Архимандрит Мелхиседек: Оптинские чудеса
После закрытия монастыря
После закрытия монастыря Оптина Пустынь, которое окончательно произошло в 23-м году, там просуществовал санаторий имени Горького до 39-го года, с 39-го года по 40-й был концлагерь для польских и финских военнопленных, с 40-го года по 53-й была воинская часть, и с 53-го по 88-й год было сельскохозяйственное училище, где ребят готовили на трактористов и комбайнеров, а девчонок готовили быть поварами. И именно это мы и застали, молодые священнослужители, которые приехали туда 3 июня 88-го года.
Как это было?
Указом патриарха Пимена четыре насельника Троице-Сергиевой лавры во главе с архимандритом Евлогием. Теперь он митрополит Владимирский и Суздальский, митрополит Евлогий Смирнов, бывший самый первый наместник Оптиной пустыни. И два иеромонаха – иеромонах Феофилакт и иеромонах Мелхиседек, иеродьякон Панхарий и иеродьякон Иннокентий указом патриарха Пимена были направлены в Оптину пустынь.
Что интересно, какой непостижимый промысел Божий в нашей жизни… Когда мы поступили в семинарию в 84-м году, буквально проучившись два месяца, вдруг наступают «бесовские каникулы в семинарии по поводу 7 ноября, Октябрьская социалистическая революция. У нас выпало три дня. И я про себя думал: ну что, как их использовать? И тут какая-то мысль возникла… Я что-то слышал, был такой старец Амвросий Оптинский, где-то такая была Введенская Оптина пустынь… Стал расспрашивать у преподавателей, они мне говорят: «Ну это Калужская область, с Киевского вокзала на поезде».
В гостях у отца Леонтия
Я взял с собой еще двоих друзей, и мы поехали на поезде с Киевского вокзала до города Калуги. В Калуге на вокзале переночевали, потому что приехали поздно, времени было мало, нам за три дня надо было уложиться. Потом рано утром на автобусе поехали в Козельск. А в Козельске зашли на станции Прыски в храм Преображения Господня к священнику отцу Леонтию Никифорову, адрес которого нам дали. Когда мы пришли к нему, он очень обрадовался, и нам сказал, что скоро приезжает правящий архиерей, будет большое богослужение… В общем, предстояла генеральная уборка всего храма. А когда нам еще наварили не семинарских сосисок, а когда там суп мясной, пятое-десятое, курицу, это, мы всё навернули и весь храм за целый день вычистили.
Чем нам это было вознаграждено? Отец Леонтий, который до сих пор здравствует и служит на этом месте уже больше 50 лет, в селе Нижние Прыски, показал нам ночью фотографии, слайды, историю Оптиной. То есть мы познакомились с Оптиной уже заочно. А утром на «Запорожце» он нас повёз и мы тихонечко-тихонечко, поскольку это сельскохозяйственное училище, еще памятник Ленину стоял на территории монастыря, и вот мы пришли в монастырь, в скит.
Мерзость запустения
Место могилы старца Амвросия было обозначено кирпичной оградой. Просто из кирпича выложена такая оградка, и что-то напоминающее крестик стоит. Отец Леонтий нам показал вот здесь крест, Введенский собор своими глазами увидел, Казанский храм, в котором стояла эта сельскохозяйственная техника, на которой и учили этих студентов.
Буквально за два часа мы обошли весь монастырь и утром на автобусе вернулись в Москву, а оттуда обратно в семинарию. Отсняли фотографии, я переписал какие-то там исторические моменты, даты какие-то о старце Амвросии. Потом уже пошел в библиотеку, нашел книжку Кавелина «Описание Козельской Введенской Оптиной пустыни», ее прочитал, сделал какие-то выписки, конспекты. А потом в семинарии устроил творческий вечер «История Оптиной пустыни и ее знаменитые старцы». Показывал и старые фотографии, и современные…
И так семинарская братия познакомилась с Оптиной Пустынью. Это было в первом классе семинарии в 84-м году.
Неожиданное назначение
Потом я принял монашеский постриг в 86-м году, в 86-м году я был положен в дьяконы, в 87-м – в священника. И вдруг в 88-м году на престольный праздник Троице-Сергиевой лавры во время обеда, когда съели первое, вдруг объявляют: «Иеромонах Феофилакт, иеромонах Мелхиседек, иеродьякон Панхарий и иеродьякон Иннокентий указом патриарха направляются на несение послушания в Введенскую Оптину пустынь». Для меня это было шоком и потрясением, потому что я в 88-м году поступил в академию и думал, что я еще четыре года буду жить безбедно в Лавре. А с другой стороны, меня же четыре года назад Бог туда привел. А иеромонах Феофилакт был одним из тех друзей, кто в 84-м году вместе со мной впервые посетил Оптину Пустынь. Вы можете себе представить, за четыре года двоих Господь привел туда, и эти двое стали иеромонахами, и через четыре года они обратно возвращаются. То есть Господь настолько милостив, что он подготовил, чтобы это не было так шокирующее, так непонятно, так неожиданно и все-таки ехали более-менее подготовленные.
Первая литургия
Когда мы приехали в Оптину пустынь, что мы там увидели? Весь монастырь заключался в трапезной в мансарде, которая была над столовой. Была монашеская трапезная, там сделали кинозал, кинозал был действующим. Нам дали место на мансарде. Там было восемь комнат, там была келья наместника, там была трапезная и там были братские кельи.
