А мне
  • Церковь славит преподобного Иоанна Лествичника

    В четвертое воскресенье Великого поста Церковь напоминает об аскетике — освобождении от сетей диавола, расставленных повсюду в этом мире. Путь человека к Богу представлен 30-ю ступенями восхождения, описанными преподобным Иоанном Лествичником, первая из которые есть решимость отречения от мирской жизни, и последняя — союз в человеке трех главных добродетелей — веры, надежды и любви.
    ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ СЛАВИТ ПРЕПОДОБНОГО ИОАННА ЛЕСТВИЧНИКА, ИГУМЕНА СИНАЙСКОГО
    Пустынный житель и в телеси Ангел/ и чудотворец явился еси, богоносе отче наш Иоанне,/ постом, бдением, молитвою Небесная дарования приим,/ исцеляеши недужныя и души верою притекающих ти./ Слава Давшему ти крепость,/ слава Венчавшему тя,// слава Действующему тобою всем исцеления.

    Вера воскрыляет молитву; и без веры молитва не может возлететь на небо.
    «Лествица», ст. 28, 26
    ИСПОЛНЕНИЕ заповедей Божиих заповедано нам в бессмертных духовных творениях святых отцов. Некоторые их них, всей жизнью своей истинно угодившие Богу, особенно отмечены благодатию Его и воспеваемы Церковью Христовой.
    В этот день Святая Церковь прославляет великого подвижника VI века, преподобного отца нашего Иоанна Лествичника, незабвенного игумена Синайской горы. Мы особо молитвенно почитаем его не только за святую, непорочную и праведную жизнь, не только за то, что он, как поется в одной из стихир, был «блажен, нечестивых всех советования низвращая». Особенно мы прославляем его за духовное богоносное наследие, оставленное в бессмертных творениях, открывающих путь восхождения в Небесное Отечество. Сегодня, почитая святого Иоанна, «на земли Ангела и на небесех человека Божия», благоукрашение мира духовного, «наслаждение благих», мы воздаем должную хвалу и поучаемся богодухновенной премудрости его, «источающей всеизобильную благодать
    Божию».

    «Лествица, возводящая на небо» — так именуется знаменитое душеспасительное руководство, написанное великим подвижником благочестия игуменом Синайской обители преподобным Иоанном. История этого вдохновенного труда такова. Святой Иоанн Раифский, желая получить истинное руководство в духовной жизни для себя и для братии вверенной ему обители, высоко ценя мудрость преподобного Иоанна, его беспрекословное о Господе послушание, украшенное и всеми добродетелями, обратился с просьбой о создании книги, подобной богописанным скрижалям, «в назидание новых израильтян, то есть людей, новоисшедших из мысленного Египта и из моря житейского».

    На создание этого величайшего духовного произведения преподобного Иоанна Лествичника подвигало истинное послушание монашеское, ибо обращение игумена Раифского Иоанна он воспринимал не как просьбу, а как повеление духовного наставника, со страхом и любовью, как искренний послушник и «непотребный раб превосходнейшего живописца», хорошо осознавая собственное недостоинство и понимая, что «Бог воздает награду не множеству даров и трудов, но множеству усердия». В сочинении преподобного Иоанна начертан путь меры и духовной гармонии, определенный напряженным духовным деланием и памятью смертной. Иноческая жизнь, а в более углубленном смысле и жизнь христианская вообще, есть путь постепенного, непрерывного восхождения по лестнице духовного самосовершенствования. Вот уже много веков «Лествица» является настольной книгой не только для монашествующих, но и для всех верных Господу нашему Иисусу Христу.

    Что же делает этот духовный труд значительным и актуальным даже для нашего непростого, суетного времени? Прежде всего, любовь к Богу и стремление приблизиться к Нему, стать достойными чадами Божиими. 30 степеней (ступеней) «Лествицы», научают нас борьбе с пороками и страстями, одинаково присущими всем людям — и инокам, и мирянам. Читая благословенное произведение преподобного Иоанна, внимая живому, чистому и полному силы слову его, мы постепенно поднимаемся по лестнице духовного совершенствования, воспитываемся в добродетелях, очищаемся от греховной нечистоты и восстанавливаем в себе образ Божий.

    В этот святой Великий пост, который мы с вами по Божией милости сейчас проходим, поучения и наставления отцов Церкви особенно важны и необходимы. Грех человеческий ловко «маскируется», прячется. И как трудно каяться, как трудно возненавидеть свои прегрешения, с которыми мы срослись всем существом и зачастую просто не замечаем их. Сложно увидеть грех внутренними очами, еще труднее поставить его перед своей совестью и действительно устыдиться, испытать к нему отвращение. Святая Церковь, поддерживая и укрепляя нас на поприще поста и молитвы, предлагает нам сегодня пример для подражания — образ преподобного отца нашего Иоанна Лестничника.

    Известно, что в возрасте шестнадцати лет пришел он на Синайскую гору, где в иноческой обители начал подвиг служения Господу. И, «обладая внешней мудростью, обучался небесной простоте». По прошествии девятнадцати лет Иоанн вступил на путь безмолвия и, избрав место, удобное для подвигов уединения, называемое Фола, провел сорок лет в неослабных трудах, «всегда пылая горящей ревностью и огнем Божественным». Он поднял такие труды иноческие, которые далеко не всем были под силу. Ел мало, голодом вопия к плоти своей: «Молчи, перестань!» От расслабленности и уныния восставлял душу памятью о смерти телесной, подавляя чувственные помыслы «невещественными узами святой печали».

    Кто ваш Небесный покровитель? Узнать

    Спал лишь столько, чтобы ум не повреждался от постоянного бдения. Много молился и писал книги, и это служило ему лучшим лекарством от уныния. Сокрушался всем сердцем и обливался слезами покаяния, живя в небольшой пещере у подножия горы. И когда братия Синайской обители избрали его своим настоятелем, воспринял это решение смиренно, но через четыре года вновь ушел в уединение. Около 80 лет от роду преподобный Иоанн с молитвой и славословием отошел в мир иной. Через благословенные наставления аввы Иоанна говорил Дух Святой. «Слову Божию отверз уста свои, привлек Духа, отрыгнул слово и из благого сокровища сердца своего изнес словеса благая», — так писал в кратком житии о нем некий честный и добродетельный монах раифский Даниил.
    Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким).

    808

    Источник: Татиана

Популярные за неделю

Вернуться на главную

Рекомендуем