- 17.07.2017
- 0 комментариев
- Рубрика: Без рубрикиИскусство
Сегодня Церковь вспоминает великого русского иконописца, святого Андрея Рублёва.
Его жизнь была тесно связана с обителью преподобного Сергия, под его руководством были выполнены фрески и иконы Троицкого собора. Духовная жизнь Андрея тесно пересекалась с учениками прп. Сергия Радонежского — преподобными Никоном Радонежским, Саввой Сторожевским, Афанасием Высоцким.
Уважение, которым он был окружен при жизни, «муж превосходящий всех в мудрости», «иконописец преизрядный», вскоре после смерти переросло в почитание его как преподобного.
О его жизни сохранилось малое количество сведений, но о высоте его духовной жизни говорят написанные им образы.
Самое известное его произведение — образ Святой Троицы, находившийся в местном ряду Троицкого собора. Вот, как его характеризует преподаватель МДА, зав. кафедрой истории и теории церковного искусства, Нина Валериевна Квливидзе:
«Совершенный по красоте образ Св. Троицы Рублева вобрал в себя весь духовный и художественный опыт византийского и древнерусского искусства, стал беспримерным по глубине выражением в красках православного учения Церкви о Св. Троице.
В иконе Андрея Рублева нет изображений Авраама и Сарры, слуги с тельцом. Традиционная композиция утратила все бытовое, временное, исторически-конкретное, сосредоточив внимание на созерцании тайны Божественного единства. Основой композиции иконы является круг, в который вписаны фигуры Ангелов, сидящих за трапезой (столом), на которой находится чаша с головой тельца — образом Жертвы, что придает изображению характер бесконечно длящегося, насыщенного внутренним движением покоя. Позы, жесты, взаимное склонение голов, направление взглядов вторят основному круговому движению, ему же подчинены детали фона — палаты, древо, горка, которые приобретают символическое значение, раскрывая характер каждой из 3х Ипостасей. Архитектурное строение за левым Ангелом указывает на Первую Ипостась, Творца неба и земли; древо за средним Ангелом, облаченным в вишневый хитон с клавом и синий гиматий, традиционные одежды Христа,- на Вторую Ипостась, Сына Божия; горка за правым Ангелом, символ горнего духовного восхождения,- на Св. Духа. Трапеза в доме Авраама издревле понималась христианской художественной традицией как прообраз Евхаристии. В иконе трапеза приобретает вид церковного престола с евхаристической чашей на нем. Внутренние очерки фигур повторяют линии чаши, в которую оказывается как бы погруженным центральный Ангел. Глубокие, звучные, переливающиеся тона вишневого, синего, светло-зеленого, золотой сияющей охры объединены мерцающими рефлексами голубоватых пробелов. Особое значение приобретает построение композиции. Боковые фигуры оказываются несколько вынесенными вперед, подчеркивая глубину пространства композиции, также подчиненной круговому движению».
Комментарии закрыты.