Обязанности христианина в отношении тела состоят в том, чтобы поддерживать его жизнь и здоровье, а для этого – хранить его в чистоте и целомудрии. Поддерживать свою жизнь и здоровье телесное мы обязаны из-за важности самого назначения своей земной жизни, которая дана нам Богом для целей вечных, и из-за достоинства самого тела, которое составляет существенную часть нашей природы и орудие души, для совершения ею своих действий. Тело наше прославлено и возвышено таинством искупления, по силе которого оно сделалось как бы частью и членом Самого Господа Спасителя и удостоилось быть храмом Духа Святаго. Не весте ли, – говорит апостол, – яко телеса ваша удове Христовы суть? <…> Или не весте, яко телеса ваша суть храм живущаго в вас Святаго Духа, Егоже имате от Бога, и песте свои ? Куплени бо есте ценою. Прославите убо Бога в душах ваших и телесех ваших, яже суть Божия [1]. Это высокое достоинство тела нашего налагает на нас обязанность хранить его в чистоте и целомудрии, чтобы оно соответствовало святости обитающего в нем Духа Божия. Против обязанностей в отношении к своему телу поступают прежде всего самоубийцы, добровольно прекращающие свою жизнь, данную им Богом для пользы их и ближних, потом вообще порочные люди, которые ведут такой образ жизни, что потрясают свои физические силы невоздержанием и распутством, чем постепенно убивают свою жизнь и незаметно приближаются к преждевременной смерти.
Некоторые думают, будто можно и должно жертвовать жизнью для восстановления нарушенной чести. Но нарушенная честь не может быть восстановлена пожертвованием собственной жизни, напротив, здесь является новое преступление, тягчайшее – убийство. Истинная честь вовсе не нуждается в таком средстве для своего восстановления, как дуэль, ибо для этого во всех странах и у всех народов существуют законы, ограждающие честь невинного человека и наказывающие оскорбителя чести. Но особенно поединок законопреступен для христианина, обязанного прощать обиды и любить самих врагов своих [2].
Источник: Святитель Иустин Полянский, епископ Уфимский и Мензелинский. Мысли на каждый день года. Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. – М., 2012.
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] См.: 1 Кор. 6, 15-20.
[2] См.: Мф. 5, 44.
Комментарии закрыты.