- 03.01.2018
- 0 комментариев
- Рубрика: Веражития святых
День памяти святителя Филарета (Амфитеатрова), в схиме Феодосия, митрополита Киевского
Вехи биографии
30 апреля 1779 года в селе Высоком Кромского уезда Орловской губернии в благочестивой семье священника родился в будущем известный святитель Филарет (Амфитеатров).
7 ноября 1798 года, по окончании Севской духовной семинарии будущий архипастырь был пострижен в монашество с именем Филарет, 9 ноября того же года был рукоположён во иеродиакона, а 13 января 1799 года — в иеромонаха. В 1804 году был возведён в сан архимандрита.
Благодаря положительным отзывам 2 декабря 1813 года был вызван в Санкт-Петербург и назначен настоятелем Волоколамского Иосифова монастыря. По предложению ректора Санкт-Петербургской духовной академии свт. Филарета (Дроздова), был назначен инспектором Санкт-Петербургской духовной академии, где был удостоен степени доктора богословия (в 1814 году), но не за научные труды, а по должности и за безукоризненный образ жизни. В том же году был переведён в должности инспектора во вновь открывавшуюся Московскую духовную академию.
1 июня 1819 года он был хиротонисан во епископа Калужского и Боровского. 12 января 1825 года указом Святейшего Синода был переведён в Рязанскую епархию. 22 августа 1826 года был возведён в сан архиепископа и назначен членом Комиссии духовных училищ. 25 февраля 1828 года назначен архиепископом в Казань, где обратил в православие более 5000 иноверцев. В 1836—1837 годах был главой Ярославской и Ростовской епархии. 18 апреля 1837 года назначен митрополитом Киевским. 13 августа 1841 года тайно принял схиму с именем Феодосий.
Высочайшим рескриптом от 26 августа 1856 года (день коронации императора Александра II) ему пожалованы алмазные знаки ордена Святого апостола Андрея Первозванного. Скончался святитель 21 декабря 1857 года.
Святитель оставил после себя не мало трудов проповеднического характера.
Ниже представлена выдержка из 12-ой беседы на Евангелие от Матфея.
«Слышасте, яко речено бысть: око за око, и зуб за зуб. Аз же глаголю вам не противитися злу: но аще кто тя ударит в десную твою ланиту, обрати ему и другую: и хотящему судитися с тобою, и ризу твою взяти, отпусти ему и срачицу: и аще кто тя поймет по силе поприще едино, иди с ним два» (Мф. 6:38–44).
1. Спаситель Христос этими словами Евангелия хочет исторгнуть из сердец верующих в Него самый корень страсти мщения за причиняемый им от других обиды, и насадить в них Свою Божественную кротость и терпение, происходящее из любви и милосердия к обижающим нас.
2. Древний закон равномерного воздаяния также есть правда, но правда книжников и фарисеев. От Христианина же требуется более по словам Спасителя: «аще правда ваша не избудет паче книжник и фарисей, не внидете в царствие небесное» (Мф. 5:20).
3. Господь заповедует жертвовать даже и своею человеческою честью, ежели этого требует спасение многих, подражая Ему, Который за спасение рода человеческого пожертвовал Своею Божественною славою. Таковая жертва в глазах мира сего представляется бесчестием, но пред очами Господа и Ангелов Его есть высочайшая честь, – жертва, которая вознаградится вечною славою на небесах.
4. Впрочем, здесь должно заметить, что Евангельскою заповедью прощения всех обид ни мало не ослабляется сила и строгость гражданских и Церковных законов. Ибо блюстители правосудия на основании тогоже слова Божия приемлют на себя обязанность и труд защищать невинных, и наказанием преступников сохранять общественное благочиние и безопасность.
5. Не нарушается также этой заповедью обязанность Государей объявлять брань, и мечем защищать благоденствие вверенных им народов от врагов Отечества. Ибо народоправителей Сам Бог облекает этой властью, и поручает им служение сохранять порученныя им страны, а иногда и разрушать другие нечестивые царства мечем и огнем, коих мера беззаконий исполняется пред очами Господа.
6. Какое каменное сердце не сокрушит в себе духа ненависти к ближнему своему, хотя врагу, если будет часто и истинно взирать на распятаго Спасителя и Бога своего, Который, вися на Кресте, в беспредельных болезнях вопиял ко Отцу небесному о спасении распинателей Своих: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23:34).
И так добродетель любви к врагам при всей своей высокости и редкости, должна быть существенна Христианину, ведь без нее, любовь его есть не более, чем мытаря и язычника, по словам Спасителя, ибо и они также друзей своих и любящих их взаимно любят и благотворят им. И действительно всякая любовь к ближним без любви к врагам есть несовершенна.
STSL.Ru
Комментарии закрыты.