«Пирожки» (или же «перашки») — забавное четверостишие, где без пафоса, коротко и с особым «пирожковым юмором» передана мысль автора на самые различные темы. «Пирожки» очень популярны среди молодежи и не только, являются частью интернет-культуры.
Это четверостишие из 34-х слогов, написанное четырёхстопным ямбом, строчными буквами, без знаков препинания, с отсутствием явных рифм.
Количество слогов по строкам: 9-8-9-8.
Жанр изобретён Владиславом Кунгуровым (al cogol) в начале 2003 года. Первые образцы этого жанра были опубликованы на сайте stih.ru, где авторы с hokku.ru писали не только хокку, но и экспериментировали с иными жанрами минималистической поэзии.
Самымпервым пирожком считается следующее стихотворение:
когда играют кастаньеты
когда звучит пожарный гонг
идут по улице солдаты
их ружья тёплые как соль
© al cogol, 9 апреля, 2003 г.
Изначально стихотворения были преимущественно о еде.
После личной переписки al cogol и Сохас (Вадим Саханенко) дали название новому жанру.
***
Как писать стишки-пирожки?
Вот оригинальный авторский рецепт приготовления стишков-пирожков:
1. Выуживаем из глубин подсознания оригинальную идею. Идеи, выуженные из глубин Башорга, анекдот.ру и подобных им источников, оригинальными не считаются.
2. Добавляем к идее перцу и соли по вкусу. Соль лучше добавлять в конец стишка-пирожка.
3. Отсекаем от нашей идеи всё лишнее, чтобы она уместилась в 34 слога.
4. Могучим четырёхстопным ямбом втаптываем получившиеся слоги в четыре строки. В первую и третью строки щедро сыпем по девять слогов, во вторую и четвертую — по восемь. Ни в коем случае не наоборот.
5. Удаляем из почти готового стишка-пирожка случайно затесавшиеся туда заглавные буквы. Определить их просто: ЗАГЛАВНЫЕ БУКВЫ всегда больше, чем строчные.
6. Проделываем аналогичную операцию со знаками препинания, если они вкрались по недосмотру в текст пирожка. Напомню: наиболее популярные в народе знаки препинания — это ДВОЕТОЧИЕ, ТИРЕ, ЗАПЯТАЯ, ТОЧКА. После их удаления текст принимает следующий вид: «Напомню наиболее популярные в народе знаки препинания это ДВОЕТОЧИЕ ТИРЕ ЗАПЯТАЯ ТОЧКА». Занесённые Розенталем в Красную книгу вопросительный и восклицательный знаки также безжалостно выпалываем вместе с дефисами, кавычками, скобками. Должны остаться только буквы.
7. Стишок-пирожок почти готов. Если в нём нет ни одной рифмы, вспоминаем, что пирожки тем и хороши, что можно не задумываться о рифмах.
8. Внимательно читаем получившийся стишок-пирожок.
9. Если получившийся пирожок вызывает лишь вздох разочарования, безжалостно выкидываем его в ведро и возвращаемся к пункту 1.
10. Если же после прочтения стишка-пирожка на лице появляется довольная улыбка — смело угощаем этим пирожком всех, до кого только сможем дотянуться.
В худшем случае нам вежливо намекнут, что стоит вернуться к пункту 9.
А в лучшем — свежеиспечённый стишок-пирожок пойдёт нарасхват, разлетится на цитаты, войдёт в фольклор, соберёт миллионы восторженных отзывов и будет перевёдён на все языки мира.
P.S. Имя автора под пирожком, разумеется, удержится недолго и будет вскоре забыто. Но мы ведь печём стишки-пирожки не ради славы, а из любви к искусству, верно?
Бойко Алексей
История пирожков взята отсюда
Когда-то давным-давно жили-были прекрасные авторы… Это была довольно большая и весёлая тусовка на сайте hokku.ru, а также его ответвлении stih.ru.
Стремительно определив правила жанра во взаимной переписке, пользователи Сохас и al cogol начали обмениваться этими короткими смешными стихами. Происходило это в конце 2003-го года. Этот момент можно считать отправной точкой для пирожков как для самостоятельного жанра.
Захватив поначалу головы и сердца двух талантливых авторов, пирожки со временем начали интересовать всё больше людей. Поначалу люди просто приглядывались, не многие сразу разглядели притягательность нового жанра, иногда критиковали его как нечто бессмысленное. Затем авторы с хокку.ру и сами начали писать в раздел пирожков, а после их и полностью увлёк этот жанр, и они уже с головой посвятили себя пирожкам. Другие жанровые разделы форума закрылись, а пирожки процветали. Со временем это движение затягивало всё больше и больше людей, кто-то пришёл сразу, кто-то через год, кто-то через два, кто-то по ссылкам с хокку.ру, кто-то — по приглашению друзей, реже кто-то находил самостоятельно. Образовались некоторые жанровые особенности, так называемый пирожковый дух. Прародителями пирожков согласно этим жанровым особенностям можно считать поджанр бытовых хокку – сенрю, стихи Олега Григорьева и миниатюры Хармса. Пирожки иногда называют “русскими хокку”.
В ноябре 2005 года автор под ником zh (Евгения Тен) за несколько часов создала сообщество, посвящённое пирожкам, на базе livejournal (вот оно: pirozhki-ru.livejournal.com/) и пригласила всех желающих писать пирожки там. С этого момента началась популяризация пирожков, т.к. из развлечения сугубо «для своих» пирожки стали достоянием широкой общественности.
На просторах интернета стали появляться другие, альтернативные пирожковые, которые, впрочем, не снискали популярности из-за своего низкого качества.
И вот в 2009 году наконец выходит книга пирожков. Авторы давно говорили о публикации книги, но дальше разговоров дело так и не шло. Усилиями Сохаса книга всё-таки появилась на свет: после долгих раздумий и чтения архивов он выбрал пять самых ярких, по его мнению, авторов, не исключив и себя, и лучшие, самые характерные для этих авторов стихи за 6 лет существования жанра. В книгу «непоэзия. избранные пирожки» вошло около 500 пирожков Владислава Кунгурова, Сергея Белякова, Веры Барковской, Евгении Тен и Вадима Саханенко.
Популярность пирожкам принесли блоггеры-тысячники, такие как Ольга Арефьева, Гоблин, ibigdan и другие. После этого в Интернете стали повсеместно появляться цитированные пирожки, зачастую без указания авторства, с заглавными буквами, знаками препинания и дефисами, в том числе на сайтах развлекательного контента. Также возникли пирожковые с названием “стишки-пирожки” с произведениями крайне низкого качества, “слепленными" на скорую руку.
О пирожках были написаны статьи в периодических изданиях, выходили передачи на радио и телевидении.
© Вадим Васильев
Комментарии закрыты.