А мне
  • Человек вам завидует? Сделайте ему комплимент

    Зависть иногда приходится изживать в себе годами, а иногда достаточно открыть душу Богу – и всё исчезнет.

    Зависть – это глубинное свойство души, это уже не феномен, не проявление, мы не так часто видим, чтобы человек говорил: «Я завидую Иванову, Петрову или Сидорову. Я хочу его жену, машину, дачу. Хочу его рост: у него рост 180 см, а у меня только 170». Мы этого не слышим, не видим. Эти вещи происходят в душах людей, и как священник, принимающий исповедь, я могу засвидетельствовать, что это частое, распространенное и болезненное состояние души.

    Десятая заповедь Моисеева закона гласит: «Не пожелай жены искреннего твоего, не пожелай дома ближнего твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего, елика суть ближнего твоего».
    зависть
    А что значит – не пожелай? Желание – природное качество. У меня, может быть, желание есть или спать, я ими не управляю, так же точно и желания недобрые, наши вредоносные страсти. Этим желаниям надо ставить заслон. Надо видеть их зловредность, их вирулентность, говоря медицинским языком, и, обнаружив их, ставить им препятствия. Не пускать их, не принимать этот завистливый помысел, говоря святоотеческим языком.

    Если я понимаю, что начинаю размышлять: «Эх, какие у него ботинки, а у меня такие слабенькие…», то как только такие мысли появятся, я скажу сам себе: это совершенно лишнее, ненужное, вредное, пустое и абсурдное! И мне уже легче, когда я прошу у Господа помощи в отторжении этого завистливого помысла.

    Есть замечательная притча. Какому-то человеку явился Сам Господь и говорит: «Ты такой хороший, благочестивый, исполню любое твое желание. Но учти, что все, что ты попросишь, твоему соседу я дам вдвойне». Человек задумался и сказал: «Господи, выбей мне глаз!» Вот это достаточно типичное проявление зависти.

    Заметьте также, что когда апостол Иоанн Богослов описывает в Первом Послании греховный мир, мир зла, он говорит о зависти. «Похоть очей» – что это, как не зависть? Похоть плоти, похоть очей и гордость – это три элемента, на которых в святоотеческих высказываниях фокусируется православная мысль. И зависть становится форпостом сатаны в нашей душе. Для преодоления зависти иногда приходится работать очень серьезно. А иногда достаточно трезвомысленно открыть свою душу Господу, и сразу все исчезает.

    Иногда, я должен вас предупредить, эти завистливые состояния, завистливые помыслы перерастают в настоящую страсть, буквально до параноидальной навязчивости.

    К сожалению, я встречал болезненные состояния, приближающиеся к психопатологии. Человек живет год за годом в состоянии: «Почему у меня так, а у него эдак?» Если, например, женщина не замужем, то у нее может быть навязчивая мысль, что Бог ее несправедливо лишил замужества. А если она замужем, то почему у нее муж такой, а не эдакий. Повод всегда найдется! Зависть устроена удивительным образом: предмет для зависти найдется всегда, насытить зависть невозможно в принципе.

    В чем преимущество богатых стран? Наши неразумные соотечественники нередко говорят: «Почему у меня пенсия 5000 рублей, а у него дом и дача трехэтажная? Как это плохо, несправедливо, вся наша жизнь устроена неправильно, вся наша страна не такая как нужно…» А в странах с более установившейся нормальной жизнью – у этого трехэтажный дом, у этого тридцатиэтажный, у этого двадцать тридцатиэтажных домов, и так далее. И всем становится понятно, что мысли эти совершенно никуда не ведут, они пустые.

    Социальная почва в богатых странах, как ни странно, более благополучна для устранения зависти. И отлично. Наша страна, потихонечку входя в новые нормы социально-гражданской и экономической жизни, тоже даст нам такую возможность.

    Главное, для избавления от зависти человеку надо обнаружить этот яд в своей душе. И как в медицине – пока яд на меня действует, а мой организм сигнала не дает, что это яд, то уже понятно… А если организм сигнализирует, что это яд, то что-то произойдет – или меня стошнит, или еще что-то будет, при обнаружении яда действуют силы иммунитета, и человек освобождается от него. Это самое главное. Что это? Покаяние! Человек должен обнаружить в себе грех и дальше начать от него избавляться.

    Пару слов о том, кому завидуют. Здесь уже подход немного другой. Если я знаю, что мне кто-то завидует, то ситуация опасная, вспоминая Шекспира, Отелло. Может быть очень плохо, если я эту зависть не обнаружу, не начну правильно позиционировать себя, свою жену или своего мужа, свое социальное положение или свое служебное положение. Если с завистником неправильно обойтись, игнорировать его, можно только хуже его раздразнить, и он может дойти вплоть

    Кто ваш Небесный покровитель? Узнать

    до преступления – вспоминайте Яго, Отелло.

    Поэтому, с одной стороны, нужно просто знать, откуда можно ждать удара, а, с другой стороны, можно пойти на некоторые шаги умиротворения, можно этому завистнику подложить какую-то сладкую пилюлю, снисходя к его немощи.

    Если вы видите, что человек вам завидует, скажите ему какой-то комплимент или как-то его утешьте, не подавая вида, что вы знаете о его зависти. Если он завидует вашему здоровью, то пожалуйтесь ему на свои болезни. Если он завидует вашему богатству, то поделитесь с ним, как трудно, тяжело стало.

    Не могу сказать, что это прям так исцелит его, это как болеутоляющее: если у кого-то болит голова, то одно дело его серьезно лечить, другое дело – дать таблетку анальгина. Таблетка не вылечит, но боль облегчит. Вот примерно такой подход.

    Подготовила Тамара Амелина

    Источник: Православие и мир

    2029

Популярные за неделю

Вернуться на главную

Рекомендуем