А мне
  • Таланты

    На днях, как обычно, когда сел к рабочему столу, просмотрел сначала почту, а потом православные сайты в Интернете.
    Среди опубликованных новостей меня остановило интервью с Игорем Растеряевым, поэтом, музыкантом, исполнителем собственных песен, которые сегодня так популярны по всей России. Если кто еще не знает этого поистине народного русского исполнителя под гармошку собственных песен, горячо советую их прослушать.
    Все в этом человеке необычно — как он поет, как держится на сцене и в жизни, как о себе говорит – ни капельки не позируя, не стараясь быть модным, как наши многочисленные артисты сегодняшние – все, как один, вдруг ставшие бритоголовыми и небритость, неопрятность почитая за особый «шарм».
    Игорь Растеряев к тому же и замечательно рисует, вместе со своим другом Лехой Ляховым оформляя песни изображениями, которые на современном жаргоне называются «клипами». Известен он стал благодаря им, выложенным в Интернете.
    Гармошку фирмы какой-то «Чайки», хотя она и рассыхается, и кнопки у которой западают, и «хрипит» она, не заменяет и не выбрасывает, а продолжает с ней выступать, считая, что именно она принесла ему столь быстрый, непредсказуемый всенародный успех.
    Песни его потому стали популярны, что они говорят о том, что думает и носит в себе народное сердце, что рвется наружу, ждет только момента, чтобы оформиться в слова. И обязательно находится человек, который и выражает это заповедное чувство — в слове, мелодии, песне.
    Этим человеком и стал сегодня Игорь Растеряев – ни на кого не похожий, «сам себе голова», самобытный, тот, кого называем «самородком», талантом.
    Из интервью следует, что он потомственный донской казак, музыкального образования у него нет. Правда, он признается, что получил театральное образование в Петербургском ВУЗе. Но, тут же, смеясь, то ли в шутку, то ли всерьез говорит, что и музыкального слуха у него тоже нет. И про стихотворное ремесло, поэтическую науку говорит, что она ему не ведома. И что, слава Богу, он не стал учиться на журфаке, куда ему была открыта дорога, потому что больше всего не хотел системных знаний, и более всего заранее тяготился тем, что обучаясь журналистике, придется «ломать язык», изучая английский.
    Так откуда же берется такая часто чеканная, образная и точная, глубинная по мысли поэтическая форма его песен? Отчего «пиликанье» на самой заурядной гармошке так трогает душу? Отчего и изображения к «клипам» находятся такие точные, пронзительные, падающие прямо в сердце?
    И еще много других вопросов возникает, когда слушаешь и видишь Игоря Растеряева, которого сегодня уже зовут «комбайнером» по названию одной из лучших его песен.
    Ответы на эти вопросы для православного человека, конечно же, есть, и они просты. Господь дал ему талант, Господь выбрал его тем сосудом, который и наполнил чуткостью его сердце, отзывчивостью на скорби и радости времени ( более всего, конечно, на скорби).
    Господь указал ему путь, по которому идти.
    Как тут не вспомнить причту Христову о талантах.
    Талант — денежная единица в древней Иудее, ставшая символом меры вещей, значимости наших способностей. Мы, конечно, помним, что талант в землю зарывать нельзя. Ибо тот раб, который зарыл деньги в землю, и оставил их лежать мертвым грузом, был изгнан хозяином, как нерадивый и никчемный. А два других раба, пустившие деньги в дело, получили одобрение и награду хозяина, потому что приумножили свои таланты.
    То есть теперь от самого Игоря зависит, будет ли он приумножать свой талант, или зароет его, не воспользовавшись тем даром, который дал ему Бог.
    Это, думаю, и самому Игорю и без меня понятно. И я бы не стал писать эти строки, если бы меня внезапно не поразило одно обстоятельство.
    Дело в том, что я школьником, отчасти студентом, играл в футбол. Любовь к этому виду спорта жива во мне и сейчас. И когда я усаживаюсь перед телевизором во время футбольных матчей, особенно важных, международных, то слышу от домашних укоризненные нарекания. Грешен, каюсь. Оправдываю себя тем, что у Дмитрия Шостаковича, например, на полях некоторых его партитур замечены футбольные таблицы чемпионатов СССР по футболу.
    После наших очередных неудач, когда даю себе слово больше не смотреть футбол, по прошествии некоторого времени все же опять включаю телевизор. С надеждой: а вдруг наши все же исправились, стали играть, как в моем послевоенном детстве, когда наша «команда лейтенантов» громила родоначальников футбола в самой Англии? Когда Константин Бесков, Всеволод Бобров, Алексей Хомич были любимцами не только нашими, пацаньими, но и всей страной. Отец, журналист, не болельщик, привез мне из Москвы в подарок прекрасный альбом, названный «19:9» — таков был общий счет в нашу пользу игр сборной СССР по футболу в Англии.
    Этот

