- 21.12.2017
- 0 комментариев
- Рубрика: Историяподвижники благочестияПознаниеПутешествия и паломничеств
Православная церковь насчитывает более 250 миллионов последователей по всему миру. Несмотря на разнообразие поместных, автокефальных, автономных церквей, все это – часть единой Святой и Соборной Апостольской Церкви. Но каждый народ, принимая православие, органично привносил свое понимание и видение учения Христова. Так, взглянув на иконы русского, греческого, грузинского иконописцев, мы увидим отпечаток культуры каждого из этих народов – но и каждая из этих икон покажется нам каноничной и правильной. Помимо этого, за 2000 лет после пришествия Христа, у многих сложились свои предания, в разных странах просияли святыни и совершались удивительные чудеса, разные народы Господь укреплял своими святыми и мучениками.
Монастыри, которые удивительным образом в своем архитектурном комплексе сочетают храмы, часовни, колокольни, крещальни с трапезными, кельями, мастерскими, как нельзя лучше передают видение людьми православия. Нам захотелось поделиться этим удивительным многообразием православия, рассказав о некоторых значимых монастырях со всего православного мира.
Ватопед. Святая гора Афон
Ватопедский монастырь – один из самых обширных, древних и богатых монастырей на Афоне. Его название (Βατοπέδι или Βατοπαίδι, от Βατος – куст и παϊς – дитя, отрок) предание связывает с чудесным спасением сына императора Феодосия, которого во время шторма смыло в море. Отрока нашли под кустами куманики, и он рассказал, что он молился Божьей Матери, и она спасла его. Тогда император распорядился о воздвижении на месте этом монастыря.
Более традиционная версия рассказывает нам о трех учениках преподобного Афанасия Афонского: Николае, Антонии и Афанасии, которых святой отправил подвизаться на место будущего монастыря. Примерное время основания его – около 972-985 годов.
Главный Собор монастыря освящен в честь Благовещения Пресвятой Богородицы – кроме этого, в обители есть еще 16 параклисов (небольших храмов), два скита, и 27 келий. Знаменита библиотека монастыря – в ней содержится 1700 рукописей, 600 Кодексов на пергаменте, 25 пергаментных свитков и более 35 000 печатных книг. В 1743-1759 годах здесь существовала Афонская академия.
В монастыре подвизалось множество православных святых – святой Савва Сербский, преподобный Симеон Мироточивый, святитель Григорий Палама, преподобный Максим Грек, работал знаменитый иконописец XIV века Мануил Панселин.
Нельзя не упомянуть о святынях монастыря – здесь хранится часть Животворящего Креста Господня, честной пояс Пресвятой Богородицы, много св. мощей в отдельных частях: голова св. Георгия Богослова; голова св. Андрея Критского; нога св. Апостола Варфоломея; части святых мощей св. великомученика Феодора Стратилата; стопа ножная до великой кости св. Параскевы Римляныни; часть мощей св. мученика Кирика; часть от головы св. мучеников Сергея и Вакха; часть головы священномученика Харалампия; часть от правой руки священномученика Ермолая; часть правой ноги св. великомученика Пантелеимона; часть руки св. мученика Трифона; часть руки св. Иоанна Милостивого; часть от плеча св. Архидиакона Стефана; часть руки св. мученицы Марины; головной череп св. Евдокима; часть головы св. Модесиа и честное миро св. великомученика Димитрия Солунского.
По меньшей мере восемь икон Богородицы почитаются чудотворными. Необычайно интересно предание об иконе Божьей Матери «Отрада» или «Утешение». Однажды разбойники решили разграбить богатый монастырь – высадившись на берег ночью, они укрылись в кустах, чтобы утром неожиданно ворваться в обитель. Однако игумен монастыря услышал голос, исходивший от иконы: «Не отверзайте врат обители, но, взойдя на стены, прогоните разбойников».
Взглянув на образ, игумен стал свидетелем чуда: лики Богоматери и Богомладенца ожили, и Христос, закрывая ручкой уста Девы Марии, повернул к Ней голову и сказал: «Не говори им сего, пусть они понесут заслуженное наказание!». Но Богородица, стараясь рукой удержать десницу Своего Божественного Сына, ещё дважды повторила предупреждение. Так обитель была спасена от разбойников, а лики Христа и Божьей Матери на образе навсегда изменили своё положение.
На данный момент в монастыре подвизается около 50 монахов. По афонскому обычаю, через три года после смерти каждого монаха, его останки откапывают и складывают в общую братскую усыпальницу, и по цвету костей судят об участи усопшего: если они желтоватые, значит монах этот угодил своей жизнью Господу, если же останки не разложились полностью, то братия усугубляет молитвы об умершем.
Киево-Печерская Лавра. Украина
Несмотря на то, что Святая Успенская Киево-Печерская Лавра находится не на территории России, без этого монастыря невозможно было бы говорить о русском монашестве.
