Русская православная церковь – это крупнейшее религиозное объединение на территории России. Крещение Руси святым равноапостольным князем Владимиром состоялось в 988 году, и с тех пор христианская вера преобладает среди русского народа.
Русская культура и история неразрывно связаны с православием, а православия не может быть без монашества. Несмотря на то, что первые монастыри в России были заложены греками, первые уставы принимались по иерусалимским и афонским образцам – за многовековую историю русские монахи создали свой, неповторимый русский монашеский дух, а монастыри прославились многими святыми и великими чудесами.
В ведомстве Русской православной церкви на данный момент находится более 820 монастырей (не считая причитающихся к ним подворий и скитов), и из них около 480 непосредственно находятся на территории России. У каждого из этих монастырей свой особый уклад, своя уникальная история – некоторые из этих обителей лишь начали свое существование, а названия других на протяжении столетий на слуху у каждого православного человека. О тех монастырях, которые, на наш взгляд, сыграли наибольшую роль в истории православной культуры России, мы расскажем в этой статье.
Соловецкий монастырь
Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь был основан в 1436 году монахами Зосимой и Германом на месте уже бывших здесь монашеских поселений. Житие преподобного Зосимы рассказывает нам о виденной им прекрасной и великой церкви в воздухе – так Господь утешил и направил святых отцов пророческим видением, чтобы укрепить их в намерениях устроить на месте этом обитель.
Деревянный монастырь не единожды пострадал от пожара, но монастырь продолжал существовать и развиваться. В 1503 году стараниями игумена Досифея здесь была основана знаменитая соловецкая библиотека, составлено житие первых соловецких преподобных – Зосимы, Германа и Савватия. Расцвет обители связан с деятельностью игумена Филиппа – благодаря его стараниям и щедрым вкладам благотворителей в монастыре построили два каменных храма – Успенскую церковь с Трапезной и Келарской палатами и Спасо-Преображенский собор. На Большом Заяцком острове была сооружена первая в России каменная гавань, начато сооружение канальной системы. Позже игумен Филипп организовал первый в Корельском уезде железоделательный оружейный завод. Слава праведной жизни соловецкого игумена дошла до царя, Иоанна IV Грозного, и он поставил Филиппа митрополитом Московским – в сане митрополита святитель Филипп и принял мученическую кончину от рук опричников.
Печально известно «соловецкое сидение» – бунт братии в ответ на церковные реформы патриарха Никона. Осада монастыря царскими стрельцами длилась с 1668 по 1676 год – в результате почти все мятежные монахи были убиты. Это ослабило духовное и экономическое состояние монастыря.
На протяжении всей истории обитель была известна промышленным хозяйством и мастерскими – монастырь владел сталеварнями, кузницами, монахи ловили рыбу, добывали зверя. К XX веку здесь появилась собственная гидроэлектростанция.
Помимо духовной поддержки, братия монастыря выполняла и гражданский долг – монахи отстаивали обитель во время неоднократных нападений шведов и при обстреле англичан во время Крымской войны.
В 20-х годах XX века от рук безбожников пострадало множество русских монастырей – Соловки не стали исключением. В 1920 году монастырь был полностью ликвидирован, здесь устроили лагерь принудительных работ – Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН). После, в 60-х годах, был создан Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник.
Возрождение монастыря началось с созданием прихода в 1988 году – игуменом был назначен иеромонах Герман (Чеботарь). После этого началось активное восстановление церквей и обретение утраченных святынь – на данный момент в монастырь стекается множество православных со всего мира. Монахи с необыкновенным почтением относятся к непростой истории своей обители, устраивая исторические экспозиции и художественные выставки. Также при монастыре действует уникальная кресторезная мастерская.
