А мне
  • Встретим во храме молитвенный час... Еще раз о Новом годе


    Сейчас многие православные задумываются над тем, можно ли в Рождественский пост предаваться веселию, встречая Новый Год. Некоторые полагают, что это недопустимо. К примеру, глубоко уважаемый нами архимандрит Алипий (Светличный) по этому поводу пишет: Праздновать ли Новый год? — вопрос не праздный. Его задают мне люди ежегодно. И каждый раз пытаюсь «разложить по полочкам».
    Для многих аргументом не празднования является Рождественский пост. Я бы согласился с этим, но ведь Рождественский пост не мешает нам праздновать праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы, или святителя Николая Мирликийского, именинные дни.
    Значит, все таки это не есть самый убедительный аргумент. Так, что — праздновать?
    Каждый раз смущает, вот это, просто таки религиозное отношение ко времени, благоговейное внимание к движению стрелки и печатление ритуальным поведением условного перехода в численное изменение даты. А вас — нет?
    Новый год- праздник обожествления времени, придания ему особого статуса в нашей жизни. Время в день Нового года приобретает властвующий характер, отнимающий чувство Вечности.
    Я, будучи молодым, весьма досадовал, что у Церкви не сохранилось точных дат Евангельских событий и что все даты празднований, включая Рождество Христово и Пасху Господню, совершенно условны. Мне трудно было понять, что для Церкви важно было само событие, а не летописная фиксация хроник.
    И только с возрастом я оценил эту невольную мудрость, которая не позволила нам сакрализировать время, обожествлять даты, удаляя из них саму глубину спасительного смысла.
    Сегодня Юлианский календарь — просто благочестивая данность традиции, которая связывает нас с нашими святыми предками земным летоисчислением. И в этом смысл соблюдения календаря, который стал определенным символом спасительного восхождения в Вечность Господню преждеживших во времени. Но сам календарь не спасает. А потому и обожествлять его нет нужды.
    Однако, праздник Нового года ярко выраженное язычество с характерным для вакханалий ритуалом. И соответсвующими приметами: «Как Новый год встретишь...»
    К дате относятся мистически. Проводят «старый» год, встречают «новый». Персонифицируют даты, наделяют годы характером.
    Много еще можно об этом писать. Но я, как христианин, почувствовал всю неестественность соучастия в этой разгульном веселии. И повода для радости так же не вижу.
    Рождество Спасителя, Его Воплощение ради моего спасения- радость, которой я не достоин. Но Он Сам избрал этот путь, на котором и я оказался, потому что я, будучи человеком грешным, все же чаю спасения. Я не могу не согласится с Церковью, что Христово Воскресение — праздников Праздник и Торжество из торжеств! В Пасхе все веселие человека, поскольку в ней ЖИЗНЬ!
    А Новый год? — праздник близости физической смерти во времени? Не нам ли стоит трезво признать, что в следующем году мы обильно будем пожинать известия о смерти близких, знакомых, каждый из нас умрет в один из празднуемых годов… Ложный праздник, подмена, которая не имеет смысла, но служит коммерческим интересам.
    Вот уже пятнадцать лет в нашем храме совершается в разгульную ночь внешнего мира Всенощное бдение памяти святых мученика Вонифатия и преподобного Илии Муромца. В этом году это еще и великий праздник воспоминания Воскресения Господня.
    Пожалуй, это лучшее решение для ночи, в которую не дадут спать.Ночи, наполненной странными пожеланиями и сомнительным торжеством.
    Протоиерей Алексий Уминский, настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохлах придерживается иного мнения.
    – Я с детства очень люблю Новый год. Для меня этот праздник связан с семейным уютом, с радостью от подарков – как и для каждого советского ребенка. Потом, когда я вырос, праздник отмечали студенческими посиделками – и это тоже нормально для молодого человека; правда, тогда я не был воцерковлен. Потом, конечно, все поменялось, но все же Новый год оставил положительный след в моей жизни. Но всему свое время: подвыпившие взрослые, бегающие ночью по улицам и кричащие: «Ура! Новый год!», видимо, что-то недополучили в детстве.

    Есть мнение, что православному вообще не нужно праздновать Новый год. Конечно, некоторые вещи недопустимы, такие как разгул и алкоголизм, но ведь можно отметить и по-другому.

