Умастим душу смирною покаяния
Смирною древние умащали тела умерших, чтобы отогнать неприятный запах тления, который препятствует приближаться к ним самым близким и родным. Нам нужно умастить не тело, а душу свою духовною смирною покаяния, чтобы изгнать из нее все грубые и нечистые помыслы и вожделения сердечные, отогнать от нее смрад страстей и похотей плотских, которые препятствуют ей приближаться ко Господу, которые отгоняют от нее чистых и святых Ангелов, а привлекают злых и нечистых. Для того и пришел в мир Сын Божий, чтобы соделать нас языком святым, царским священием, людьми обновления (1 Пет. 2, 9); как же было бы для Него оскорбительно, если бы мы и теперь явились пред Ним в нечистоте и смраде грехов?! Для того Он смирил Себя, зрак раба приим (Флп. 2, 7), и возлег в яслях бессловесных, чтобы вселиться и обитать в нас, прийти к нам и вечерять с нами во внутренней храмине души нашей; как же будет Ему прискорбно, если эта бедная храмина будет наполнена всякою нечистотою, если душа явится на сию духовную вечерю не в одеянии брачном, а в рубище страстных вожделений и житейских страстей?! Итак, кто связал себя враждою к ближнему, да изгонит ее из сердца своего ради Господа, Который пришел благовестить нам мир и всех примирить, да простит от всего сердца всякое оскорбление, обиду и озлобление, за что и Отец Небесный простит ему согрешение его. В ком гнездится дух гордости, самомнения, тщеславия и превозношения, да изгонит его из сердца своего ради Того, Который пришел в мир сей, не да послужат Ему, но послужити и дат,и душу Свою избавление за многих (Мф. 20, 28), да смирит и уничижит себя, как раба неключимого, достойного всякого осуждения и муки, ради Того, Который, будучи Господом славы, Себеумалил, зрак раба приим… смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя (Флп. 2, 7-8). Кем обладает дух любостяжания и корыстолюбия, да усрамится он при виде Господа, Который для спасения нашего родился в вертепе и в яслях, жил, не имея, где главу подклонити, умер на кресте. У кого уста и язык привыкли отверзаться на празднословие и злословие, на осуждение, ропот и негодование, да заградятся они при виде немоществующего младенчества Того, Который укоряем противу неукоряше стражда не прещаше.
Кем обладает дух плотоугодия и скверных похотей, да отженется у того сей нечистый дух при виде Того, Который родился от Пречистой и Пренепорочной Девы, Который предал пречистую плоть Свою на страдания и мучения для очищения греховных скверн человеческих. Словом, да изгонится из сердца нашего все злое, нечистое, греховное, чем оскорбляется любовь Божия, что отвращает от нас благоволи- тельный взор Отца Небесного, чем бесчестится святое и поклоняемое имя Христово. Да устранимся и удалимся от всякого шума буйного веселья, чтобы не отвлекать ума и сердца своего от святых помыслов и чувствований. Вот это будет самый лучший дар от нас Господу, родившемуся для нас.
Источник: Святитель Иустин Полянский, епископ Уфимский и Мензелинский. Мысли на каждый день года. — М., Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2012.
Комментарии закрыты.