21 сентября по н. ст. мы празднуем еще одно историческое событие: 633 года назад состоялась Куликовская битва, увенчавшаяся славной победой русских войск на монголо-татарскими ордами Мамая. В этой битве сражались и погибли два воина-схимника, которых игумен земли Русской — преподобный Сергий Радонежский благословил взять оружие и защитить родную землю. Благословил их на смерть. Имена этих святых воинов хорошо известны каждому русскому — это Александр Пересвет и Андрей Ослябя. Сегодня — день их памяти.
Вижу: демонские полки сокрушаются.
Сила Божия в немощи совершается.
И встает народ, Богом избранный,
За Святую Русь, нами выстраданную.
Вспомним те давние события августа 1380 года…
… Путь великокняжеской дружины пролегал по Варварке и потом мимо церкви Рождества Богородицы в Симонове.
Когда-то на этом месте преподобный Сергий Радонежский водрузил простой, сделанный им из ивовых ветвей крест и своею рукою заложил камень в основание будущего храма (Сейчас не только восстановлен сам храм, но и камень тот и ныне лежит под алтарем). Через 10 лет после освящения храма, совершенного 8 (21) сентября 1370 года, здесь шла подготовка к Куликовской битве, на которую преподобный Сергий благословил Великого князя Московского Димитрия Иоанновича.
Здесь в августе 1380 года преподобный Феодор, племянник преподобного Сергия, отслужил молебен за победу святой Руси.
В Троицкий монастырь войско князя Димитрия прибыло в праздник святых Флора и Лавра, 31 августа 1380 года. Отстояли литургию с молебном, вкусили хлеба на трапезе и получили благословение преподобного Сергия.
Он предсказал, что князь останется жив, а потом тихо молвил ему: «Погубишь супостатов своих, как должно твоему царству. Только мужайся и крепись и призывай Бога на помощь».
Князь попросил у него двух воинов из иноков. Историки правы, говоря, что иноки были нужны великому князю не как ратники — два человека в его воинстве были каплей в море, — а как духовные чада преподобного Сергия, как его зримое благословение и его присутствие на поле битвы.
И тогда преподобный Сергий призвал к себе Александра Пересвета и Андрея Ослябю, в миру бывших воинами, облачил их в схиму вместо доспехов и сказал: «Вот оружие нетленное, да служит оно вам вместо шлемов».
Есть версия, что иноки Пересвет и Ослябя прежде бывали у св. Феодора и молились в Симоновской церкви Рождества Богородицы, которая, следовательно, видела их и живыми.
***
Во время празднования 625-й годовщины великой победы, которую Россия отмечала 21 сентября 2005 года, этот древнейший и красивейший московский храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове стал центром праздника, где в тот момент сплелись нити русской истории.
Именно здесь были погребены герои Куликова поля и почивают святые мощи иноков-воителей Александра Пересвета и Андрея Осляби. Это святое место стало местом паломничества для многих людей, храм посещали и украшали русские государи, последним из которых был царь-мученик Николай II.
После революции, когда были попраны все исконно русские духовные ценности, это святое место было предано безбожниками забвению. Храм был закрыт, продана на лом изумительного каслинского литья сень над могилами Пересвета и Осляби, где висели большие платиновые лампады от Военно-морского ведомства Российской империи (эти святые считались покровителями военных моряков, два эскадренных броненосца того времени носили имена «Пересвет» и «Ослябя»). В храме был размещен компрессорный цех «режимного» завода «Динамо». Когда началось возрождение святыни, взгляду предстали полуразобранные пристройки, торчавшие на полтора метра из земли железобетонные конструкции, вода, сочившаяся из крана под стенописью, изображающей сцену Благословения прп. Сергием Великого князя и его воинов…
Только в 1989 году здесь начались ежедневные моления и вновь были зажжены лампады над могилами Пересвета и Осляби. И отмечая 625-ый юбилей Куликовской битвы, были символически зажжены 25 лампад (по числу поистине судьбоносных лет, прошедших с момента празднования 600-летия Куликовской битвы) над их святыми останками.
Поистине, судьба Богородице-Рождественского храма удивительным образом воспроизводит историю нашего Отечества, прошедшего через многие испытания, но всегда выходившего из них с честью и славой, восходя, по выражению Святейшего Патриарха, «от силы в силу».
Сейчас на территории храма установлен памятный знак Александру Пересвету и Андрею Ослябе.
Смена почетного караула у памятного знака Пересвету и Ослябе, выполненный известным скульптором Вячеславом Клыковым, у которого воинам-схимникам во время праздников воздаются воинские почести.
На черном полукруглом постаменте изображены схима и металлические кресты, которые обычно вышивают на одежде схимников. Именно в таком одеянии, а не в броне и кольчугах воевали русские схимонахи Пересвет и Ослябя. Александр Пересвет начинал битву и выиграл ее у считавшегося непобедимым воина из монгольских степей Челубея. С нашим воином-иноком была сила Божия, молитвы преподобного Сергия. И Куликовское сражение – это в определенном смысле и духовная битва, и подвиг христианского самоотречения ради блага ближних, и победа Животворящего Креста Господня.
— Самое обидное, что во времена безбожной власти в нашей стране делали все, чтобы «забыть» о национальных героях, — напомнил архиепископ Арсений. — Но вот прошли десятилетия, и то «светлое будущее», которое было обещано народу, так и не наступило. Мы живем с теми реалиями, с теми трудностями, которые есть. Но сегодня в народе пробудилась совесть, люди осознали, что нельзя быть «Иванами, не помнящими родства». И имена Александра Пересвета и Андрея Осляби знает и помнит каждый русский человек.
О военно-историческом аспекте победы на поле Куликовом говорил на празднике генерал-полковник Валерий Манилов, советник Председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ:
— Известно, что Куликовская битва была очень жестокой: с обеих сторон участвовало по 100-150 тысяч воинов и, по многим данным, с нашей стороны погибло до 80 тысяч человек. В течение восьми дней хоронили потом павших героев – защитников Отечества. Очень важно, что эта победа, хоть и завоеванная дорогой ценой, оказалась сигналом к объединению, восстановлению единства Руси. Конечно, победа на Куликовом поле – это победа духа, но это и победа нашего военного искусства.
Вы помните — в излучине Дона и Непрядвы князь Димитрий ИвановичПутешествия к сердцу Руси. О русском предпринимательстве. Заметка 2. wolgalp.ru (впоследствии он стал Донским, а тогда наш князь и воевода) выстроил войска, впервые в истории военного искусства, таким образом, чтобы тыл ему прикрывали излучины рек, строй определялся тяжелой пехотой, ядро же составляла конница, что обеспечивало возможность маневра. Как военный человек скажу, что это действительно образец ведения боя, который — при равном соотношении сил — позволил наголову разгромить противника.
В нынешние нелегкие времена, которые переживает наша страна, подчеркнул генерал-полковник, очень важно пронести историческую память – чтобы, начиная от младенческого возраста и до глубокой старости, люди помнили свои корни, откуда есть пошла земля наша и какой ценой отстаивались свобода, независимость, наша вера и наша сила, которые в правде.
Комментарии закрыты.