    Сейчас для меня праздник связан с новым осмыслением прошедшего года своей жизни, переходом на новую ступеньку своего бытия. Уже в течение многих лет я этой ночью служу Божественную литургию. Обычно собирается не так много людей, человек 50, но мы как-то очень радостно служим эту литургию, мы начинаем новый год с молитвы и причастия. А после службы – на трапезу все вместе. В основном с нами наши постоянные прихожане. Но часто заходят и случайные люди с улицы: вышли погулять, кругом взрываются петарды-хлопушки, а тут вдруг – открытый храм, колокола звонят… Заходят, любуются иконами, кто-то и до конца литургии остается. И такое неожиданное впечатление в новогоднюю ночь надолго им запомнится.

    Кстати, многие храмы в новогоднюю

    Кто ваш Небесный покровитель? Узнать

    ночь открыты. Украинская Православная Церковь даже разместила на своем официальном сайте внушительный список храмов, в которых будут проходлить глчные богослужения. Возглавляет этот список, разумеется, Киево-Печерская лавра.
    А вот каково мнение глкюлел уважаемого всеми епископа Тихона (Шевкунова), наместника московского Сретенского монастыря:
    – В конце декабря 1994 году передо мной как перед настоятелем подворья Псково-Печерского монастыря (так именовался тогда нынешний Сретенский монастырь) встал простой и весьма прагматический вопрос: как в этот первый год существования возрожденной обители пережить новогоднюю ночь? Как заложить такую традицию, которая обеспечила бы нам и соблюдение поста, духовного и телесного, и, в то же время, мы смогли бы не причинить огорчения нашим близким? Не скрою, что немало наших друзей и прихожан, не говоря уже о родителях, от всей души приглашали нас разделить с ними этот праздник и совершенно не понимали наших объяснений и отговорок.

    Надо сказать, что в Сретенском монастыре мы никогда не относились к этому празднику жестко и нетерпимо. Для нецерковных и малоцерковных семей Новый год – может быть, единственный семейный праздник, оставшийся сегодня в России, когда семья собирается вместе и действительно может ощутить себя семьей. Таких событий очень немного в жизни современного человека, и разорять это нельзя. Но можно постепенно попытаться это воцерковить.

    Мы всегда говорим нашим прихожанам, что если их родные и близкие хотят отметить Новый год, то нельзя лишать их этой радости, при том что православный христианин, конечно же, не должен при этом нарушать пост, но задача его – привнести свет Христов, радость ожидания Рождества Христова в этот праздник.

    Итак, исходя из всех этих проблем и забот, и было решено совершить в ту новогоднюю ночь Божественную литургию.

    Сначала мы предполагали, что на службе будут только монахи и, может быть, несколько наших самых усердных прихожан. Но, к нашему удивлению, храм оказался полон. Среди наших прихожан много православных семей, и это оказалось замечательной возможностью решить непростой для них вопрос празднования Нового года. На следующий год людей пришло еще больше, а дальше еще и еще!.. Потом мы узнали, что и в других храмах был воспринят этот опыт.

    Наш монастырь находится в самом центре Москвы и ровно в полночь салюты и взрывы петард заглушают первую ектенью. Мы относимся к этому спокойно. Никто – ни монахи, ни наши прихожане, – конечно же, не осуждают тех, кто не стоит в это время в храме. В слове перед литургией мы каждый раз говорим, что будем особо молиться за наших домочадцев и друзей, которые в этот час каждый по своему празднуют Новый год.

    Все чаще на эту литургию приходят невоцерковленные родные и близкие наших прихожан. И всякий раз эта ночная служба производит на них удивительно глубокое, сильное впечатление. Служим мы в эту ночь несколько быстрее обычного, чтобы люди успели на метро. Причащаем из четырех-пяти чаш. Литургия длится около полутора часов. Вся братия, да и большинство прихожан, обычно причащаются Святых Христовых Таин.

    В христианстве была древняя практика воцерковления языческих праздников и традиций. Быть может с чем-то подобным мы сталкиваемся и сегодня.

    1117

    Источник: Татиана

Популярные за неделю

Вернуться на главную

Рекомендуем