А мне
  • Избранные места из бесед прп. Варсонофия Оптинского с духовными чадами

    Преподобный Варсонофий родился в семье купца Ивана Плиханкова. Закончил Полоцкую военную гимназию, затем Оренбургское военное училище, дослужился до полковника. Неожиданно для сослуживцев он подал прошение об отставке и вскоре приехал в Оптину пустынь. В 1892 году был зачислен в число братства Иоанно-Предтеченского скита. В это время каждый день в течение трёх лет он ходил для духовных бесед к Оптинским старцам Анатолию и Иосифу.

    В 1900 году пострижен в мантию с именем Варсонофий. Через 2 года рукоположен в иеродиакона, а еще через год — в иеромонаха. Назначен помощником старца и духовником Шамординской женской пустыни. Через 4 года возведён в сан игумена и назначен скитоначальником.

    В 1910 году, при старце Варсонофии, в Оптину пустынь приезжал Лев Толстой, но так и не решился посетить скит. Узнав об этом, преподобный сам приехал на станцию Астапово к умирающему писателю, чтобы напутствовать его перед смертью и дать возможность в последние минуты жизни примириться с Церковью, но к Толстому его не допустили.

    В 1912 году по решению Синода преподобный Варсонофий был назначен настоятелем Старо-Голутвинской обители с возведением в сан архимандрита. В Старо-Голутвином монастыре, пришедшем к началу XX века в упадок, трудами архимандрита Варсонофия было восстановлено благочиние иноческой жизни, он привлёк благотворителей, которые помогли отремонтировать храмы, кельи, гостиницу; монастырь стал одним из духовных центров Подмосковья. 1 (14) апреля 1913 года старец скончался и был погребён в Оптиной пустыни.

    В день памяти преподобного предлагаем вниманию читателей избранные места из его бесед с духовными чадами.

    1. О монашестве

    Один святой желал узнать, как Господь помогает инокам, и ему было видение. Он видел инока, окруженного сонмом Ангелов с горящими светильниками. Говорят, в миру искушений меньше, но представим себе человека, за которым гонится злодей. Положим, он успел ускользнуть от него, но тот грозит ему издали кулаком со словами: «Смотри, только попадись!» Или идет человек, и на него нападают целой ватагой бандиты, бежать некуда. Но вдруг, откуда ни возьмись, полк солдат, они бросаются на его защиту, и обидчики разбегаются с окровавленными физиономиями. Пожалуй, последний находится в большей безопасности, чем первый, не правда ли? Так и в обители: хотя враг сильнее, но поблизости есть благодатная сила Божия. В монастыре – труды, но и высокие утешения, о которых мир не имеет ни малейшего представления.

    2. Лицо – зеркало души

    Само лицо человека, работающего Богу, выражает его духовное преуспеяние. Однажды я видел в церкви епископа, лицо которого привлекло мое внимание. Мне вспомнились слова Евангелия: «яко лице его бе грядущее во Иерусалим» (Лк.9:53). Действительно, этот епископ вел подвижническую жизнь и неуклонно шел к Горнему Иерусалиму. Наоборот, лицо порочного человека отражает его душевное настроение. Но что особенно бывает грустно – иногда люди с душой хорошей невнимательно относятся к жизни, живут день за днем, не отдавая себе отчета в своих поступках, и гибнут.

    3. Душа – невеста Христа

    Перед поступлением в монастырь поехал помолиться Преподобному Сергию. В это время в Черниговском скиту подвизался отец Варнава. Пошел я к нему на благословение. Благословил он меня, да и говорит: «Простудился, жениться надо». Эти слова привели меня в страшное смущение. Некоторые из бывших со мной, не любившие отца Варнаву, говорили: «Вот видите, какие советы дает? Великий старец отец Амвросий благословил в монастырь идти, а этот жениться предлагает». Слова отца Варнавы запали мне в душу и сильно смущали меня. Когда я, уже став иноком, рассказал об этом батюшке отцу Амвросию, то он мне так растолковал эти слова: каждая душа христианская есть невеста Христова, следовательно, надо жениться, соединиться со Христом, слово же «простудился» означает духовную болезнь, от которой страдает человек, пока не вообразится в нем Христос.

    4. Красота мира – осколок прошлой красоты

    Эти красоты здешнего мира только намек на красоту, которой был преисполнен мир первозданный, каким его видели Адам и Ева. Та красота была нарушена грехом первых людей. Представьте себе чудную статую великого мастера, и вдруг хватили по ней обухом. Что от нее останется? Осколки. Мы можем подобрать их, отыскать шею, часть лица, руки. Признаки красоты сохраняются и в этих отдельных осколках, но уже не обрести прежней гармонии, цельности, прежней красоты еще не разрушенной статуи. Так и грехопадение первых людей разрушило красоту Божия мира, остались нам только осколки, по которым мы можем судить, как прекрасно было все раньше – до грехопадения.

    Духовное завещание

    Отлагая, наконец, все попечения мира сего, так угнетавшие и томившие дух мой, кратко скажу мое последнее слово и мой последний завет дорогим моим духовным чадам.

    Во-первых, смиренно прошу: простите мне все

    Кто ваш Небесный покровитель? Узнать

    мои вольные и невольные согрешения, которыми согрешил я против вас, и вас взаимно всех прощаю за все скорби и огорчения, которые подъял я через некоторых по наущению исконного врага спасения нашего.

    Веру мне Имате, святые отцы и братия, что все мои действия и делания сводились к одному — охранить святые заветы и установления древних отцов-подвижников и великих наших старцев во всей божественной и чудной их красоте от разных тлетворных веяний века сего, начало которых — гордыня сатанинская, а конец — огонь неугасимый и мука бесконечная!

    Может быть, плохо исполнил я это — каюсь в том и повергаю себя перед Благостию Божией, умоляя о помиловании. А вас всех, возлюбивших меня о Господе, прошу и молю: соблюдайте мои смиренные глаголы. Не угашайте духа, но паче возгревайте его терпеливо молитвой и чтением святоотеческих и священных писаний, очищая сердце от страстей.

    Лучше соглашайтесь подъять тысячу смертей, чем уклониться от Божественных заповедей Евангельских и дивных установлений иноческих.

    Мужайтесь в подвиге, не отступайте от него, хотя бы ад восстал на вас и весь мир кипел на вас злобой и прещением, и веруйте: «Близ Господь всем призывающим Его, всем призывающим Его во истине».

    Аминь.

    Библиогрфия

    1. Преподобный Варсонофий Оптинский (беседы, келейные записки, духовные творения, воспоминания, письма....). — Свято-Введенский монастырь. Оптина, 2012 год.

    STSL.Ru

    357

    Источник: Snegirev

Популярные за неделю

Вернуться на главную

Рекомендуем