Свято-Троицкая Сергиева Лавра
Годом основания Троице-Сергиева монастыря считается 1337. В том году преподобный Сергий Радонежский, носивший еще мирское имя Варфоломей, со своим братом Стефаном поселились на холме Маковец, неподалеку от реки Кочуры. Именно здесь они решили вести свое служение Господу, на этом же холме выстроили небольшой храм. Позже Стефан, не выдержав суровой отшельнической жизни, покинул брата и перебрался в Богоявленский монастырь. Варфоломей недолгое время подвизался в одиночестве, пока по всей округе не пошла молва о безмолвном отшельнике. Скит преподобного окружили кельи других монахов, желающих подвизаться вместе с ним, и в 1355 году Константинопольский патриарх Фелофей благословил ввести в монастыре общежительный устав. Территория монастыря была разделена на три части – жилую, общественную и оборонительную, были построены кельи для новых монахов, трапезная, весь монастырь обнесли тыном, освятили новый надвратный храм в честь великомученика Димитрия Солунского. Игуменом был назначен Митрофан, который и постриг Варфоломея в иноки, и дал ему имя Сергий. После смерти игумена Митрофана о насельниках и благоустройстве монастыря стал заботиться преподобный.
Троицкий монастырь стал духовным центром русских земель. Именно здесь преподобный Сергий благословил князя Димитрия на сражение с Мамаевым войском.
В 1408 году монастырь был разграблен и сожжен ханом Едигеем, но милостью Божьей это не помешало продолжению жизни в монастыре. В 1422 году игуменом Никоном был заложен первый каменный храм обители – Троицкий собор, тогда же были обретены мощи преподобного Сергия Радонежского. Собор расписывали такие выдающиеся иконописцы, как Андрей Рублев и Даниил Черный, икона святой Троицы была написана именно для иконостаса этого собора. Строительство в монастыре продолжалось, в 1469 году на центральной площади построили каменную трапезную, затем неподалеку – пивоварню. В 1476 году псковские мастера воздвигли новую церковь – в честь Сошествия Святого Духа.
Монастырь Живоначальной Троицы пользовался княжеским расположением. Здесь совершались молебны перед военными походами, крестили наследников княжеского престола. Молодой царь Иван IV Грозный, по окончании своих трапезных торжеств, провел с супругой своей неделю в этом монастыре, молясь у гроба преподобного Сергия. Царь жертвовал крупные суммы на благоустройство монастыря, благодаря его вложениям вокруг монастыря возвели белокаменные стены, территория приобрела существующие ныне размеры, а в 1559 году был заложен новый Успенский собор.
К концу XVI века Троицкий монастырь стал крупнейшим в России – в его собственности насчитывалось 2780 поселений.
Тяжелым временем для насельников монастыря стало время Смуты – обитель подверглась длительной осаде, в это же время среди монахов началась эпидемия цинги. Несмотря на все эти испытания, монастырские укрепления удалось восстановить, началось строительство новых храмов и церквей, возведение новых келейных корпусов, монахи разводили рыбу в прудах, на их берегах создавались фруктовые сады и огороды, строились ветряные мельницы. Помимо этого, продолжались издательские работы – здесь собиралась уникальная библиотека рукописных и старопечатных книг.
В 1472 году указом императрицы Елизаветы Петровны в Троицком монастыре открыли духовную семинарию, в 1744 году обители был присвоен титул Лавры, в 1814 году сюда перевели из Москвы Духовную Академию. Множество архитекторов работали над изменением архитектурного стиля строений, главы большинства храмов позолотили, появились мощенные белым камнем дорожки, главную аллею украсили коваными решетками. Монастырь вел торговлю солью, зерновыми, предметами быта. К началу XX века в ведении Лавры находилась типография, две гостиницы, множество мастерских и лавок, несколько конных дворов.
С пришествием к власти богоборцев начались трудные времена для обители. Последнее богослужение в Троицком Соборе было совершено 31 мая 1920 года, в том же году всех монахов выселили, и здесь организовали историко-архитектурный музей. С 38 года, а затем в послевоенное время, под руководством И.В. Трофимова велись масштабные реставрационные работы. Была задача представить весь архитектурный ансамбль монастыря как синтез его художественного развития на протяжении веков.
Возрождение монашеской жизни обители началось в 1946 году. В 1956-58 году вышел указ о передаче Московской патриархии всех зданий и сооружений на территории Лавры.
На сегодняшний день братия Троице-Сергиевой Лавры насчитывает 200 монахов. Согласно Уставу Русской православной церкви священноархимандритом монастыря является Патриарх Московский Кирилл. Сейчас в монастыре 11 храмов, во всем архитектурном ансамбле Лавры – более 50 строений. В храмах обители хранится множество святых мощей: мощи преподобного Сергия Радонежского, Максима Грека, святителей Серапиона Новгородского, Иосафа Москвоского, десница первомученика Стефана, а также кусочек ризы Пресвятой Богородицы.
