А мне
  • Беседа Господа с самарянкой

    Успешная проповедь Иоанна и его нелицеприятные речи раздражали начальников народа; теперь же до них дошёл слух, что появился новый Учитель, обретающий ещё больше последователей. Синедрион обеспокоился и направил своих людей, которые стали неотступно следить за Иисусом. Видя нарастающую неприязнь синедриона и зная, что Иоанн заключён в темницу, Спаситель в начале 28 г. решил покинуть пределы Иудеи и идти в Галилею. Как Бог Иисус, несомненно, нашёл бы способ избежать любых козней врагов, но, приняв на Себя тяготы жизни грешного человека и его немощную плоть, Иисус смирялся и действовал по-человечески, не устраняя трудностей Своей Божественной силой.

    Наиболее короткий путь в Галилею лежал через Самарию, земли которой некогда принадлежали коленам Ефрема, Манассии и Дана, практически исчезнувшим в ассирийском плену. Со времён возвращения из вавилонского плена, когда иудеи не допустили полуязычников самарян к участию в возрождении Иерусалимского храма, между ними и самарянами не прекращалась вражда. Иудеи старались обходить Самарию стороной, гнушаясь даже бесед с самарянами, те же демонстративно не посещали Иерусалимский храм.

    Направляясь в Галилею через Самарию, Иисус собирался положить там начало евангельской проповеди, а чтобы никто из фарисеев не мог сказать, что Он оставил народ Божий и перешёл к нечистым язычникам, намеревался посетить самарян, не задерживаясь у них надолго.

    Проходя через Самарию, Иисус остановился с учениками для отдыха близ города Сихарь (древний Сихем) у колодца, вырытого, по преданию, ветхозаветным патриархом Иаковом. Было время полуденного зноя, ученики вызвались сходить в город за пищей, а Иисус остался у колодца, погрузившись в думы. Между тем к колодцу подошла женщина, чтобы набрать воды. Сердцеведец, зная о её готовности воспринять истины Евангелия, начал беседу с образа родниковой воды, близкого ее пониманию, и постепенно привел самарянку к спасительной вере.

    Иисус сказал самарянке: «Дай Мне пить». Узнав в нем иудея по выговору или по одеянию (на одеждах самарян обычно были голубые кисти, на одеждах иудеев — белые; самаряне не могли чётко произнести звук «с»), женщина простодушно спросила: «Как ты, будучи иудей, просишь пить у меня, самарянки?» Господь же стал направлять её ум к высшему разумению о Себе: «Если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую». Под даром Божиим Христос разумел благодать Святого Духа, которую намеревался ниспослать верующим в Него после Своего Воскресения и отчасти уже получаемую Его последователями.

    Самарянка, ещё не понимая слов Иисуса, подумала, что Он говорит о свежей ключевой воде, наполнявшей колодец, и была в недоумении, как же Он достанет из глубокого колодца воду без почерпала. Не хочет ли Он сказать, что способен жезлом источить воду из камня подобно Моисею? «Неужели Ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь», так необыкновенно богатый водой, что патриарх «и сам из него пил, и дети его, и скот его?» — удивлялась женщина.

    Господь стал возводить мысль самарянки от колодезной воды к воде духовной — благодати Святого Духа, проливающей утешение в мучимую грехом совесть и просвещающей ум к принятию Евангелия. «Всякий, пьющий воду сию, — сказал Иисус о колодезной воде, — возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нём источником воды, текущей в жизнь вечную». Благодатная вода утоляет духовную жажду, наполняет души верующих и, словно полноводная река, влечёт их в широкое море вечной жизни.

    Пророки Исайя, Иезекииль, Иоиль для передачи чудесных свойств даров Духа Божия часто использовали образ воды, очищающей скверну. Исайя под образом воды разумел учение истины, утоляющее духовную жажду. Но все эти пророки возвещали иудеям Божественные откровения уже после разделения царства Соломона, и самаряне их не признавали. Продолжая думать, что Иисус говорит о какой-то особенной ключевой воде, способной навсегда утолить жажду, женщина попросила: «Господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать».

    Желание избавиться от трудов и благополучно устроиться в земной жизни свойственно не только той самарянке, однако для подлинного счастья человеку необходимо очищение совести, раскаяние в своих грехах и духовное преображение. И Господь, обратившись к жизни самарянки, стал пробуждать её душу к покаянию: «Пойди, позови мужа твоего и приди сюда». Слова Господа болью отозвались в совести женщины, и она со смущением ответила: «У меня нет мужа». Иисус одобрил её искренность: «Правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого

    Кто ваш Небесный покровитель? Узнать

    ныне имеешь, не муж тебе». Закон Моисеев позволял разводиться и снова выходить замуж, даже не ограничивая число разводов; грех самарянки был в том, что с последним мужем она жила тайно, тщательно скрываясь от общества. Удивлённая тем, что Иисус видит всю её жизнь, она сама признала себя грешницей и с почтением к Нему сказала: «Господи! вижу, что Ты пророк». Пробудившееся духовное сознание женщины сразу обратилось к религиозному вопросу, всегда волновавшему самарян, и она пожелала узнать мнение Иисуса как иудейского пророка: «Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме». Самарянка имела в виду гору Гаризим, на которой Моисей при вступлении израильтян в землю обетованную повелел произнести торжественное благословение исполняющим Синайский Закон. На этой горе приносили жертвы Авраам, Исаак, Иаков. По верованиям самарян, на этой горе был насаждён рай, на ней сотворён был из праха земного Адам, на ней же остановился ковчег Ноя. С начала Межзаветного периода на Гаризиме стоял храм, без благословения Божия возведённый самарянами и разрушенный Иоанном Гирканом около 130 г. до Р.Х. Самаряне продолжали приходить на храмовую гору для молитв и жертвоприношений; в сторону горы Гаризим каждый самарянин обращался лицом при молитве.