Согласно преданию, святой апостол Андрей Первозванный благословил берег Днепра, сказав: «Видите ли эти горы? На горах этих возсияет благодать Божия, и будет великий город, и много церквей воздвигнется». Лаврская обитель считается исполнением пророческих слов апостола.
Монастырь, который Божья Матерь избрала Третьим Уделом своим на земле, основал преподобный Антоний Великий. Он родился в Любече, недалеко от Чернигова. Желая посетить места земной жизни Иисуса Христа, он отправился в Палестину, а затем на Святую Гору Афон, где принял монашеский постриг и получил наставление от игумена: «Антоний! Иди обратно в русскую землю, – пусть и там живущие через тебя преуспевают и утверждаются в вере христианской; да будет с тобою благословение святой горы!».
Вернувшись в Киев, ни в одном из монастырей он не нашел истинной духовной монашеской жизни, поэтому он поселился в пещере митрополита Илариона Киевского. Его крайний аскетический подвиг и образец истинного отшельнического жития привлекал к нему учеников – первыми из многих были Никон и Феодосий.
Когда количество учеников возросло, они построили для себя кельи и храм. Антоний оставил после себя игуменом Варлаама, а сам удалился на сорок лет в новую пещеру на соседней горе.
После князь Изяслав перевел Варлаама в Свято-Димитриевский монастырь, а игуменом в Печерской обители стал преподобный Феодосий Великий. Когда число монахов приблизилось к 100, он благословил одного из иноков ехать в Константинополь, чтобы переписать Студийский устав. На основании его был создан монашеский устав Киево-Печерского монастыря, который впоследствии приняли все русские монастыри.
В 1073 году заложили каменный собор Успения Пресвятой Богородицы – более 15 лет греческие зодчие и иконописцы трудились над созданием храма, и в 1089 году его освятил митрополит Иоанн.
Монахи монастыря отличались особенным рвением, нравственностью и подвижничеством. Многие иноки отправлялись проповедовать христианство в те области Руси, где еще исповедовалось язычество. До начала XIII века из числа монахов обители было избрано более 50 епископов для служения по всей Руси.
Именно в Киево-Печерском монастыре началась история Русской летописи. Первым летописцем был преподобный игумен Никон, здесь же подвизался монах Нестор, автор Печерской летописи и гениальной «Повести временных лет». В первой четверти XIII в. в монастыре был создан «Киево-Печерский патерик», основу которого составили рассказы инока Поликарпа, а также послания Симона, епископа Владимиро-Суздальского. Именно в патерике мы можем прочитать о множестве святых, которых подарила Руси Печерская обитель.
Монастырь потерпел множество набегов – в 1096 году он пострадал от набегов половцев, в 1151 году был разграблен турками, в 1169 году его пытались сжечь степняки-язычники. Ужасное разорение Лавры произошло в 1240 году, когда орды Батыя взяли Киев. Но, говоря об истории монастыря, нельзя не вспомнить богоборческое время 20-х годов XX века.
В 1918 году большевиками был убит настоятель Лавры – митрополит Владимир (Богоявленский). В 1924 году обитель передали обновленцам, затем, ликвидировав монастырь, здесь устроили «Всеукраинский музейный городок».
В 1941 году немецкими оккупантами был организован массовый вывоз ценностей, а впоследствии храм Успения Богородицы был взорван.
Монашеская жизнь обители возобновилась в 1988 году в связи с празднованием 1000-летия Крещения Руси. В 2000 году восстановили и Успенский Собор.
Новоафонский монастырь. Абхазия
Новоафонский Симоно-Кананитский монастырь был основан в 1875 году русскими монахами из Свято-Пантелеимонового Афонского монастыря. Место было выбрано не случайно – именно здесь, недалеко от селения Псцырха остановился апостол Симон Зилот, и здесь же претерпел мученическую кончину. На этом месте в IX-X веках возвели великолепный храм в духе византийского зодчества того времени – здесь под спудом почивают святые мощи апостола.
Строительство монастыря было непростым – предстояло частично снести гору, чтобы подготовить площадку, убрать тонны земли и соорудить подъездную дорогу. Монахи облагораживали землю – осушили болота, разбили мандариновые сады.
Недостроенная обитель была разорена и разграблена во время турецкой войны, и в 1880 году началось ее восстановление по приказу императора Александра III.
С 1924 года монастырь был закрыт, многих насельников, согласно рассказам местных жителей, утопили в бухте. Здесь устроили склад, затем турбазу, пансионат и краеведческий музей. После, во время грузино-абхазских конфликтов, монастырь переквалифицировали в госпиталь. И лишь в 1994 году обитель вернули православной церкви.
На данный момент в монастыре действуют шесть храмов, крупнейший из них – Пантелеимоновский собор. В монастырской трапезной сохранились фрески известных мастеров братьев Оловянниковых.
Комплекс Давид-Гареджа. Грузия
Давид-Гареджийский монастырский комплекс был основан в начале VI века монахом Давидом, одним из 12 учеников преподобного Иоанна Зедазнийского – они прибыли в Иверию из Сирии по велению Божьей Матери. Преподобный Давид подвизался сначала на горе Задени, затем на горе Мтацминда, а позже избрал своим пристанищем естественную пещеру в горе Гареджа.
