Грешник, обозревший внимательно все им сделанное, раскрывший все язвы своей совести, невольно сознается, что эти беззакония сделаны им по его безумному произволу, без всякого стороннего принуждения, наложены ему собственною его рукою. Отсюда первое чувство, пробуждающееся в нем, есть негодование, презрение и как бы ненависть к самому себе, к злому своему произволу. Ощущая потом скверну грехов своих, не может не видеть, сколь много обезобразил ими то величие образа Божия, коим был украшен при сотворении, осквернил ту одежду чистоты и невинности, коею облечен был в таинстве крещения, до какой степени унизил свою разумную природу, обесчестил благодать сыноположения. Отсюда пробуждаются в нем глубокий стыд и негодование к тому унижению, в коем видит себя. Обозревая далее ряд беззаконий своих, он видит все вредные и ужасные следствия, кои или уже произошли, или произойдут неминуемо из его развратной жизни, чувствует, сколь тяжко грехами своими оскорбил правосудие Божие, и предощущает муки и наказания, кои ожидают его в вечности. Отсюда в душе его возникает чувство болезненного страха и скорбного ожидания предстоящих зол. Постигая наконец свое несчастное состояние, по необходимости убеждается, что сам собою он не может выйти из сего состояния; видит, что сделанного нельзя переменить, прошедшего возвратить, упущенного восполнить, потерянного заменить; чувствует, что за содеянные преступления никакими средствами и силами человеческими нельзя удовлетворить правосудию Божию. Отсюда в душе его пробуждается чувство крайней бедности и беспомощности: он приходит в некоторое замешательство и безнадежность. Все эти чувства столь необходимы для истинно раскаивающегося, что при недостатке одного из них раскаяние будет несовершенно и неискренно. Кто не чувствует в себе недовольство собою, отвращение и ненависть к прежнему образу жизни, тот не имеет еще понятия о своей виновности, не почитает себя грешником и, следовательно, не начинает еще истинно каяться… Кто не чувствует стыда, тот не видит всего безобразия греха, не понимает, сколько он преступлением своим унизил себя пред людьми и пред самим собою, тот может, не краснея, возвратиться к прежнему образу жизни. Кто не имеет страха, тот не чувствует вреда, происходящего от греха, не почитает себя достойным наказания, тот может опять грешить без всякого смущения. Наконец, кто не чувствует своей бедности и беспомощности, тот может еще обольщать себя мечтами, утешаться ложною надеждою. Во всех сих случаях раскаяние во грехах не будет искренним.
Источник: Святитель Иустин (Полянский), епископ Уфимский и Мензелинский. Мысли на каждый день года. М.: Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2012.
Комментарии закрыты.