Огонь Благодати
«…Светом приимем свет, и возвышени бывше Духом, Троицу Единосущную воспоим во веки». Свет истины и правды, чистота святости и бесстрастия суть две стороны нашего внутреннего преображения. Ни того, ни другого сами собою сделать мы не можем. Потому обетована и дается нам благодать в святых таинствах. Искра ее полагается во святом крещении. Огненность ее питается во всю жизнь нашу в святом покаянии и причащении, а возгревается и раздувается, при вере и доброделании, участием во всех молитвенных и освя- тительных чинах Церкви. Когда искра, упав на горячее вещество, раздувается ветром, то скоро превращается в пламень. Так и в нас, когда искра благодати, нами воспринятая в крещении и поддерживаемая в покаянии и причащении, возгревается нами посредством трудов в благочестии и добре, то светит не только внутри нас, но и вне нас. Огня, — говорит Господь, — пришел Я воврещи на землю, и как бы хотел, чтобы он скорее возгорелся (Ср. Лк. 12, 49). Сей огнь благодати Всесвятаго Духа, нисшедшего в виде огненных языков, возгревает и огнь духовный в сердцах, приемлющих его. Поревнуем же о хранении и усилении сего огня. Когда есть сей огнь, тогда никакой труд не в труд и все делается легко. Он приносит мир, чистоту и силу и есть то же, что крылья у птиц. Птица на крыльях взлетает на воздух, а в нас огнь благодатный восторгает дух наш горе, и не мысленно только, а и делом возводит нас к Божественному совершенству. Огонь, нечистую руду расплавляя, извлекает оттуда чистый, благородный металл, так огнь Духа перечищает нечистую природу нашу, более того — он растворяется с нами. Как благороднейший металл, подлитый в медь, сообщает сему последнему звук свой, чистейший и приятнейший, так благодать, растворившись с духом нашим, сообщает ему свою Божественную чистоту, и внутренно сознаваемую, и вовне проявляемую. Вот способы преображения! Усвоить догматы веры и напитать ими свой ум; искоренить страсти и вкоренить добрые расположения, особенно же — возгревать в себе благодать благодатными, в Церкви содержимыми средствами. Так будет зреть и преображаться наш внутренний, потаенный человек. Это наш Иоанн благодатный, Иаков — праведный, Петр — ревнивый в вере. Так и в нас исполняются закон и пророки — Моисей и Илия! А конец какой?! Тот, о котором говорили они Господу: исход (Ср. Лк. 9, 31). Потерпевши и пострадавши в трудах по богоугождению, мы войдем наконец в славу и во свете Божием узрим свет.
«Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху: Да возсияет и нам грешным свет Твой присносущный, молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе!»
Источник: Святитель Иустин (Полянский), епископ Уфимский и Мензелинский. Мысли на каждый день года. — М., Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2012.
Комментарии закрыты.