Поучение о главном пророчестве пророка Исаии
Святитель Николай Сербский
…Се, Дева во чреве приимет и родит Сына,
и нарекут Ему имя: Еммануил
(Ис. 7, 14)
Такое славное пророчество о рождении Господа от Девы изрек Боговидец Исайя в тот момент, когда Иерусалим находился в состоянии наибольшего отчаяния. Неисчислимые войска Сирии и Ефрема окружили город и находились у самых стен городских. Царь Ахаз, без войска и оружия, и иерусалимляне пребывали в смертном страхе. Сердце Ахаза и сердце народа его всколебалось, как колеблются деревья от ветра в лесу. И в этот момент крайнего отчаяния Исайя вышел к царю и по велению Божию сказал ему: не страшись и да не унывает сердце твое. И затем Исайя предсказал, что враг не овладеет Иерусалимом. А видя, что царь не поверил, сказал ему, чтобы тот просил знамения у Господа, чуда или в глубине, или на высоте. Однако неверный царь не пожелал просить знамения и остался при своем сомнении. Тогда пророк сказал, что будет им знамение, даже если не будут просить его. Это знамение относится к удаленному времени и связано со спасением всего рода человеческого. Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут Ему имя: Еммануил, что означает: с нами Бог.
Почему Бог не дал сразу какого-то знамения, чтобы царь поверил? Потому что этого пророчества о спасении Иерусалима в тот момент, когда царь считал, что все пропало, было достаточно, чтобы проявилось могущество Бога и неверие царя. А почему пророк именно в это время и в этих обстоятельствах изрекает пророчество о рождении Спасителя? Потому что род человеческий во время Пришествия Спасителя будет в таком же отчаянии, подавлен и окружен дьявольскими силами, как Иерусалим в тот момент. И действительно ли пророк сказал о Деве, а не о женщине? О Деве, конечно. Ведь если бы речь шла о женщине, то какое бы это было чудо, какое знамение? Не рождаются ли все от женщины? Вся сила ударения здесь на слове «Дева».
Так Всевидящий Бог умеет связывать близкое с далеким и исполненным пророчеством в настоящее время подтверждать другое пророчество, в будущем. Еммануил — с нами Бог — спасал тогда Иерусалим как невидимый Бог. Еммануил — с нами Бог — спасет род человеческий позднее при подобной опасности как воплощенный Бог, как Богочеловек, рожденный от Пречистой Девы и Духа Святого.
О Господи, давший пророкам способность видеть издалека истину, которая придет, дай и нам способность принять эту истину, которая Уже пришла. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.
Источник: Поучения святителя Николая Сербского на каждый день года (из «Охридского пролога») [в 2 ч.] / Пер. с серб. акад. И.А. Чароты, А.И. Чароты, В.И. Чароты. Ч.2. — Минск: Издательство Дмитрия Харченко, 2014. – С. 112-113.
Комментарии закрыты.