели — метафора преемственности поколений.

    14 Курганы. За героями — могилы воинов, павших в битвах прошлых веков. Герои находятся между символами прошлого и будущего как звенья в бесконечной цепи защитников родных рубежей.


    ХУДОЖНИК Виктор Васнецов

    1848 — Родился в селе Лопьял Вятской губернии в семье священника.
    1862–1867 — Учился

    Кто ваш Небесный покровитель? Узнать

    в Вятском духовном училище и духовной семинарии.
    1868–1875 — Занимался в Петербургской академии художеств.
    1876–1877 — Ездил во Францию.
    1878 — Вступил в Товарищество передвижных художественных выставок и переехал из Петербурга в Москву.
    1880–1881 — Создал «Аленушку».1882 — Написал картину «Витязь на распутье».
    1883–1885 — Работал над фризом «Каменный век» для Исторического музея в Москве.
    1885–1896 — Расписывал Владимирский собор в Киеве.
    1897 — Написал полотно «Царь Иван Васильевич Грозный».
    1898 — Закончил работу над «Богатырями».
    1926 — Умер от паралича сердца

    Источник СМИ

    3397

    Источник: EditorPS

Популярные за неделю

Вернуться на главную

Рекомендуем