А мне
  • Восьмой столп России

    В моей жизни было несколько святых, с которыми у меня «сложные отношения». Иоанн Кронштадтский, Ксения Петербуржская, Матрона Московская. Я много лет относилась к ним равнодушно, подчас – скептически. Потом Ксеньюшка помогла мне, и я смогла открыть ей свое сердце – или наоборот. С батюшкой Иоанном наши отношения по-прежнему натянутые, а вот с Матронушкой все еще сложнее.

    Несколько лет назад мне пришлось два года проработать в столице. Я несколько раз меняла там место жительства, но это всегда было буквально в двух шагах от Покровского монастыря. Проекты были тяжелые, бесконечно задерживали зарплату, сама по себе работа и взаимоотношения были очень напряженными. И все два года бесконечного стресса я практически каждый день говорила себе, что надо зайти к Матронушке. И то меня останавливала погода, то усталость, то пробки, то очередь, то еще что-нибудь. Последние две недели моего московского пребывания выдались особенно тяжелыми, и буквально в состоянии нервного срыва я заползла в ограду обители. Выходила я оттуда через несколько часов, спокойная, любящая весь мир, простившая всех и вся, готовая брать любые вершины. Наверное, несмотря на какие-то мои внутренние сомнения, теперь у нас с матушкой Матроной хорошие отношения!

    original (1)
    ***

    Родилась Матрона Дмитриевна Никонова, будущая святая, в 1881 году в селе Себино Тульской губернии, совсем недалеко от знаменитого поля русской славы — Куликова. Она была четвертым ребенком в небогатой крестьянской семье. Родители Матроны были уже немолоды, так что мать решила отдать ребенка в приют князя Голицына, находившийся в соседнем селе, но незадолго до рождения девочки увидела вещий сон. Женщине приснилась белая птица с человеческим лицом и плотно закрытыми глазами. Увидев в этом образ будущей дочери, Наталья передумала отдавать свое дитя; более того, хотя девочка родилась совершенно слепой (глаз не было вовсе – только глазницы, закрытые веками, прямо как у птицы из сна), мать искренне полюбила ее. Страхи родителей, что дочка будет лишним ртом, не просто не оправдались, а со временем были совершенно опровергнуты: Матрона стала кормилицей семьи.

    Но это случится позже, а пока девочка только начинает расти. С младенчества она являет собой образ жизни, о котором пишут в древних житиях — отказывается брать материнскую грудь в среду и пятницу. Во время крещения младенца все присутствовавшие видели над девочкой столб легкого и благоухающего дыма, что позволило местному священнику, отцу Василию, сказать, что этот ребенок будет свят. (Батюшка очень любил Матрону, всегда приходил ее причащать, когда она просила, а также сказал, что она сообщит о его смерти. Так позднее и вышло: однажды посреди ночи уже взрослая девочка проснулась и сказала матери, что отец Василий скончался — родители побежали в его дом и нашли священника мертвым.)



    Матрона была лишена обычных радостей детства и игр с другими детьми, которые только смеялись над ее слепотой, любили толкать ее или стегать крапивой, сажать в яму и смотреть, как она пытается на ощупь выбраться. Все это привело к тому, что девочка стала как можно больше времени проводить дома, выходя со двора только в церковь. Мать всегда знала, где найти дочку, если той не было дома — у западной стены за входной дверью храма. А искать вскоре пришлось часто: об открывшемся у Матроны даре прозорливости и исцеления узнали в округе, в Себино потянулись люди из соседних деревень. Девочка помогала просящим, а те в свою очередь одаривали ее родителей кто — продуктами, кто — деньгами.

    Когда Матронушке было 14-15 лет, дочь местного помещика взяла ее с собой в долгое паломничество по святым местам России. Киево-Печерская и Троице-Сергиевы Лавры, Санкт-Петербург, Кронштадт и множество других городов. В Кронштадте девушки встретились с отцом Иоанном — и он, подойдя к Матроне сквозь толпу народа, во всеуслышание объявил ее своей сменой, «восьмым столпом России».

    Возвращение домой было радостным, но вскоре омрачилось бедой: в 17 лет у Матроны отнялись ноги, и она на всю жизнь лишилась возможности ходить. Интересно, что сама блаженная заявляла, что знала о грядущей болезни: «Шла по храму после причастия и знала, что подойдет женщина и отнимет способность ходить. Я не избегала этого — такова была воля Божья». С этой минуты начинается пятидесятилетнее «сидение» матушки Матроны: она принимала страждущих сидя, а для сна тоже никогда не ложилась на постель полностью, лишь дремала «на кулачке».

    Svyataya-Matrona-prinimaet-posetitelnitsu

    Лишь единожды святая снова выйдет из дома ногами — ее будут вести под руки навстречу крестному ходу, идущему в Себино из Богородицка с

    Кто ваш Небесный покровитель? Узнать

    иконой «Взыскание погибших». Этот образ заказала иконописцу из Епифани сама Матрона, всю жизнь очень любившая иконы. Мать святой переживала, как оплатить такой заказ, но блаженная благословила женщин собирать деньги в окрестных деревнях. Известно, что среди жертвователей были два брата, один из которых с великой неохотой подал рубли, а второй, с насмешкой, — одну копейку.