    Кто ваш Небесный покровитель? Узнать

    альбом я очень долго хранил, и очень жалею, что он затерялся.
    Несколько дней назад наша сборная опять «продула». И что обидней, посредственной команде из Австрии. В отборочном цикле на первенство Европы у нас всего одна победа – над командой, по сути любительской, из карликового государства Лихтенштейн. И это при том, что нашу сборную тренирует итальянский специалист « с именем».
    Зовут его Фабио Капелло. Между прочим, сеньор Фабио, как уважительно называют его наши спортивные чиновники, на сегодня один из самых высокооплачиваемых футбольных тренеров в мире. Какую команду он подготовил, мы видим воочию.
    Ладно, это замечание «на полях», о футболе я заговорил по другому поводу.
    Я вдруг понял, на кого удивительно похож Игорь Растеряев.
    На лучшего игрока в современном футболе аргентинца Лионеля Месси, который играет за одну из лучших футбольных команд мира — испанскую «Барселону».
    Этот обаятельный парень уже дважды получал награду «Золотой мяч» на торжественных церемониях как лучший футболист мирового футбола.
    Очень скромный, даже несколько застенчивый, Лионель неудержим на поле. Как он умеет перекладывать мяч с необыкновенной быстротой идя на ворота соперника, уму непостижимо. Защитники сегодня – это «амбалы», высокорослые, иногда даже угрожающего вида атлеты. Но Месси, среднего роста парень, может, даже чуть ниже среднего, бесстрашно идет на них, и часто защитникам ничего иного не остается, как сбить Лионеля с ног.
    Месси не корчится от боли, катаясь по полю, как многие другие «звезды», не изображает из себя чуть ли не убитого злодеями-защитниками. Он встает, ставит мяч на точку и готовится к штрафному удару. При этом не позирует картинно, как другие, сосредотачивается….
    Удар!
    И как бы не выстраивал «стенку» вратарь, как бы высоко не подпрыгивали высоченные защитники, мяч, посланный Лионелем с огромной силой и по уходящей дуге, залетает точно « в девятку» — в перекрестье перекладины и стойки футбольных ворот.
    Однажды мне попался сюжет о моем любимом сегодня футболисте. Месси на показательных выступлениях был с командой в Японии. Дотошные японцы изучали по сантиметрам положение стопы футболиста при ударе, вычисляли размах ноги и прочие «параметры» действий форварда.
    Не знаю, что они там еще вычислили, но только второго Месси в Японии не появилось.
    Потому что талант нельзя вычислить, нельзя «разложить по полочкам». Почему Лионель придумал такую обводку соперника, он и сам не знает. Почему у него «поставленный удар», а наши «сборники», получающие огромные «премиальные», все никак не могут «реализовать голевые моменты», то есть, говоря русским языком, просто попасть мячом по воротам?
    Многочисленные «умные» наши комментаторы объясняют, что надо «улучшить тренировки», «не терять концентрацию» в решающие моменты, и всегда успокаивают надеждой на лучшее будущее.
    Надежду, конечно, нельзя терять.
    Но вместе с этим давать возможность нашим пацанам играть летом в футбол, зимой в хоккей, а не тратить бешеные деньги на покупку «звезд» из экзотических стран. А давать играть своим, природным пацанам с окраин, таким, как например, Эдудард Стрельцов, или ближе к нам по времени Федор Черенков.
    И еще желательно, чтобы мальчишек пускали на футбольные поля не за большую плату, как сейчас водится во многих городах России, а бесплатно.
    Как было в наше далекое время. Когда тряпичный мяч заменялся кожаным – это было счастье.
    Когда доставались коньки «на ботинках», а не прикручивались веревкой и поперечной палочкой к валенкам – это было уже высшее счастье.
    И самое главное – когда твоя игра, твое занятие любимым делом было одухотворено той силой, которая дается только свыше, только тем сердцам, которые Господь наполняет своею благодатью.
    На мирском языке мы эту благодать и называем талантом.
    Как мог, например, пятнадцатилетний деревенский парнишка написать:
    «Выткался над озером алый свет зари»?
    Или дугой парнишка, уже не Сережа начала двадцатого века, а наш современник, Игорь, сказать:
    «Когда мы отступаем, это мы вперед идем», — так верно поняв суть души нашего народа, нашей политики, нашей веры, которая вся есть великое терпение, накапливание сил для сокрушительного удара по врагу?
    Как мог он понять, что петь и говорить надо о тех, про кого «не снимают сериалов, «ведь они не в формате каналов/ и не пишет про них интернет/ их совсем вроде как бы и нет».
    Но именно эти-то «пацаны», как называет их Игорь, и есть те, кто отстоит нашу Родину, когда Родина-мать позовет.
    Как позвала в битве за Сталинград – у Растеряева есть просто пронзительная песня «Курган» как раз об этом.
    Вот еще лишь один пример из великой нашей литературы. Скажите, откуда у молодого человека в двадцать семь лет взялись слова, чтобы сказать:
    «В небесах торжественно и чудно, спит земля в сияньи голубом»?
    Ведь Михаил Лермонтов, словно Юрий Гагарин, оказался в космосе, как будто именно оттуда увидел нашу планету и сказал пророчески, что она спит в сияньи голубом.
    Откуда все это?
    Разве и здесь мы станем говорить, что это не Божье?
    Не Его подсказка?
    Взгляните на лицо русского парня из Заволжских степей.
    Взгляните на лицо аргентинского парня из южноамериканских пампасов. Ну, не совсем похожи они внешне. Но есть неуловимо общее, что роднит их, делает похожими. Если не подписать эти снимки, трудно определить, кто есть кто.
    Который из них Лионель?
    Который Игорь?
    Может, это Лионель взял в руки русскую гармошку?
    Может, это Игорь победно вскидывает руки, забив очередной красивейший мяч в ворота соперника?
    Все же, я подпишу, чтобы вы знали этих замечательных парней в лицо.
    И порадуемся вместе с ними.
    Улыбнемся и засмеемся счастливо.
    Потому что и в России, и в Аргентине, Господь Бог взрастил такие яркие таланты.
    Алексей Солоницын, писатель

    Лионель Месси, аргентинский футболист

    Игорь Растеряев, русский поэт-песенник

    Лионель

    Игорь
    "Просто нам завещана от Бога - Русская дорога..."

    1579

Популярные за неделю

Вернуться на главную

Рекомендуем