А мне
  • Иконописный апокриф: «Воскресение Христово. Сошествие во ад»

    И остался только образ золотого Христа, стоящего на обломках креста, — символ победы над смертью.



    Есть в христианском Предании такой разряд письменных источников — апокрифы, «отречённые книги». По происхождению и содержанию они очень разные, некоторые ещё со времён Средневековья включались в специальные кодексы и сжигались на кострах. Другие — признанные частично годными для чтения искушёнными в традиции, сохранялись в монастырских библиотеках «по секрету» и без особого афиширования выдавались «посвященным». Так и возникло название ἀπόκρῠφος — по-гречески «сокровенный», «тайный».

    Среди всего богатства апокрифов есть источник, переживший несколько переводов и имевший активное хождение даже в средневековой Руси — «Евангелие Никодима». Помимо вымышленного донесения Понтия Пилата императору Тиберию в этом памятнике был также рассказ о смерти Христа, сошествии Его во ад, откуда Он вывел прародителей Адама и Еву.

    Подлинность догмата о сошествии во ад ныне долго доказывают богословы… Но мы сейчас не о том.

    Сегодня на воскресных службах на праздничном аналое чаще всего можно увидеть икону воскресения «Восстание от гроба». Христос в белых одеждах с победной хоругвью в руке стоит на камне, отваленном от входа в пещеру, где было погребено Его тело; у Его ног сидят ангелы. Лаконично, чётко, понятно.

    Воскресение. Восстание от гроба


    Несомненно, популярность этого сюжета в том, что здесь не надо ничего объяснять. Никаких тебе сложностей, лишних подробностей — был или не был написан отчёт Пилата Тиберию? А почему оказались в аду прародители Адам и Ева и ветхозаветные пророки? А что вообще это такое — ветхозаветный ад? А чем тогда отличался ад как место мучений от «лона Аврамова» из евангельской притчи? На изучение этих богословских тонкостей может уйти вся Страстная седмица, да и не она одна.

    А кто это там, в коронах — Давид и Соломон? А эта патлатая голова, торчащая из толпы? Иоанн Предтеча?

    А это что за шутки древнерусских иконописцев, пустивших по фону адской пропасти щипцы, гвозди и прочие орудия мучений? А кто это там синенький и связанный лежит на дне? «Ад… упразднися… умертвися… низложися…. связася…? Где твое, смерте, жало? Где твоя, аде, победа?»

    Нет, всё это сложно, сложно, сложно…

    Воскресение Христово Сошествие во ад XIV век

    И всё-таки мой взгляд упорно возвращается к «Сошествию во ад». Может быть, весь секрет в том, что, где не работают простота и ясность, на первый план выходит яркий образ.

    Посмотрите на «Сошествие во ад» — только не на современную бумажную копию, а и непременно на деревянную икону, где фигура Христа писана золотом. Не правда ли, в таком виде она смотрится совершенно иначе? Ведь вначале вы разглядите фигуру Христа, и лишь потом — всё остальное.

    Воскресение Христово Сошествие во ад

    И всё отходит на второй план — щипцы, гвозди и кто-то синенький, которого древнерусские иконописцы поместили в самом низу. И цари, и пророки, даже прародители Адам и Ева.

    И остался только образ золотого Христа, стоящего на обломках креста, — символ победы над смертью. «Радость моя, Христос воскресе». А все прочие богословские сложности — это так второстепенно…

    Источник Матроны.ру

    595

    Источник: Алексей

Популярные за неделю

Вернуться на главную

Рекомендуем