А мне
  • 8 мая- Фомино воскресение, антипасха и доброе неверие апостола Фомы


    Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие (Ин 20.29).
    Апостолы поверили, что Христос Воскрес, только в конце первого дня, когда Он Сам явился им. Отсутствовавший в тот день Фома не верил даже апостолам: «если не увижу, не поверю» (Ин 20.25). Господь четырежды явился в день Своего Воскресения, затем, по прошествии недели, Он опять явился апостолам, которые продолжали в страхе сидеть за закрытыми дверями, еще не понимая, что произошло. Они не понимали — зачем Он Воскрес?

    Ученик Христов быв,/ Божественнаго собора апостольскаго сопричастник,/ неверствием бо Христово Воскресение известив/ и Того пречистую страсть осязанием уверив,/ Фомо всехвальне,// и ныне нам проси мира и велия милости.
    ВТОРОЕ пасхальное воскресенье — обозначается в России пугающим именем Антипасха. Услышав это слово, некоторые начинают думать, что речь идет о чем-то нехорошем: о грехах и ошибках священнослужителей, о мирских либо аскетических соблазнах… Но Церковь продолжает пасхальные торжества, а грех и соблазны, омрачающие ее земную жизнь, не слишком смущают верующих — им известно, что Церковь призвана вести к Богу людей, что все люди грешны, а раз так — нет причин удивляться, что грешников и уступки соблазнам можно найти в любом храме. Само же слово «Антипасха» означает «Противоположный Пасхе» — речь идет о противоположном первому пасхальному дню конце пасхальной недели. В этот день в ранней Церкви крестившиеся на Пасху христиане снимали с себя крещальную одежду и заново — в качестве преображенных крещением людей — вступали в мирскую жизнь.
    Всякое ли неверие пагубно для души? Кто ближе к Богу: неверующий, по зову совести исполняющий Христову заповедь любви к людям, или ненавидящий людей «верующий» фанатик? О возможности «доброго» неверия напоминает евангельский рассказ о неверии апостола Фомы. Фома долго терзался сомнениями, не решаясь поверить вести о Воскресении Христа. Но вот Воскресший зримо и осязаемо предстал перед апостолом — и сомнения разрешились. Рассказ о явлении Воскресшего Фоме читается в Русской Православной Церкви в день Антипасхи (отсюда другое название праздника — Фомино воскресенье). Фомино воскресенье как бы повторение Пасхи для тех, кто опоздал встретить Воскресшего.
    Неверие Фомы было добрым — оно рождалось не из злой и пагубной для души неприязни к Богу и Христу, а из боязни трагической ошибки. За неверием Фомы скрывалась глубокая любовь к распятому Учителю. Но если возможно доброе неверие, то становится легче понять стремление тысяч и тысяч христиан молиться за живых и усопших инаковерующих, некрещеных, неверующих… Молитва «за весь род человеческий» вполне созвучна Евангелию — ведь Христос пришел спасти всех. Евангелие говорит, что Христос «просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин. 1, 9). Заметим — всякого человека, а не только христианина или только верующего. Храмовая молитва за инаковерующих и некрещеных некоторым кажется нарушением старых средневековых правил. Но всегда возможна молитва домашняя (келейная). К тому же Христова любовь выше буквы правил.
    С особой силой потребность молиться за всех усопших ощущается в дни пасхального заупокойного поминовения. Многие из тех, кто почти не бывает в храмах, в эти дни стараются помянуть оставивших земную жизнь, не слишком задумываясь об их вере. В этом году пасхальное поминовение усопших (Радоница) в Русской Православной Церкви приходится на 10 мая. Воскресение Христа — залог всеобщего воскресения, и потому богослужение Радоницы светлое и оптимистичное.

    1708

    Источник: Татиана

Популярные за неделю

Вернуться на главную

Рекомендуем