А мне
  • В память вечную будет праведник

    Двадцатилетию блаженной кончины схиархимандрита Феофила (Россохи) посвящается

    22 марта 1996 года, в день памяти сорока Севастийских мучеников, отошел ко Господу вселюбимый киевский старец, схиархимандрит Феофил(Россоха)
    Его многотрудная жизнь поражает высотой самоотречения ради Христа. Тернистый путь скитаний его в многоскорбной земной юдоли, подобно жизни многих подвижников благочестия, исполнен глубокого таинственного смысла и в значительной мере сокрыт от наших глаз. Немногое мы знаем о его детстве, юности, событиях, предшествовавших вступлению на путь крестоношения. Да и, вероятно, это не настолько важно, ибо время — условность, имеющая значение лишь в бренном «мире сем».
    Скупые сведения о жизненном пути старца, никогда не стремившегося к земной славе и всеми доступными средствами избегавшего ее, свидетельствуют о тех лишениях и скорбях, которые он добровольно принимал, чтобы уподобиться тем христианам, которые познали гонения, лишения и смерть ради Христа. Он жил в мире, как проказой, разъедаемом страстями, охваченном растлением, и, не имея возможности радикально изменить его, стал, как писал архимандрит Рафаил (Карелин), затворником в собственном сердце, открытом Богу, сознательно заужая свой путь и отсекая на нем все лишнее, плотское, страстное. Итак, обратимся к фактам.

    Схиархимандрит Феофил (в миру Петр Саввич Россоха) родился 10 августа 1928 года в селе Калита Киевской области Броварского района в небогатой, но благочестивой православной семье. Отец его, Савва, был церковным старостой и псаломщиком, а мать, Прасковья, — домохозяйкой, — скромной, благочестивой женщиной, любившей Господа и стремившейся служить ему. На исходе земного пути она приняла иноческий постриг, к которому, очевидно, шла всю жизнь.
    Семья жила небогато, но достойно.
    Христолюбивые родители сумели с детских лет привить сыну любовь к Богу и Церкви. Он с превеликой радостью ходил в Никольский храм, с удовольствием пел на клиросе, ревностно исполнял послушание псаломщика. На всю оставшуюся жизнь он полюбил строгие церковные службы, пост и молитву.
    Жизнь простого сельского паренька, исполненная трудов и лишений, была достаточно нелегкой. Но его боголюбивая душа всегда была устремлена к Господу. Сладость молитвы, помогавшей в обычном крестьянском труде, маленький Петр познал с ранних лет. Живя от трудов своих и нередко испытывая затруднения, особенно в неурожайные годы, родители не только переносили их благодушно, но и по мере возможности поддерживали других, уделяя от щедрот сирым и неимущим.
    Вопрос выбора жизненного пути для юного Петра был однозначным. С раннего детства он хотел служить Богу. Поэтому по окончании семи классов общеобразовательной школы, в 1947 году Петр Россоха поступил в Киевскую Духовную семинарию, которая была торжественно открыта 18 февраля 1947 года. В качестве преподавателей здесь трудились выдающиеся киевские священники, обеспечившие живую связь между возрожденной духовной школой и дореволюционной академией. Одним из самых ярких преподавателей нового поколения был, бесспорно, Г. И. Шиманский, автор выдающихся учебных пособий по нравственному богословию и литургике. Именно в Киеве, преподавая Литургику, Шиманский активно работал над составлением пособия по этому предмету. Его главный интерес как богослова лежал в области исследования православного богослужения. В работе над этим курсом он пользовался советами выдающегося литургиста, профессора Киевской духовной академии М. Н. Скабаллановича.
    Талантливым проповедником и педагогом был также протоиерей Владимир Сокальский.
    Первоначально Киевская семинария располагалась в Михайловском монастыре. В 1949 году эта обитель была закрыта, и духовная школа вынуждена была переселиться в стилобат Андреевской церкви — место, мало подходящее для учебного заведения, лишенное помещений для студенческого общежития. Ходатайства патриарха Алексея I и Киевского митрополита Иоанна(Соколова) о предоставлении семинарии других помещений не были удовлетворены властями. Однако все эти сложности для молодого студента, пылающего духом богопознания, не имели никакого значения
    Учился Петр Россоха легко и охотно. По окончании семинарии в 1951 году в числе лучших учащихся был направлен в Московскую Духовную академию, которую закончил в 1955 году и получил звание кандидата богословия за курсовую работу «Нравственное совершенствование христианина по святому Иоанну Лествичнику».
    7 июня 1954 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I (+1970) студент Академии Петр Россоха был пострижен в монашество наместником Троице-Сергиевой Лавры архимандритом Пименом (впоследствии — Святейший Патриарх Московский и всея Руси; + 1990) с наречением имени Пафнутий в честь преподобного Пафнутия Киево-Печерского.
    18 июля 1954 года за Божественной литургией в лаврском Трапезном храме во имя Преподобного Сергия Радонежского митрополит Ловчанский Филарет (Болгарская Православная Церковь) ру молитвукоположил монаха Пафнутия во иеродиакона.
    7 марта 1955 года митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич; + 1961) в московском храме Святителя Николая, что в Хамовниках, рукоположил иеродиакона Пафнутия во иеромонаха.
    По окончании Московской Духовной академии иеромонах Пафнутий некоторое время нес послушание в Троице-Сергиевой Лавре, а затем согласно его прошению и

