8 декабря 1937 г., был расстрелян отец Павел Флоренский — одна из самых трагических фигур Серебряного века, представлявшего собой эпоху русского культурного и религиозного ренессанса.
В творчестве Флоренского причудливо переплетались религиозный консерватизм и христианизированный платонизм, романтический трагизм, лиризм и символизм, характерные для культурной среды того времени. Он не остановился на общем возросшем интересе к религии и стал священником.
Павел Александрович Флоренский родился 22 января 1882 года на западе нынешнего Азербайджана. Отец его происходил из духовного сословия, мать принадлежала к знатному армяно-грузинскому роду. Семья же в целом была внецерковной. Но юному Павлу такое мировоззрение казалось недостаточным. По окончании гимназии в Тифлисе он поступил на математическое отделение Московского университета. Однако, завершив учёбу, не захотел остаться в университете и поступил в Московскую Духовную академию.
В 1905 г. Флоренский вместе с Эрном и Свенцицким (своими друзьями по гимназии) создаёт «Союз христианской борьбы», стремившийся к радикальному обновлению общественного строя в духе идей «христианской политики» Владимира Соловьева.
Однако по своему характеру Павел Александрович являлся, скорее, созерцателем и неутомимым гностиком, чем политическим деятелем. Его интересовало буквально всё — начиная от древней магии до тайн иконографии и высот богословия.
С началом войны спокойный творческий период был прерван. В 1915 г. Флоренский оказался на фронте в качестве полкового священника. А после революции власти ликвидировали Духовную академию. Начался погром Троице-Сергиевой Лавры, закрыли и Сергиево-Посадский храм, где служил о. Павел. Погасла лампада перед мощами преподобного Сергия Радонежского. Большевиками была развёрнута кампания по вскрытию мощей.
Священник Павел Флоренский участвовал в спасении честной главы Преподобного от поругания. Но затем Флоренский вынужденно возвратился к занятиям физикой и математикой, работал в области электротехнического материаловедения, читал лекции во ВХУТЕМАСе и Технологическом институте.
Одновременно работал в комиссии по охране памятников старины Троице-Сергиевой лавры, написал ряд работ по древнерусскому искусству. С 1927 г. он — редактор советской «Технической энциклопедии», для которой подготовил порядка 150 статей. У него — около 30 патентов на изобретения. К обширной сфере его интересов относились, кроме теологии и философии, герменевтика имён и символов, музейное дело, фольклор, теория относительности, электротехника, ботаника и иконопись. Не случайно его называли «русским Леонардо».
Но странный учёный и лектор в рясе плохо вписывался в новую атмосферу. Летом 1928 г. Флоренского выслали в Нижний Новгород, но в том же году хлопотами Е. П. Волжиной-Пешковой (первой жены Горького) возвратили из ссылки. Несмотря на возможность эмигрировать в Прагу, Флоренский решил остаться в России, чтобы изжить вместе с ней её судьбу.
В начале 1930-х гг. против него развязывается кампания в советской прессе со статьями погромного и доносительского характера. В феврале 1933 г. последовали арест, изъятие библиотеки, а через пять месяцев — осуждение на десять лет.
Сначала о. Павел отбывал срок на Дальнем Востоке (БАМЛАГ), где исследовал вечную мерзлоту и возможности её использования. Там же собирал материал для тунгусско-маньчжурского словаря. Но в сентябре 1934 г. под конвоем был отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения, где работал в лаборатории по добыванию йода из водорослей.
В лагере Флоренский организовал математический кружок. На допросе, где интересовались его политическими взглядами, определил себя как «романтика Средневековья примерно XIV века…»
В конце ноября 1937 г. «тройкой» УНКВД он был приговорён к высшей мере наказания, а 8 декабря 1937 г. расстрелян. В «объективке», которая прилагалась к расстрельному акту, говорилось: «Павел Флоренский, 1882 года рождения, священник, не снявший с себя сана, член монархических организаций…» В одном из писем о. Павел сказал: «Обществу не нужны мои знания, но тем хуже для общества». И в этом оказался прав.
Сегодня проводятся международные конференции, посвящённые Павлу Флоренскому, его труды переведены на многие языки. Дом Флоренских в Сергиевом Посаде чудом сохранился, в Москве имеется музей Флоренского (это первый в России музей в честь православного священника. И хотя в 1999-м в Кронштадте открылся музей в квартире св. Иоанна Кронштадтского, это получился скорее музей святого, место паломничества, где даже служат молебны и панихиды). В Ватикане есть мозаика с его изображением.
После Флоренского остались научные труды по математике, философии религии, искусствоведению, электротехнике. Но главным и наиболее известным трудом о. Павла является «Столп и утверждение истины». По сути, это было создание нового жанра, где сочетались исповедальный лиризм, философия и… математические формулы. Это была грандиозная попытка синтеза различных сфер знания, ума и сердца. Название — это цитата из ап. Павла. Именно так он назвал Церковь Христову. Эпиграф «Познание совершается любовью» — из Григория Нисского. Весь объёмистый труд — своего рода путевой дневник, рассказ о пройденном духовном пути, приведшем автора в лоно православной церковности. Вся жизнь и труды Флоренского были восхождением. После Голгофы следует воскресение. Отец Павел давно уже реабилитирован. Но этот человек, собственно говоря, и не нуждался в реабилитации. Она, скорее, важна для его палачей».
К 75-летию мученической кончины священника Павла Флоренского в Сергиевом Посаде открыт памятный знак в виде креста, посвященный всем пострадавшим за веру в годы большевистских репрессий.
Игумен Вениамин (Новик), печатается в сокращении
Комментарии закрыты.