Валаамский монастырь
На данный момент историки не могут назвать точную дату основания Валаамского Спасо-Преображенского ставропигиального мужского монастыря. До Крещения Руси князем Владимиром здесь располагалось главное капище Велеса – об этом нам говорит и финское название Валамо. Предание гласит, что святой апостол Андрей Первозванный доплыл до Ладожского озера по реке Волхов и воздвиг на горах Валаамских каменный крест.
Житие святого Авраамия Ростовского свидетельствует, что уже в X веке здесь существовало монастырское братство, основанное монахами Сергием и Германом, пришедшими «от восточных стран» (вероятно, из Греции). Они установили здесь монашеский общежительный устав, но, к сожалению, достоверных источников о жизни валаамских преподобных на данный момент нет.
Монастырь часто упоминается в житиях иных русских святых, имеются данные, что к XVI веку здесь подвизалось около 600 монахов. Порядок монашеского устава здесь отличался от большинства русских монастырей – помимо общежития, здесь процветало «пребывание по двием и трием» (скитское монашество) и отшельничество.
Острова неоднократно подвергались нападениям шведов, что ослабляло жизнь обители. Во время Великой Северной войны жизнь в монастыре прекратилась окончательно – в 1715 году император Петр I издал указ о восстановлении монастыря. Впоследствии множество усилий приложила и Елизавета Петровна, но к 1765 году здесь проживало всего 11 монахов.
Наибольший подъем обители пришелся на XIX век – в 1839 году настоятелем здесь был назначен отец Дамаскин, который добивался участия в строительстве лишь высококвалифицированных архитекторов, сурово следил за духовной жизнью братии, начал строительство нового Спасо-Преображенского собора.
К началу Первой мировой войны на острове проживало около 1000 человек. Во время пришествия к власти коммунистов, Валаам спасло расположение – его отнесли к территории Финляндии, что уберегло его от разорения и расхищения. Жизнь в монастыре прекратилась во время советско-финской войны – монахи покинули остров, увезя с собой святыни, колокола и подлинник Валаамской иконы Божьей Матери.
По окончании Великой Отечественной войны в кельях монастыря устроили Дом инвалидов войны и труда. Монашеская жизнь здесь возобновилась в 1989 году – Совет министров Карелии передал Ленинградской епархии собор и ближайшие скиты. Первые шесть монахов, прибывшие в обитель, сразу занялись возрождением старых строгих уставов.
В начале XIX века священноначалие и братия монастыря резко выступали против экуменических веяний в Русской православной церкви. Поступил ряд заявлений о нежелании сослужить с епископами Финляндской новостильной православной церкви и явное осуждение сотрудничества со Всемирным Советом Церквей. Высказывания такого рода от монахов старейшей обители, известной своим истинно каноническим строгим уставом, взволновало не только Архиерейский Собор РПЦ, но и всю православную общественность.
Говоря о Валаамской обители, нельзя не упомянуть известные по всей России валаамские распевы. Святитель Игнатий Брянчанинов писал о них: «Тоны этого напева величественны, протяжны, заунывны, изображают стоны души кающейся <…>. Эти тоны – в гармонии с дикою, строгою природою, с громадными массами гранита, с темным лесом, с глубокими водами». Огромный вклад в возрождении старинных напевов оказал иеродиакон Герман (Рябцев), бывший регентом Валаамского хора с 1991 по 2001 год.
Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь
Через всю церковную историю проходит чудо Жребия Пресвятой Богородицы. Первый – Иверия – выпал Божьей Матери, когда Апостолы метали жребий, кому в какую страну отправиться проповедовать. Вторым пристанищем Пресвятой Девы на земле стала Святая гора Афон. Здесь же она явилась новопостриженному монаху Антонию, и велела ему вернуться на Родину, в Россию, избрав третьей своей обителью Киев.
