А мне
  • Гимн на Богоявление прп. Ефрема Сирина


    ГИМН НА БОГОЯВЛЕНИЕ ПРЕПОДОБНОГО ЕФРЕМА СИРИНА
    Перевод: Диакон Владимир Василик

    Преподобный Ефрем Сирин является достаточно таинственным автором. Во всех смыслах. Такое определение применимо не только к духовной глубине его произведений, но и к его биографии, к корпусу его произведений. Существует несколько житий преподобного Ефрема: согласно одному – он сын христиан, согласно другому – его отец был языческим жрецом и, когда узнал, что его сын общается с христианами, выгнал его из дома.
    Читать преподобного Ефрема нелегко: не случайно покойный С.С. Аверинцев говорил, что поэтические творения Ефрема Сирина пребывают «между изъяснением и прикровением».
    Сказать, что его творения временами напоминают шифр, лишь отчасти раскрываемый с помощью Священного Писания, – почти ничего не сказать. Преподобный Ефрем возрождает поэтику библейского богословия: он мыслит яркими образами, точнее – цепочкой образов, временами неожиданной.
    Мысль преподобного Ефрема спускается с небес на землю, чтобы сосредоточиться на глине, брении, в которое вернулся Адам и которое взял Христос, чтобы вернуть очи слепому (см.: Ин. 9: 5–8). И от этого пункта начинается обратное движение – вновь к небесам, к возвращенному небесному отечеству, когда возводятся «души вместе с телами».

    Небо обновил Он, ведь
    Чтили безумцы светила,
    Землю обновил, она
    Осквернена во Адаме.

    И плюновеньем Его

    Новая тварь создается,
    И Вседержитель возвел
    Души вместе с телами.

    Овцы, сберитесь и днесь
    Вы без труда очищайтесь.
    Вы не нуждаетесь, как
    Во времена Елисея,
    Семь раз в потоке реки
    Для чистоты погружаться,

    И окроплять нет нужды
    Больше священству иссопом.

    Образ духов семи –
    Семь очищений пророка:
    Символ великий иссоп
    Вместе с кропимою кровью.
    Ведь разделения нет,
    Неотделим от Отца
    Сын Его Вседержитель.
    Гневался и роптал
    В Мерре народ на пророка,
    Горечь воды усладил
    Им Моисей, дав крещенья
    Образ, ведь жизни Господь

    Сладкою горечь соделал.

    Облако стан окружив,
    Жар от него отгоняло,
    Духа Святаго се знак,
    Что вас окружил во крещеньи,
    Ваши тела от огня

    Присно он сохраняет.

    Море народ перешел,
    Паки се образ крещенья,
    Им же омылися вы:
    Море народ перешел,
    Но неверным остался.
    С верою, Духа приняв,
    Ныне языки крестились.

    Слово послало Свой глас
    Перед Своим приходом,
    Чтоб уготовал он путь
    И приготовил невесту
    Прежде явленья Его:
    Он ее воспринял
    Из вод своего Крещенья.

    Глас прореченья пронзил
    Сына жены неплодной.
    Он сквозь пустыню прошел,
    В ней же он проповедал:

    «Царствия Сын к нам грядет,
    Путь Ему приготовьте,
    Взыдет и вселится Он
    Во обиталищах ваших».

    Провозглашал Иоанн:
    «Тот, Кто идет за мною,
    Был Он прежде меня.
    Голос я, а не Слово.
    Я – светильник, не Свет
    И звезда, что восходит,
    Пред лицем Солнца Правды».

    И в пустыне взывал
    Иоанн, возвещая:
    «Грешники, злобы всей
    Днесь отвергнитесь вашей.
    Плод покаяния вы
    Ныне Творцу сотворите.
    Вот Он идет разделить
    Плевелы от пшеницы».

    Солнце, победу свершив,
    Тайны знак показало,
    Ибо оно взошло
    На двенадцать ступеней.
    День же тринадцатый днесь
    Символ свершенный Сына
    С ближними учениками.

    Побеждена была тьма,
    Да побежденного явит
    Нам сатану, победил
    Свет, чтоб явить
    Единородного Сына.
    С тьмами повержена тьма,
    Свет воссиял и светила,

    И из высот и глубин
    Два проповедника Сына:
    Светлая свыше звезда
    Его проповедала с неба;
    Долу же Иоанн
    Его от земли проповедал.
    Два проповедника – два,
    Се – земной, се – небесный.

    509

    Источник: Татиана

Популярные за неделю

Вернуться на главную

Рекомендуем