    Богопочитание самарян было искажено язычеством, поэтому Господь, отвечая на вопрос самарянки, указал на превосходство иудейского богослужения: «Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение — от Иудеев». Именно к иудеям следовало обращать взоры народам земли: своими религиозными обрядами иудейское богослужение предуказывало человечеству великую Спасительную Жертву, которую за грехи мира принесёт Мессия. Но с Пришествием Христа, с Его Искупительной Жертвой подлежало упразднению и незаконное самарянское, и законное иудейское богослужение. «Настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе», — сказал Иисус. Называя Бога Отцом, Он хотел показать самарянке, какая близость должна существовать между человеком и Богом. Поскольку Бог есть Дух — Всесовершенная Личность, пребывающая вне пространства и времени, то Его природе отвечает поклонение человека в духе (своим внутренним существом) и истине (праведной жизнью в истинной вере).

    Понемногу начиная понимать высокий смысл слов Иисуса, самарянка в раздумье сказала: «Знаю, что придёт Мессия, то есть Христос; когда Он придёт, то возвестит нам всё». В ответ на её веру и искреннее ожидание Мессии Господь произнёс: «Это Я, Который говорю с тобою». В беседах с иудеями, ожидавшими Мессию как политического вождя, лелеявшими гордую мечту о покорении мира, Иисус обычно утаивал истину о Своём мессианском достоинстве, желая сперва направить их к духовным истинам Царства Божия, а простой самарянской женщине, всей душой ожидавшей Божественного Спасителя, Он сказал о Себе прямо.

    Тем временем возвратились ученики Христа. Самарянка, смущённая их появлением и обрадованная тем, что ей посчастливилось воочию видеть Мессию, оставила водонос, забыв о своей надобности, и поспешила возвестить согражданам об Иисусе, чтобы они успели побеседовать с Ним до Его ухода. Она не посмела объявить, что говорила с Мессией, но стала звать соплеменников словами: «Пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне всё, что я сделала: не Он ли Христос?» В духовной радости она уже не скрывала, что Иисус прозрел тайны её недобропорядочной жизни, которую, по-видимому, уже твёрдо решила изменить, и говорила с такой силой убеждения, что многие горожане оставили свои занятия и направились к колодцу Иакова.

    Ученики удивились, что Иисус разговаривал с женщиной, ведь по правилам раввинов запрещено было на пути подолгу говорить даже с законной женой, но не посмели расспрашивать, лишь предложив Учителю пищи. Иисус же, не отвергая потребного для тела, указал им на другую, более важную, — духовную пищу: «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его». Вокруг были поля, засеянные пшеницей, жать которую предстояло только через четыре месяца. Воспользовавшись образом жатвы, Господь стал говорить ученикам о жатве духовной — обращении самарян к истинной вере: «Возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве». В это время ученики, наверное, уже видели приближавшихся к ним жителей города.

    «Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут», — продолжал Иисус, подвигая учеников к предстоящим апостольским трудам, дабы они смело шли в мир, где жатва для них уже приготовлена. Вместе с тем Спаситель внушал ученикам скромность, ведь им предстояло лишь пожинать плоды, тогда как души людей, подобно нивам, были засеяны и возделаны ветхозаветными пророками и Самим Господом Богом.

    Многие самаряне уверовали в Спасителя уже по слову женщины, но ещё большее их число уверовало после проповеди, когда Иисус пробыл в Сихаре два дня. Удивительно, что самаряне не просили у Него чудесных знамений, явив большую веру, нежели иудеи. Простодушные самаряне оказались более способными к восприятию истин Царствия Божия, нежели иудеи, мнившие себя исключительными сынами Авраама. Господь показал, что печётся о спасении всех людей и что другие народы не менее достойны Его милостей, чем иудеи. Впоследствии, после Вознесения Господа, апостолы проповедовали по всей по всей Самарии, и жители этой страны приняли евангельское учение.

    По преданию, самарянка, беседовавшая с Господом Иисусом Христом у колодца Иакова, стала усердной проповедницей Евангелия; её имя Фотина (Светлана). Она приняла страдания за Христа при императоре Нероне в Риме. Будучи извещена Господом о предстоящих муках, Фотина добровольно пришла в Рим. Жестокие мучения чудесным образом не причинили ей вреда, и святая была отведена в один из дворцов Нерона, где обратила ко Христу дочь императора Домнину и её рабынь. Через три года Фотину вновь предали истязаниям и бросили в колодец, где святая приняла мученическую кончину. За Христа пострадали также оба сына и пять сестёр боголюбивой самарянки.

    Источник: Воробьев С.Ю. Евангельские события от Рождества до Вознесения Господа Иисуса Христа с историческими и археологическими подтверждениями. – М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2015. – С. 66-71.

    226

    Источник: Snegirev

Популярные за неделю

Вернуться на главную

Рекомендуем