    Кто ваш Небесный покровитель? Узнать

    по благословению Святейшего Патриарха Алексия I был переведен в Киево-Печерскую Лавру. Так исполнилось его давнее желание вернуться в свою духовную колыбель, дабы подвизаться под молитвенным предстательством киево-печерских угодников Божиих.
    По Промыслу Божию свое дальнейшее церковное служение иеромонах Пафнутий совершал в различных епархиях Русской Православной Церкви. В 1958 году он был назначен секретарем Алма-Атинского Епархиального управления, затем с 1959 по 1960 год был ключарем Никольского кафедрального собора г. Алма-Аты. С 1960 по 1962 год он — настоятель одного из храмов в Костромской епархии, после чего был переведен в Саратовскую епархию, где служил в течение пяти лет: вначале штатным священником Троицкого кафедрального собора г. Саратова, затем — настоятелем Михаило-Архангельской церкви с. Дергачи Саратовской области. Около года он подвизался в Свято-Успенском Жировицком монастыре (Слонимский район Гродненской области), затем с 1968 по 1970 год находился в братстве Свято-Успенского монастыря г. Одессы, после чего был переведен в Полтавскую епархию.
    В 1975 году архиепископ Ташкентский и Средне-Азиатский Варфоломей (Гондаровский; + 1988) назначил игумена Пафнутия настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы г. Мары (Ташкентская епархия), а в 1983 году — настоятелем храма Покрова Божией Матери с. Покровка Таласской области Манасского района (Ташкентская епархия). С 1983 года он совершает богослужения в Успенском кафедральном соборе г. Ташкента.
    После открытия Киево-Печерской лавры в 1988 году игумен Пафнутий вновь был переведен в Киевскую епархию и стал одним из первых лаврских насельников, в апреле 1993 года митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром был возведен в сан архимандрита, а в августе 1993 года назначен наместником киевской Китаевской Свято-Троицкой пустыни, возвращенной Русской Православной Церкви в 1992 году.
    В апреле 1994 года наместник Киево-Печерской лавры архимандрит Павел (Лыбидь) совершил постриг архимандрита Пафнутия в схиму с наречением имени Феофил — в честь местночтимого святого Феофила, Христа ради юродивого, рака с мощами которого находится в Свято-Троицком храме, расположенном на территории монастыря.
    За ревностное служение Святой Церкви Святейший Патриарх Пимен в 1977 году на Пасху Христову удостоил архимандрита Пафнутия права ношения Креста с украшениями, а в 1979 году наградил Патриаршей грамотой.
    Более тридцати лет схиархимандрит Феофил окормлял вверенную ему от Господа паству, следуя заветам апостола быть «образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим. 4, 12). Обладая даром слова, он неустанно проповедовал веру Христову, просвещая неверующих, обращая заблудших, укрепляя колеблющихся. Его проповеди были просты, искренни, вдохновенны и потому всегда находили отклик в сердцах людей.
    Жизнь его была подлинным воплощением евангельской любви к Богу и людям. Сострадая человеческому горю, беря на себя тяжкое бремя человеческих грехов, возносил он пламенные молитвы ко Господу и великим терпением, снисходительностью и примером своей добродетельной жизни обращал на путь истинный многих заблудших и утративших надежду на спасение.
    С именем схиархимандрита Феофила связано возрождение одной из древнейших святынь земли Киевской — Китаевской Свято-Троицкой пустыни. Основанная в XII веке при благоверном князе Андрее Боголюбском и долгое время находившаяся в запустении, обитель вновь обрела жизнь благодаря заботам и молитвам мудрого пастыря и руководителя. За время его недолгого настоятельства на территории монастыря были полностью восстановлены церкви в честь Двенадцати апостолов и преподобного Серафима Саровского, создана богадельня для больных и немощных, возвращена часть ранее принадлежавших монастырю зданий, восстановлены пещеры, где в XVIII веке подвизался монах-затворник Досифей, некогда благословивший на подвиг преподобного Серафима Саровского.Мощи прп. Феофила, Христа ради юродивого
    При жизни схиархимандрита Феофила Китаевский монастырь стал местом паломничества многих страждущих от различных физических и душевных болезней. Зная его как мудрого и духоносного старца, люди шли к нему за помощью, советом и утешением и обретали их по своей вере и его молитвам.
    Испытав в своей жизни немало лишений и скорбей, схиархимандрит Феофил мужественно и с покорностью воле Божией переносил все невзгоды и до конца своих дней оставался верным сыном Православной Церкви.
    Схиархимандрит Феофил скончался 22 марта 1996 года на 68-м году жизни.
    С глубокой скорбью узнали верующие о кончине своего пастыря и молитвенника. В монастырском храме в честь Двенадцати апостолов у гроба почившего духовенство непрестанно читало Евангелие. В день погребения, 24 марта, отпевание возглавил Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир. При погребении схиархимандрита Феофила присутствовало множество верующих.
    Погребен отец Феофил на территории Китаевского монастыря близ Свято-Троицкого храма, возле могилы иеросхимонаха Феофила, Христа ради юродивого.
    Путь нравственного восхождения, -писал в своей кандидатской работе студент Московской Духовной академии иеромонах Пафнутий (Россоха), — является путем подвига и креста, самоотвержения и самоограничения. Этот путь многотруден и многоболезнен. Он связан со многими мучениями и скорбями… Но этот путь также является и путем света, красоты, святости, чистоты».
    Таков был путь и самого схиархимандрита Феофила. Решившись однажды следовать за Христом, он уже не сходил с этого пути, идя по нему с помощью всеукрепляющей благодати Божией. «Господь ведет различными путями к Себе, и на этом пути посылает людей, которые могут указать правильное направление и своим благодатным словом и молитвой укрепить идущего. Как на земном небе мы можем наблюдать множество звезд, каждая из которых имеет свое предназначение и силу, так и на земле каждый человек занимает определенное ему Господом место.

    639

    Источник: Татиана

Популярные за неделю

Вернуться на главную

Рекомендуем