Обитель представляет собой комплекс из более чем 20 монастырей, высеченных в скалах – некоторая ее часть находится на спорных территориях между Азербайджаном и Грузией. Особым почитанием пользуется монастырь, носящий название Лавры Святого Давида. Здесь покоятся мощи святого Давида, по некоторым источникам, и мощи святого Додо – одного из его учеников. С высоты птичьего полета можно увидеть, что она образует собой большой крест.
Несмотря на многочисленные набеги турков и монголов, в монастыре сохранились уникальные фрески с иконами VIII-XIV веков, а также надписи – помимо грузинских, здесь есть до 20 армянских, 8 греческих и 21 арабская, и особенная в своем роде тетралингва.
Рассказывая о монастыре, невозможно не упомянуть о чудесах святого Давида Гареджийского. Имя святого почитается не только в Грузии (здесь его сравнивают со святителем Николаем), но он известен и в России – ему молятся в бесплодии и женских болезнях. Это связано с удивительным его чудом, когда жрецы-огнепоклонники решили оклеветать имя святого, и подкупили одну падшую женщину, чтоб она назвала его виновником своей беременности.
Жители города вызвали преподобного на суд, а он, подойдя к девице, коснулся ее живота посохом и спросил: «Я ли твой отец?». Из чрева раздался голос «Нет», и на глазах у всех женщина та родила камень. В память об этом небесном заступничестве святой Давид испросил у Господа целебный источник – и до сих пор к нему приходят женщины, чтобы исцелиться от своих болезней.
Уникально предание о еще одном удивительном чуде преподобного Давида – незадолго до своей кончины он отправился посетить Святую Землю. Остановившись на горе недалеко от Иерусалима, он сказал своим ученикам что недостоин войти в город, попросил помолиться их у Гроба Господня, а сам взял с той горы три камня и отправился в обратный путь.
В это время Патриарху Иерусалимскому явился Ангел, который сказал, что святой Давид забрал всю благодать Гроба Господня. Патриарх снарядил скорохода, который попросил у святого два камня, а третий камень преподобный Давид отнес в свою Лавру – эта святыня сохранилась и до наших дней.
В Лавру Святого Давида, несмотря на трудности преодоления гор, до сих пор стекается множество паломников и туристов – чтобы приложиться к мощам святого и увидеть уникальный в своем роде исторический памятник.
Жича. Сербия
Сербскую обитель Жича основал в XIII веке святой Стефан Первовенчанный, совместно со святым своим братом, Саввой Сербским. Святитель Савва привез сюда византийских мастеров для росписи собора Вознесения Господня, здесь же короновал Стефана как первого короля Сербии. Храм стал местом коронаций и интронизаций сербских правителей, за что монастырь получил название Царская Лавра.
Согласно грамоте святого Стефана, в монастыре побывало множество святынь – частица Креста Господня, риза и пояс Богородицы, десница и часть честной главы Иоанна Предтечи, многочисленные мощи апостолов, пророков, мучеников, иконы, драгоценные сосуды.
Расположение монастыря делало его уязвимым для различных набегов – обитель подвергалась нашествию куманских орд, болгар, но более всего пострадала во время турецкого ига. Восстановление ее началось в 1855 году епископом Иоанникием (Нешковичем). Жизнь монастыря возродилась, здесь проводились ремонтно-реставрационные работы, Жича наполнилась монахами и послушниками.
Чрезвычайно пострадал монастырь от бомбежек во время Второй мировой войны. Некоторые строения были разрушены до основания, погибли средневековые фрески.
После войны добились открытия монастыря – впервые за время своего существования Жича стала женской обителью. Начались восстановительные работы, консервация сохранившихся фресок, после землетрясения 1987 года отреставрировали Вознесенский Собор.
В начале XXI века восстановили трапезную и церковь святого Саввы. Именно тогда произошло чудесное обретение образа святого царственного страстотерпца Николая. В ходе реставрационных работ, во время изучения настенных росписей, от стены отделился лист синей плотной бумаги. А за ним явился образ Государя Императора со всеми знаками царской власти: в венце и бармах, со скипетром и державой, в горностаевой мантии с двуглавыми орлами, из-под которой виден мундир с золотым наборным поясом и муаровая лента через плечо, на груди крест. Крест же короны Российской Империи, немного выступавший за край бумажного листа, был лишь слегка закрашен синей краской. Лист крепился к стене простыми кнопками. Так был сокрыт от возможного поругания от коммунистов лик благоверного царя.
На данный момент Жича – один из самых крупных монастырей в Сербии, в нем подвизаются около 45 насельниц.
Чтобы не пропустить наши новые статьи и рубрики подписывайтесь на наш телеграмм-канал через первый православный мессенджер Правжизнь Телеграмм, на наши группы Facebook и ВКонтакте.
Читайте нашу статью про монастыри России.
Комментарии закрыты.