Около 1758 года в Киево-Флоровский монастырь приехала богатая помещица Агафья Мельгунова, давшая обет посвятить свою жизнь Господу. Она приняла монашеский постриг с именем Александры, и однажды, во время ночной молитвы, ей было видение. Божья Матерь предстала перед ней и сказала: «Это – Я, Госпожа и Владычица твоя, Которой ты всегда молишься. Я пришла возвестить тебе волю Мою. Не здесь хочу Я, чтоб ты окончила жизнь свою. Но как Я раба Моего Антония вывела из Афонского Жребия Моего, святой горы Моей, чтоб он здесь, в Киеве, основал новый Жребий Мой, Лавру Киево-Печерскую, так тебе ныне глаголю: изыди отсюда и иди в землю, которую Я покажу тебе. Иди на север России и обходи все великорусские места святых обителей Моих. И будет место, где Я укажу тебе окончить богоугодную жизнь твою, и прославлю имя Мое там, ибо в месте жительства твоего Я осную великую обитель Мою. Иди же, раба Моя, в путь, и благодать Божия, и сила Моя, и благодать Моя, и милость Моя, и щедроты Мои – да будут с тобою!».
С благословения старцев, признавших видение истинным, монахиня отправилась странствовать по России, исполняя волю Божьей Матери. Не доходя 12 верст до Сарова, в селе Дивеево, монахиня во второй раз сподобилась явления Богородицы. Пресвятая Дева сказала ей, что это – то самое место, которая Она повелела искать, и что это – Четвертый Жребий её на земле.
Александра осталась на том месте, и сначала занялась благоустройством бывшей там деревянной церкви, а затем на собственные средства в 1773-1780 годах начала строительство Казанского Собора, с приделами во имя святителя Николая и первомученика Стефана.
В 1788 году местная помещица Жданова пожертвовала 1300 кв. саженей земли возле Казанского собора для устройства здесь общины. Монахиня Александра устроила здесь кельи, где жила с четырьмя послушницами. Жила община по строгому Саровскому уставу, а наставником сестер был Саровский старец отец Пахомий. Перед своей кончиной Александра просила Пахомия позаботиться о сестрах, однако тот сказал ей поручить это дело молодому иеродиакону Серафиму.
Вскоре после смерти Александры начальницей общины стала Ксения Михайловна. Отец Серафим обращался к ней с просьбой смягчить устав среди сестер, однако она держалась советов старца Пахомия. Преподобному же явилась Божья Матерь и повелела ему оставить начальницу, взять восемь сестер из Казанской общины и обосноваться на новом месте, неподалеку, на востоке от алтаря Казанского Собора. Здесь же Царица Небесная велела заложить мельницу, первые келии, огородить все канавкой и валом. Новая община получила название Мельничной, и она существовала обособленно от Казанской.
В 1842 году, через 9 лет после преставления преподобного Серафима Саровского, общины объединились, а в 1861 году им был дан статус монастыря. Устав был взят из Мельничной Серафимовой общины, потому и весь монастырь получил название Серафимо-Дивеевского. В 1875 году был построен Троицкий собор и множество других келейных зданий. Стараниями сестер в монастыре обустроили множество мастерских: рукодельная, где вышивали золотом и шелками, а также гладью по батисту и полотну, живописная, литографическая. Все монастырские нужды обеспечивали сестры самостоятельно – хлеб, просфоры, свечи, ризы, также шили рубашки для саровской братии, до 400 штук ежегодно. Помимо того здесь изготавливали стекло и краску, имелись большие огородные земли, фруктовый сад, мельницы.
При монастыре устроили зубоврачебный кабинет и больницу, а позже здесь был создан приют для девочек-сирот, где их обучали грамоте священники, а сестры – пению и рукоделию.
Все бывавшие здесь отмечали необыкновенное смирение и простоту сестер. Как писали паломники, жизнь в монастыре «дышала батюшкой Серафимом». Такая обстановка сохранилась и во дни гонений – в 1919 году здесь обосновали трудовую артель, земли, хозяйства, хутора – все было изъято, однако богослужения продолжались, храмы не были закрыты, и обитель покинули немногие.
Батюшка Серафим говорил: «Придет время и мои сиротки в Рождественские ворота посыпятся как горох». Сестры недоумевали: «Какие же это ворота будут?» В 1927 году в праздник Рождества Богородицы начался разгон обители. Большинство насельниц рассеялось по округе, тайная монашеская жизнь не прекращалась. Репрессированные монахини отбывали сроки заключения, и возвращались из ссылок опять к стенам монастыря.
