А мне
  • За что мы любим праздник Сретения?


    Протоиерей Димитрий Полохов, настоятель храма во имя Казанской иконы Божией Матери (Саратов):
    — Сретение — это очень хороший праздник, это Богородичный праздник, прежде всего, хотя мы об этом забываем,— но голубые священнические облачения напоминают нам, что день этот посвящен Богоматери. Моя жизнь сложилась так, что я почти все время служу в Богородичных храмах, и потому праздник Сретения Господня для меня — особая радость. Старец Симеон предрекает молодой Матери с Младенцем на руках страдание, и, хотя Евангелие ничего не говорит нам о Ее чувствах, мы не можем не понимать, что это момент трагический. Но он и светлый тоже, потому что страданиями Сына мы получили исцеление от греха.
    Этот праздник прививает нам еще одно необходимое чувство — любовь к храму. Ведь именно в храме происходит встреча человека с Богом — то самое сретение. Именно в храм пришло Святое Семейство с Богомладенцем, и по сей день родители приносят своих младенцев в храм, и с этого момента должна начаться христианская жизнь — возрастание во Христе. Именно об этом я обычно говорю в проповеди на Сретение.
    «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром…» — это древнейший христианский гимн, его пели еще Апостолы и их первые ученики. Не случайно он поется в конце вечерни, перед утреней: чинопоследование вечерни отражает ветхозаветную историю, а она, по сути, завершается старцем Симеоном, взявшим на руки Спасение Израилево. «Ныне отпущаеши раба Твоего… с миром» — это означает, что ветхозаветный Израиль исполнил свою миссию и может, наконец, обрести покой — мир с Богом. Мира нам всем часто не хватает; может быть, поэтому праздник Сретения так волнует людей, даже и мало осведомленных в Священной истории,— они чувствуют, какое огромное событие в нем заключено.
    Ольга Еремчук, псаломщица храма в честь Покрова Божией Матери (Саратов):
    — Я действительно очень люблю этот праздник, и вот сейчас, услышав ваш вопрос, задумалась: почему? И поняла, что он связан у меня с несколькими очень сильными переживаниями. «Ныне отпущаеши» — это ведь о смерти! И каждый раз, слыша это, я вспоминаю смерть моей прабабушки, которая была глубоко верующим человеком. Она лежала уже без сознания, ни на что не реагировала; мы, четыре родственницы, собрались у ее постели… И вдруг она открыла глаза. Ее лицо просветлело. Взгляд был исполнен глубокого смысла, в нем было уже что-то нездешнее. Она очень внимательно посмотрела в глаза каждой из нас, закрыла глаза и ушла… Я не была еще тогда верующим человеком, но это потрясло меня, и я вспомнила эту кончину, когда услышала «Ныне отпущаеши».
    Другое сильное переживание, связанное с праздником Сретения,— это именно переживание встречи с Богом. Я долго не могла прийти к Богу, но я всегда искала смысла жизни, во мне жила тоска по смыслу, и когда я, наконец, пришла в храм, я по-особому услышала это: «…яко видеста очи моя спасение Твое…» — мои глаза увидели спасение.
    И еще одна мысль неразрывно связана у меня с этим праздником, это тоже мысль о смерти: а как я сама-то буду умирать? Смогу ли я уйти с миром, благодаря Бога за то, что Он дал мне в земной жизни?

    Священник Дионисий Елистратов, студент МДА:
    — У меня есть личная причина любви к этому празднику. Именно на Сретение, в Сретенском храме три года назад я встретил свою будущую жену. Так что этот праздник — памятная дата в нашем семейном календаре.
    Но самое главное — то, что праздник Сретения для меня связан с Евхаристией. Сретение — это встреча, встреча со Христом. Евхаристия — тоже встреча со Христом. Гоголь в своих «Размышлениях о Божественной литургии» пишет: «Христос сошел Своею плотью, как во гроб, к нему (причастнику.— Е.Д.) в утробу, дабы, проникнув потом в тайное хранилище сердца, воскреснуть в духе его, совершая в нем самом и погребенье, и воскресенье Свое». Молитва святого праведного Симеона Богоприимца «Ныне отпущаеши» всегда читается в конце благодарственных молитв после причащения Святых Христовых Таин и, по мысли митрополита Вениамина (Федченкова), является как бы отпустом Литургии: «Люди причастились Господа. В древности даже принимали Хлеб в свои руки. И это так естественно напоминает нам святого Симеона Богоприимца, сподобившегося взять Богомладенца в объятия свои. Потому так уместна здесь и песнь его: «Ныне отпущаеши». Затем Симеон уходит от этой жизни, и причастники исходят из храма, и для них совершается Богом отпуст. Наконец, чувство мира, пережитое Богоприимцем, так близко и причастникам. Симеон мог уже спокойно умереть, приняв Спасителя; и причастникам Святые Дары служат залогом в Жизнь Вечную».

    Марина

    Кто ваш Небесный покровитель? Узнать

    Рахманова, доктор искусствоведения, специалист в области русской духовной музыки:
    — Священная песнь Симеона Богоприимца звучит в Церкви в течение веков, хотя далеко не всегда она пелась, было, что и читалась,— есть ведь разные способы выделения в службе самых важных моментов. Но в более поздние времена прижилось именно певческое исполнение, и среди множества таких песнопений сияет «Ныне отпущаеши» из «Всенощного бдения» Сергея Васильевича Рахманинова. В поздние годы, диктуя Оскару фон Риземану свои воспоминания, Рахманинов сказал о «Всенощной»: «Больше всего я любил там один фрагмент — из гимна «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром». Я бы хотел, чтобы его исполнили на моих похоронах». В устах всегда сдержанного, «закрытого» Рахманинова — редкое признание.
    Образ, который дал в этом песнопении композитор,— образ колыбельной, связывающей младенчество с глубокой старостью, образ лучей рассвета и лучей заката, соединяющихся в «Свете во откровение языков».
    Послушайте, как поет «Ныне отпущаеши» Иван Семенович Козловский (сейчас можно приобрести диск с записями духовных сочинений в его исполнении, сделанными в 1940–1950-е годы), и вы поймете, почему Рахманинов хотел проститься с миром именно этим песнопением.

