А мне
  • Звездные врата России: космодром «Восточный» открывает полеты на Марс

Уже 25 декабря этого года с российского космодром «Восточный» будет проведен первый запуск российской ракеты-носителя «Союз-2.1а», в составе которой будет находиться блок выведения «Волга». А в 2018 и первый пилотируемый запуск на орбиту. Этот момент станет ключевым для России в получении независимого выхода в космос.

Дорога в космос

«Всего 8 часов перелета из Москвы в Благовещенск, еще 4 часа на машине через степь и тайгу до посёлка Углегорск. Там надо получить пропуск на космодром. И ехать ещё час… Итого — 13 часов пути. И вот она — главная стройка России — космодром «Восточный». На дворе март. На стройке еще идут бетонные работы. А уже в декабре должен состояться первый пуск. К этому времени надо: достроить стартовую площадку, укрепить командный бункер, подготовить цеха для сборки ракет, проложить десятки тысяч километров кабеля, автодорогу, железнодорожные пути. И главное — построить город, где будут жить покорители космоса. И весь этот вал работ надо уложить в шесть месяцев. А не успеть нельзя!»

И дело даже не в том, что задачу строительства «Восточного» лично поставил президент Владимир Путин. Объяснив это тем, что «для такой мощной космической державы, как Россия, космодрома в Плесецке и Байконура недостаточно». Кроме того, Россия получит полностью независимый ни от кого выход в космос. После распада Советского Союза Москва оказалась в сложной ситуации. Главный из четырех космодромов — Байконур оказался на территории независимого Казахстана. И дело не столько в том, что его аренда стала стоить денег ($115 млн. в год), сколько в том, что для Москвы доступ в космос с Байконура стал сопровождаться непростыми условиями.

С Байконура, хотя об этом ни в Минобороны, ни в Роскосмосе открыто не говорят, Россия практически ушла. Начало этому было положено принятием решения о строительстве стартового комплекса под принципиально новую многофункциональную ракету-носитель «Ангара» в Плесецке. Создание ракеты и развитие космодрома были названы в числе государственных приоритетов.

Под развитие космодрома была создана федерально-целевая программа. Были определены объемы финансирования и сроки реализации проекта. Причем, что необычно для России последнего времени, не «на обозримую перспективу», а в соответствии с реальным графиком. Дополнительным свидетельством «ухода» стал полный перенос военных запусков с Байконура в тот же Плесецк.

Трансформер «Ангара»

Первый запуск «тяжелой» ракеты-носителя «Ангара-А5» — ее стартовая масса 773 т., а на орбиту она может вывести от 3 до 7,5 т. полезной нагрузки — состоялся 23 декабря, в 08 часов 57 минут (мск) с универсального стартового комплекса на Государственном испытательном космодроме Министерства обороны Российской Федерации (космодром Плесецк) в Архангельской области боевым расчетом Войск воздушно-космической обороны.

Этот событие открыло новую веху российской космонавтики. Семейство ракет «Ангара», а это машины, построенные по единой схеме, от легкого класса: «Ангара-1.2 ПП», ее стартовая масса — 171 т. На опорную орбиту она может вывести до 3,8 т груза. До «тяжелой» — «Ангара-А5». Так и сверхтяжелой ракеты «Ангара-А7» со стартовой массой 1133 т. Она сможет вывести на опорную орбиту (193-220 км) до 35 т. полезного груза — тес самые носители с которыми связываются будущие успехи в освоении космоса. И, может быть, даже пилотируемого полета на Марс.

Однако, как отмечают специалисты, Плесецк не приспособлен для выполнения пилотируемых программ. То есть запустить можно, но это будет связано с такими затратами и сложностями, в том числе перегрузками для космонавтов, что лучше этого не делать. Единственным местом, откуда могли бы проводить такие пуски, был военный космодром «Свободный». На его базе к 2018 году планируется создать и гражданский космодром «Восточный».

Звездные врата

Главное достоинство «Восточного» — максимальное для российской географии приближение стартовой площадки к экватору. Это позволяет выводить в космос с меньшими затратами большую полезную нагрузку. А также проводить пилотируемые запуски, как и с Байконура. При определении места будущего космодрома проектировщики исходили и из того, что рядом проходят Транссибирская железная дорога, строилась автомагистраль Чита — Хабаровск и водная артерия Амур.

Именно на «Восточном» в перспективе будет создан стартовый комплекс под запуск космических кораблей к «красной планете» — Марс. Пока этот полет выглядит как фантастика. Но в интервью руководитель проекта «Марс-500» Александр Суворов рассказал, что подготовка к полету идет полным ходом.

В программе «Военная приемка» военный врач и участник программы «Марс-500» Александр Смолеевский впервые рассказал журналистам о том, как это происходит:

— Академия наук и Европейское космическое агентство провели эксперимент по имитации полета на красную планету.

Был создан специальный модуль, в котором мы просидели полтора года, — говорит специалист. — Ученых интересовало, как уживется команда из 6 астронавтов в

Кто ваш Небесный покровитель? Узнать

замкнутом пространстве, и сможет ли выдержать организм человека неземные нагрузки». В ходе эксперимента удалось вычислить, сколько точно нужно воды и еды в сутки. Какие вещи необходимо захватить с собой с Земли. И как сделать так, чтобы кровь нормально циркулировала при отсутствии гравитации. Для этого Александру приходилось спать, как летучей мыши — вниз головой. После пробуждения надевали костюм «Кентавр», который выдавливал кровь из нижней части в верхнюю. А перед выходом на поверхность костюм убирался, кровь оттекала в нижнюю часть.

Гонки со временем

На космодроме «Восточный» к 2015 году намечено строительство двух стартовых площадок для ракет «Союз-2» — лёгкого и среднего классов. Стартовый комплекс для ракет тяжёлого класса «Ангара-А5» с пилотируемыми космическими кораблями предполагается построить к 2018 году. Стоит поспешить, если учесть, что буквально на днях NASA запустило в атмосферу Земли «летающую тарелку» — аппарат Low-Density Supersonic Decelerator (LDSD), чтобы испытать новую технологию посадки на Марс.

Дискообразный аппарат, оснащенный гигантским парашютом, был запущен с берега острова Кауаи. Испытательный полет проходил в верхних слоях атмосферы Земли, которая, по мнению экспертов, схожа с условиями на Марсе. Летательный аппарат, оснащенный реактивными двигателями, надувным замедлителем и парашютом, достиг стратосферы, набрал скорость, а затем совершил торможение и посадку, как это сделал бы корабль при полете на Марс.

Сегодня дело осталось за малым — построить космическую гавань на Востоке России.

На строительство космодрома будет потрачено около 300 млрд. рублей. И дело даже не в том, что мы обгоним американцев (или станем вторыми). Важно то, что у страны есть космические амбиции, а это развитие науки, технологий и собственно обустройство жизни на Дальнем Востоке страны.

Автор: Дмитрий Литовкин