И впервые мы отслужили… Первая служба совершилась 3 июня на Владимирскую икону Божьей Матери в 88-м году. Мы отслужили Литургию и тут же поехали в Лавру, потому что был грандиозный собор в 88-м году, который был посвящен тысячелетию Крещения Руси. В 1988 году. И на этом соборе 6 июля преподобный оптинский старец Амвросий был причислен к лику святых.
Возрождение
Началось восстановление монастыря, центрального Введенского собора, Казанского, храма в честь Владимирской иконы Божьей Матери, колокольни и двух братских корпусов, в которых были канцелярия, пошивочная и прочее. Меня назначили экономом. Наместник нам дал задание: расселять самих жильцов. И вот тут мне вспоминается история. Мы пришли в келью старца Амвросия, где жили все старцы – Лев, Макарий, Амвросий, Иосиф, Анатолий, Нектарий.
На тот момент в ней жили две семьи. Жил там Константин Абрамов, мы с ним вели долгие переговоры, около двух месяцев.
Константин
Он сначала повышал, повышал, повышал цену, и никак невозможно было с ним договориться. Я в конце концов не выдержал, говорю: «Слушай, или ты продаешь дом, или все, остаешься». Вообщем, сторговались с ним за 12000, почти в два раза больше, чем всем остальным. Тогда деньги были – рубли и трешки.
Вечером он приходит ко мне в кабинет, я ему эту 12 раз редактированную расписку. Он показывает справку о выписке, а я ему отдаю эти 12000. А это была вот такая китайская… ну, тогда Китая еще не было… брезентовый рюкзак такой «прощай, молодость!» Он смотрит: «А что это такое? Это все мне?» Я говорю: «Да». Там вот такая кучка. Он рублевки достает: чииик! – сто, потом – чииик! – сто… «Ну давайте, батюшка, расписку, я расписываюсь». Я говорю: «Нет, всё считай. Потом опять скажешь, что что-то не то». И вдруг он говорит: «Батюшка, давайте расписку. Если вам не верить, кому тогда вообще верить?» Расписался, получил и ушел.
На следующий день в восемь часов планерка. Стоят рабочие, прочитали молитву. Смотрю – Константин идет, взъерошенный, грудь нараспашку. Я тоже немножечко так встрепенулся: ну всё, сейчас что-то будет. Он подходит и говорит: «Батюшка, у меня к вам сугубый разговор». Я говорю: «Ну понимаю, что не общественный». – «В кабинет». Заходим в кабинет. «Закройте». Я закрываю дверь. Думаю: «Ну, сейчас начнется…»
Когда сели, он говорит: «Легли спать, вдруг мне сон – приснился, поп в одежде…» Я говорю: «В какой одежде? Как у меня?» – «Нет, вот в такой, в блестящей». В блестящей – это, значит, богослужебная одежда. «И чего?» – «И говорит: «Константин, пересчитай пачки». Я просыпаюсь, бужу жену: «Танька, вставай! Деньги давай считать!» – «Кость, ты что, с ума сошел?» – «Я тебе сказал, давай считай!» – «А что такое?» – «Вот приснилось, как живой!» Батюшка, до утра считали! И насчитали 153 лишних рубля. Батюшка, вот ваши деньги, они мне не нужны». Я думаю: вот это да… Никто же ничего не знал, в смысле всё подписали, они твои. Ну, ошиблись – ошиблись… Как Бог и преподобный Амвросий берегли каждую монастырскую копейку.
Явление преподобного
Что рассказал еще этот Константин? Он мне рассказал историю: «Мы по очереди пасли коров. Тогда в Оптиной было их около 30, держали местные жители. Поздней осенью потерялась одна корова, все разобрали. Я пошел искать корову ее в приделах Пафнутия Боровского, в колодце. Прихожу, вдруг смотрю – какой-то дед сидит на колодце». А колодец Пафнутия Боровского представлял собой тогда большую купальню без всякого шатра, без всякого помещения, сруб три на три метра. Вот такая площадь воды, и глубина была где-то около трех метров. Вот такой старинный еще сруб из осины. «И на бревне сидит какой-то дед. Я к нему подхожу и спрашиваю: «Ты корову здесь не видел такую коричневую?» – «Да нет, не видел». Смотрю, какой-то дед незнакомый, и я у него спрашиваю: «Дед, а дед, как жизнь-то?» И дед тогда говорит: «Да слава Богу». – «Чего?!» – «Да слава Богу». – «Да есть он, Бог-то?». И выругался я матом. И вдруг какая-то сила меня ударила между лопаток. И я оказываюсь поздней осенью в кирзовых сапогах вот в этой брезентовой пастушечьей накидке, уже в вязанной шапке этой зимней, оказываюсь в этом колодце, в воде. Я реально тонуть начинаю. Я за эти бревна… А дед рядом. Я воду уже хлебаю, ору: «Дед, помоги!» А он стоит на месте. Ну все уже, у меня вот так была рука… И вдруг смотрю – дед меня за руку так вот взял, выдернул, и я оказался на берегу. Дед на меня посмотрел строго и говорит: «Константин, больше так никогда не говори». Я пока одежду выжал, по сторонам посмотрел, а там заросли какие-то, смотрю – деда нет уже. Я домой прибегаю. Жена: «Костя, что такое?» Я говорю: «Да я сейчас в колодец привалился». Начали вспоминать. «Слушай, а что за дед, на кого похож?» Смотрю на фотографии, и меня просто осенило… На одну фотографию посмотрел, на другую, которые у него были в келье. «А это, – говорит, – Амвросий».
Комментарии закрыты.