В 1988 году началось возрождение обители – был зарегистрирован церковный приход. В 1989 году общине был передан Троицкий собор, началось активное его восстановление. В 1991 году Синод выпустил постановление о возобновлении монастыря, в этом же году сюда перевезли мощи преподобного Серафима из Санкт-Петербурга, начались работы по восстановлению монастырских зданий и Казанского собора.
Одна из главных святынь Серафимо-Дивеевского монастыря – знаменитая Канавка Божьей Матери. Преподобный Серафим говорил, что Канавка эта до небес высока, и «кто Канавку эту с молитвой пройдет да полтараста «Богородиц» прочтет, тому все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев!». Сегодня множество паломников исполняют этот завет преподобного, а в 2011 году многотысячным крестным ходом по Святой Канавке был пронесен ковчег с Поясом Пресвятой Богородицы.
В Дивееве истекают несколько источников: Казанский, целителя Пантелеимона, матушки Александры и Иверский. Самый же почитаемый – чудотворный источник преподобного Серафима Саровского – в 2009 году возле него была освящена новая часовня.
Оптина пустынь
Точное время основания Оптинской обители неизвестно – по преданию, начало монастырю положил раскаявшийся разбойник Опта, принявший затем монашество с именем Макарий. Предание относит создание пустыни к концу XIV века, и первые письменные свидетельства существования обители историки относят к царствованию Бориса Годунова.
Первая каменная церковь Введения Пресвятой Богородицы была построена в 1689 году. Позже, в период правления Петра I, пустынь облагается обременительным оброком, материальное состояние монастыря становится тяжелым, и в 1724 году обитель была упразднена. Восстановилась же она через два года, началось активное строительство – была воздвигнута деревянная колокольня, новый храм Введения с двумя приделами. Позже, в начале XIX века, построили новую трехъярусную колокольню, дополнительные братские корпуса, храм в честь Казанской иконы Божьей Матери и больничную церковь с шестью кельями при ней. С возрождением монастыря к концу XVIII века начинается и возрождение там монашеской жизни. Прежде всего это относится к необычайной традиции старчества, которая зародилась в обители. Знаменитый старец и подвижник преподобный Паисий (Величковский) озаботился стяжанием иноческого духа, и не мог найти истинных наставников и духовных отцов ни в России, ни на Афоне. Старчество существовало лишь в скитах Молдавии, именно здесь преподобный Паисий увидел, как один человек силой монашеского духа, силой своей энергии и влияния соединял весь общежительный строй иноческой жизни.
Стараниями преподобного культура старчества изменила все устройство Оптиной пустыни. В 1921 году в монастыре был устроен скит, всей духовной жизнью стал ведать старец, а настоятель нес лишь административные функции. Старчество привнесло изменения в монашескую жизнь обители. Чтение святоотеческих книг стало первым занятием для каждого инока в свободное от Богослужения время. Вторым важным условием было откровение помыслов – ежедневная исповедь духовному наставнику. «Есть смирение – есть все, нет смирения – ничего нет», – часто повторял преподобный Макарий Оптинский – это и было третьей основополагающей заповедью нового оптинского скита. Внешняя жизнь монастыря, строительство и паломничество существовали теперь отдельно, под руководством настоятеля – основным акцентом стало стяжение истинного иноческого духа.
Как и большинство монастырей в России, с приходом к власти богоборцев Оптина пустынь была упразднена. Сначала здесь устроили сельхозартель, затем – Дом отдыха имени Горького, позже – концлагерь «Козельск-1». Во время Великой Отечественной войны монастырские здания использовали как госпиталь, а в послевоенное время здесь расположилась воинская часть. В ноябре 1987 года обитель была передана Русской православной церкви – началось возрождение монастыря.
В 1993 год, на Пасху, произошло страшное и знаменательное событие – были убиты три монаха, иеромонах Василий (Росляков), инок Трофим (Татарников) и инок Ферапонт (Пушкарев). Пострадали иноки от рук сатаниста, который убил их кинжалом с надписями «сатана» и «666» – во время суда он был признан невменяемым. Сейчас множество паломников тянется к могилам непрославленных мучеников – как требование для любой канонизации, проявление «народного почитания».
Чтобы не пропустить наши новые статьи и рубрики подписывайтесь на наш телеграмм-канал через первый православный мессенджер Правжизнь Телеграмм, на наши группы Facebook и ВКонтакте.
Комментарии закрыты.