    Когда собирательницы принесли пожертвования, то Матронушка достала эти рубль с копейкой и велела отдать обратно со словами «они все деньги портят». Не сразу сложилось и с иконописцем: перед началом работы матушка велела художнику покаяться во всех грехах, причаститься, а потом несколько раз настоятельно спросила, справится ли он с задачей, сможет ли, но мужчина был уверен в своих силах. Однако через некоторое время он пришел и признался, что икона никак у него не получается. Матрона велела ему все же исповедовать утаенный ранее грех, что тот и сделал в великом трепете. Вскоре образ был написан. «Взыскание погибших» стала главной местной святыней, прославившись многими чудотворениями и особенно помогая при засухе.

    Известно множество исцелений молитвами святой блаженной Матроны, рассказ о них занял бы огромное количество времени. Одно из них случилось так: в селе Устье, не очень далеко от Себина, жил мужчина, который вдруг, в одночасье, не смог двигаться, совершенно отказали руки и ноги. Сестра этого человека жила в Себине и очень почитала Матрону, а потому она тут же поехала за братом и привезла его к матушке. Сначала сестра пришла одна, спросить, примет ли блаженная больного, но та с порога спросила: «Ну что, говорил твой брат, что я ничего не могу, а сам сделался как плеть? Веди его ко мне, я помогу». Исцелив мужчину, Матрона указала, что только вера сестры ему и помогла.

    sf-cuv-matrona-din-moscova-6

    В сорок с лишним лет, в 1925 году, блаженная Матрона переехала жить в Москву, чтобы помогать там всем тем, кто, завертевшись в революционных вихрях, отпал от Бога и забыл Его. В силу многих причин святая не была прописана в столице, а потому ей часто приходилось менять место жительства, чтобы избежать ареста и не подвести приютивших ее людей. Известно множество случаев, когда она съезжала с квартиры буквально за несколько часов до прихода милиционера с ордером на арест. Однажды матушке даже пришлось покинуть Москву и уехать в Загорск к своему племяннику. Впрочем, она довольно регулярно ездила и в родную деревню, навестить родителей.

    Матрона предсказала войну и непрестанно, со слезами молилась. Она до самой смерти не переставала принимать страждущих, а люди шли нескончаемой толпой. Вопросы были преимущественно житейские, бытовые — про семью, работу, детей, место жительства. Много было и больных, просящих об исцелении. И особое, отдельное место занимали колдуны. Блаженная принимала всех, но колдунам помогать не спешила. Были люди, которые и ее саму считали простой знахаркой или даже колдуньей, но первым и главным залогом здоровья и благополучия Матрона всегда называла Церковь и Ее Таинства, а про колдунов говорила так: «Они Бога знают! Если бы вы так молились, как они, когда вымаливают у Бога прощение за свое зло!».

    sf-cuv-matrona-din-moscova-14

    Матушка Матрона смиренно переносила тяготы своей болезни, но приходящих к ней наставляла, что лечиться и беречь здоровье нужно обязательно, ведь тело – это «данный Богом домик, его надо ремонтировать». Поэтому и молилась она об исцелении всех, кто к ней обращался, лишь указывая порой, за что преподается этот урок.

    В пятницу 2 мая 1952 года блаженная Матрона отошла ко Господу, завещав: «Все, все приходите ко мне и рассказывайте как живой; я буду вас видеть и слышать и помогать вам. После моей смерти на могилку мою мало будет ходить людей, но через много лет люди узнают про меня и пойдут толпами за помощью». Так и получилось. В 1998 году были обретены мощи святой, а 2 мая 1999 года она была канонизирована как местночтимая святая, с «приставкой» Московская. Спустя еще пять лет, в 2004 году, Матрона Московская была причислена к лику общецерковных святых. С той поры Покровский монастырь ежедневно принимает толпы тех, кто идет к матушке со своими горестями, радостями, заботами и благодарностями.

    matrona1
    ***

    Современному уму может быть сложно вместить какие-то вещи из жития и поучений святой Матроны. И это может быть как запрет на пользование косметикой, так и мысль о том, что добровольное обречение себя на неходячий образ жизни стало крестом не только для самой матушки, но и для тех, кто ходил за ней, у кого она жила. Множество сомнений может одолевать человека, знакомого с Матроной Московской только по строчкам жития — и можно пытаться высокоумно объяснять какие-то вещи «народным православием», списывать на другую эпоху, стремиться вместить духовное разумом. Однако нужно лишь приехать в Покровский монастырь и зайти на могилу святой. Та благодать, которая прольется на вас, невзирая на все очереди, долгое время ожидания подхода к мощам, сутолоку и духоту, сделает все сомнения неважными, незначительными и глупыми.

    Источник Матроны.ру

    1853

    Источник: Татиана

Популярные за неделю

Вернуться на главную