Кажется, поздороваться во время литургии с любезной сердцу сестрой, заодно обсудив общих знакомых, – это так приятно и благочестиво. Тем более благочестиво поправить новичка в его неверном поведении… О правильной расстановке приоритетов и о том, как ради святыни не уничтожить человека, рассуждает священник Сергий Круглов
От чего зависят вредные привычки прихожан? Во-первых, от человеческой падшей природы, от того, насколько у каждого христианина идет процесс реабилитации этой природы, реабилитации, начатой Христом.
Во-вторых, есть замечательная поговорка: «Каков поп – таков приход». Вредные привычки зависят от обстановки в храме, от духовной атмосферы, от того, насколько активно и осознанно прихожане участвуют в евхаристии и церковной жизни.
То есть от того, чувствуют ли они себя просто пасомыми, которым сегодня говорят: делай одно, а завтра – делай другое, – и они эти правила поведения претворяют в жизнь, как маленькие дети, или они вырастают из такого детского поведения. Насколько люди воспитаны в свободе.
Свобода – это ответственность. Поэтому когда люди действительно ответственно относятся к своему христианскому состоянию и к своей христианской жизни, о вредных привычках уже не идет речь, это другой уровень.
Готовясь к литургии, человек должен думать не только о том, насколько он угоден Богу, но и живет ли он в мире и согласии со своими соприхожанами, со своими сомолитвенниками.
Он должен понимать, что в исполнении нуждается не только та часть заповеди, которая касается любви к Богу, но и та часть, которая говорит о любви к ближнему. Эта любовь и проявляется в том, как человек ведет себя в храме.
Если нет общей молитвы и любви, получается, что храм – только некое присутственное место, в котором существуют правила поведения, и ориентируются здесь не на человека, а на эти правила.
Попытка отнестись с юмором
Думаю, любой священник может рассказать много забавных случаев, связанных с вредными привычками прихожан. Например, батюшка долго стоит на исповеди, у него с человеком важный разговор, а в это время вдруг очнувшаяся свечница вспоминает, что священник стоит на голом полу, и начинает его толкать, чтобы подложить коврик под ноги. Люди, которые впервые пришли на исповедь, бывают, конечно, шокированы. Я говорю: «Не обращайте внимания, это просто заземление, чтобы когда в батюшку ударит благодать, все хорошо закончилось».
Или наоборот, были случаи, когда у меня из-под ног выволакивали коврик, потому что на коврике усмотрели изображение креста. Тетенька с воплем «батюшка на кресте стоит» выдирает из-под ног коврик.
К слову, о юморе… Все эти случаи, прежде всего, забавны. Но я встречал людей, которые очень сурово относятся к христианству, утверждая, что Христос никогда не смеялся, что вообще смех – это нечто чуть ли не бесовское, недостойное, греховное. На самом деле, конечно, юмор имеет терапевтический эффект, он дан человеку для того, чтобы снижать градус пафоса, снимать напряжение, накал какой-то ситуации и помочь найти выход из этой ситуации.
Конечно, важно уметь отмерять дозу юмора, его направленность, чтобы юмор не превращался в свою противоположность: издевательство или бессмысленный стёб. Но юмор очень помогает человеку. Существует целая область специфического внутрицерковного юмора. Мы знаем немало церковных писателей, начиная с Лескова, которые этим юмором делились, и от этого любовь к Церкви не только не умалялась, но наоборот, укреплялась – огромное церковное блюдо получило приправу.
Но поскольку юмор – вещь острая, вокруг него бывает очень много людей, которые плохо его воспринимают. В наше время это наглядно можно видеть в интернете. Человек пошутил, даже смайлик поставил, а тут же начинаются гневные комментарии. Мол, сегодня ты играешь джаз – завтра родину продашь, ты оскорбил великую святыню.
По поводу неправильного поведения прихожан также бывает очень много нареканий. Люди, которые относятся к Церкви прежде всего как к религии, как к набору обрядов и правил, стремятся эти вредные привычки обличать и исправлять. Они считают, что всякое нарушение сакральных вещей влечет за собой наказание не только для того, кто их нарушил вольно или невольно, но и для всех остальных, кто его окружает. То есть они могут «заразиться» гневом Божиим, который обязательно снизойдет на человека за неправильное исполнение чего-либо в храме.
Когда я еще служил в Минусинске, там был такой характерный случай. Как известно, есть правило, что между аналоем, на котором лежит центральная икона, и солеей нельзя проходить. Люди, которые впервые пришли в храм, особенно в 90-х годах, конечно, не знали, как тут вести себя, и старые церковные работники воспитывали их: как надо ставить свечи, в каком виде заходить, где можно и нельзя ходить.
И вот заходит тётенька с маленьким мальчиком и, конечно же, проходит по этому открытому месту между аналоем и солеей. Я служил панихиду, разговаривать было нельзя, и одна наша суровая старушка начинает эту тётеньку одергивать и жестами показывать: ну-ка быстро обойди вокруг. Женщина перепугалась, она же тоже знает, что «самое главное» в церкви – это набор правил, обрядов и так далее, – и стала обходить вокруг. Суровая работница нашего храма отвлеклась на другие задачи, ушла в сторону.
А поскольку дальше этой женщине никто не сказал, как действовать, она обошла вокруг аналоя один раз, второй, третий, по-моему, раз пять тихо и смиренно его обошла. Люди стоят на панихиде, половина присутствующих уже еле сдерживают смех, а она все ходит. Наконец, наша работница вернулась и с гневом набросилась на тех, кого она считала ниже себя по рангу: «Вы что делаете, вы не могли ей сказать, как правильно вокруг надо обходить, Господь вас всех накажет!» Было такое ощущение, что, действительно, если бы та женщина еще пару раз обошла вокруг аналоя, купол храма раздавил бы всех нечестивцев.
Конечно, отношение к пространству храма как к чему-то сакральному очень часто служит причиной разных ошибок. Но это ошибки не страшные, научиться себя вести довольно легко, если есть правильная духовная атмосфера, правильное духовное устроение, правильный вектор, если человеку объясняется истинная иерархия ценностей.
Источник Православие и мир
Комментарии закрыты.