    Протоиерей Александр Писларь, благочинный Краснокутского округа Покровской епархии, настоятель храма во имя Святой Живоначальной Троицы г. Красный Кут
    — Одно из самых сильных духовных переживаний, рождающихся в моей душе на богослужении праздника Сретения Господня, в частности при пении «Ныне отпущаеши», связано с надеждой на мирную и непостыдную кончину. Каждому христианину присуще ожидание встречи с Богом по окончании земного пути – это делает праздник особенно близким. Радость, с которой встречает старец Симеон Младенца Иисуса Христа, может стать радостью всякого человека, если он будет готов ко встрече со своим Творцом. Но надо, чтобы такое сретение произошло во время земной жизни, иначе в вечности душа будет просто к этому неспособна. По-настоящему встретиться можно только лишь с тем, кого любишь. Поэтому вся жизнь христианина есть стяжание через духовный подвиг дара любви к Богу.
    Священник Стахий Жулин, настоятель храма во имя святых Царственных страстотерпцев Покровской епархии (поселок Озинки):
    — Я люблю этот праздник за его красивое, торжественное, глубокое богослужение, напоминающее нам о личной встрече человека с Богом, которая есть тайна и фундамент искренней веры. «Приидем и мы, песньми Божественными Христа усрящем и приимем Его, Егоже спасение Симеон виде»,— поется в одной из стихир праздника. Что же увидел Симеон? О чем хочет сказать Церковь-мать своим чадам? Тайна внутренней встречи старца Симеона с Богомладенцем раскрыта, мне думается, в словах святого преподобного Симеона Нового Богослова, который говорит, что там, где глубокое смирение, там и слезы обильные, и присутствие Святого Духа, а следовательно, чистота и святость. Такой человек «зрит Бога, и Бог призирает на него». Ибо Господь говорит: на кого воззрю, токмо на кроткого и молчаливого, и трепещущего словес моих (Ис. 66, 2). Дух Святый удостоил Симеона Богоприимца откровений и дал возможность зреть Спасителя, что изгнало боязнь смерти. Поэтому он, по его собственному выражению, с миром отходил туда, куда другие не могут взирать без трепета.
    Поэтому каждый раз во время пения торжественно глубоких слов «Ныне отпущаеши раба Твоего…» мне на ум приходит одна только мысль — «Господи, помилуй!»…

    Священник Максим Куров, секретарь Епархиального управления Балашовской епархии
    — Сретение — особенный праздник. Он посвящен Господу, но при этом смысловое наполнение большей части молитвословий относится к Богородице, и для меня по восприятию это — Ее праздник. Одно из моих любимых песнопений «Ныне отпущаеши» связано с детскими воспоминаниями о том времени, когда я стал бывать на архиерейских службах в кафедральном соборе Воронежа (я родом из Воронежской области). Больше всего меня поражало, как читал Евангелие праздника наш ныне покойный протодиакон Георгий, который слова Симеона Богоприимца пропевал как соло из знаменитого произведения Михаила Строкина. Я слушал его, как завороженный, и у меня возникало желание тоже стать протодиаконом и быть похожим на отца Георгия. Но слова светлой молитвы «Ныне отпущаеши» неразрывно связаны и с пророчеством старца Симеона, данным Божией Матери: «се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле, и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдет душу…» (Лк. 2: 34-35). Страшно представить, что испытала Пречистая Дева, когда услышала это страшное предречение. Апостол Лука указывает нам только на то, что Она слагала эти слова в сердце Своем (Лк. 2:51). То есть праздник Сретения Господня по своему настроению тоже двоякий. Он и радостный, и в то же время не позволяющий нам забыть о тех трагических событиях, которые произойдут с только что пришедшим в мир Богомладенцем. И тоже, наверное, неслучайно, Сретение – это последний двунадесятый праздник, предшествующий спасительным дням Великого поста, в которые мы с покаянием вспоминаем и молитвенно проживаем путь Господа через Голгофу к Воскресению.
    Михаил Смирнов, инженер-геолог, певчий храма во имя святого равноапостольного князя Владимира (Саратов):
    — Что касается молитвы «Ныне отпущаеши...» — вот тут так сразу не объясню… Очень личное… Ну, примерно так: это самая моя любимая молитва вообще. Трепещет душа пред величием Божиим! Ощущаю себя действительно стоящим перед Ним. И именно «рабом, ничего не стоющим», вроде того сапожника из Александрии, что ответил Антонию Великому: «Все спасутся, один я отправлюсь во ад». И ощущение конца земной жизни тоже присутствует: светлое, но в то же время и скорбное. Но это все относится к первой половине молитвы, включая слова «по глаголу Твоему, с миром...» А далее как вроде бы и не ко мне относится,— ведь не видели очи мои ничего, значит, мне бы и произносить слова сии не подобает. И как осмелюсь благословить Младенца?! Только остается упасть на колени и прошептать: «Что повелишь рабу Твоему, Владыко?».
    Господи, не вмени мне в вину слова сии!

    1588

    Источник: Татиана

Популярные за неделю

Вернуться на главную

Рекомендуем