- 16.01.2018
- 0 комментариев
- Рубрика: ВераПознание
Духовная «спячка» – грех (по письмам святителя Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского)
Грех есть нарушение Закона Божия, или неделание добра – некая духовная «спячка», лень поднять глаза к Небу или протянуть руку помощи ближнему. А то и открытое выступление против первого и против второго. И увы! Как это близко к нашей жизни и в ней самой! Иногда мы встряхнемся, взглянем назад, покаемся в прошлом, увидим свое беззаконие, но тут же снова погружаемся в суету мира, или, – что не лучше, – готовы мнить: мы не хуже других. «Неполезно, – учит святитель Афанасий, – копаться в своих прежних грехах, особенно в тех, которые мы исповедали уже отцу духовному и получили чрез него разрешение. Грех мой предо мною есть выну (Пс. 50, 5), – всегда. Всегда должно памятовать о своих грехах и не мнить себя, как сектанты: «Я оправдан, я святой, я спасен». Православные всегда знают и помнят, что они грешные, но вместе с тем они с твердой верой всегда исповедуют: Твой есмь аз, Твоя есмь аз… Я шелудивая овца… но из Твоего стада, спаси мя» [2]. – И святитель не «копается», но останавливает наше внимание, по преимуществу, на том, что чаще всего духовно ранит нас. – «Ложь, обман, неискренность, неправда там, где должна быть одна правда» [3]… «Когда же Господь отнимет плен Сиона!..» [4].
Безразличие, равнодушие
Тяжело быть свидетелем безразличия. Люди, зараженные им, ко всему теплохладны. Равнодушных волнует только одно – было бы им хорошо. Как близок этот порок к тунеядству, которое так определил другой великий святитель Русской Православной Церкви, митрополит Московский Филарет (Дроздов): «Тунеядство, когда получают жалованье за должность, или плату за дело, но должности и дела не исполняют, и таким образом крадут и жалованье или плату, и пользу, которую могли бы трудом принести обществу или тому, для кого надлежало работать» (Пространный Христианский Катехизис. О восьмой заповеди).
Безразличие, равнодушие – это не что-то нейтральное, нет! Это в собственном смысле духовная «спячка», неделание, остановка. Но в духовной жизни стояние недопустимо, ибо оно тут же тянет назад. Безразличие – хуже безбожия. И святитель Афанасий – «славы Божией ревнитель» (из тропаря) – возвышает свой голос: «Только бы не было безразличия, равнодушия. Помните, в Апокалипсисе: «Ты не был ни горяч, ни холоден, поэтому извергну тебя»» [5]. «Я уверен, что многие безбожники, но искренние, честные, искренно заблуждающиеся, могут скорее стать искренними, добрыми, ревностными христианами, чем теплохладные христиане «по рождению»» [6].
Лицемерие
Рядом с безразличием стоит лицемерие, когда пытаются лишь казаться деловыми, болеющими за все и всех – благочестивыми, а в самом деле заботящимися только о полноте своих клетей. «Мыслю, – пишет Ковровский иерарх, – со апостолом: Филиппийцам, 1, 18… Не хорошо быть одним – казаться другим. Но еще хуже – быть не тем, чем должно, и не скрывать этого, и даже, как бы афишировать и таким образом усиливать соблазн» [7].
Уныние
«Не угодно Господу фарисейское возношение, – размышляет исповедник. – Но не полезно и страшно уныние. Посему святые отцы установили во вторую подготовительную к Посту седмицу вспоминать притчу о блудном сыне, «отчаяния страсть из корене возтерзающе». Прочитайте и вы службу на Неделю блудного и Синаксарий и успокойтесь» [8].
Об унынии святитель Афанасий говорит больше, чем о других греховных состояниях, видя любящим сердцем тяжелые судьбы своих духовных чад и глубоко чувствуя их переживания, страдания… Он подчеркивает великую опасность уныния – оно ведет к отчаянию, губительно, – призывает помнить свое недостоинство, сознавать свои грехи, но не падать духом – не забывать и об ином – Твой есмь аз.
«Больше всего берегитесь уныния», – взывает святитель [9]. «Уныние, я считаю, больше самого греха, ибо от уныния один шаг до отчаяния, ужаснейшего и опаснейшего состояния» [10]. Или – «первый шаг к отчаянию» [11]. А сделав первый шаг, податливее продолжить и быстро дойти до пропасти. Потому: «Опасна беспечность, но не менее опасно и уныние» [12].
Несомненно, грехи надо сознавать, сокрушаться о них, умолять Господа о прощении, но никогда не унывать – Всеблагой, Всеведущий, Всемогущий Господь утешит, солнышко засияет.
Вот богомудрые слова многострадального исповедника:
«Родная моя! Памятуйте о грехах, но не унывайте. Много милости у Бога, без границ Его любовь» [13]…
«Памятовать о своих грехах необходимо, сокрушаться о них должно, умолять о прощении их подобает, но только отнюдь не унывать. Уныние может стать страшнее, гибельнее самого греха» [14]…
«Сознавать свои грехи надо, памятовать о них должно, но унывать не следует никогда» [15]…
«О грехах своих, о неподготовленности к ответу, конечно, надо всегда памятовать, надо всегда сокрушаться, но не надо унывать. У Господа милости много. А мы, – кто чист будет от скверны, аще и един день жития его?» [16]…
«Не унывайте никогда, родная моя» [17].
Поистине милосердие Божие безгранично велико – мы грешим, но мы Божии:
«Безмерное множество грехов наших потонет в бездне Божия милосердия» [18]…
«Не унывайте и вы, родная моя матушка, – утешает святитель монахиню монастыря в г. Владимире. – Делами, подвигами никто из нас не оправдится. Я надеюсь исключительно на то, что дерзновенно скажу Господу: «Твой есмь аз, спаси мя (Пс. 118, 94)… Я грешен, ничего доброго не имею, но я Твой, я никогда от Твоего имени не отрекался…» И у вас в обители сколько раз при гробе усопших пелось: «Твой есмь аз…» Чаще повторяйте сие и вы уповайте, что и вас спасет Спаситель наш, что не забудет Он ваш подвиг любви… продолжающийся и доселе» [19].
Святой исповедник призывает утереть слезы, возвергнуть на Господа свою печаль. Он увидит правду, непременно поможет: «Отрите слезы», вспомните «золотые слова Златословесного учителя: «Слава Богу за все», возверзите свою печаль на Господа» [20]. «Не унывайте… что не всегда идем по той прямой дорожке, по которой хотелось бы идти. Лишь бы идти, а не стоять, не возвращаться вспять. Мы иногда перескакиваем с одной дорожки на другую, иногда кривые предпочитаем прямым, но цель у нас одна, свет одного маяка зовет нас к себе, его мы видим, к нему идем. В этом наше утешение» [21]. Господь пошлет терпение, силу перенести скорбь с полной верой – «за непогодой придет ясная погода, за ночной тьмой непременно засияет солнышко» [22].
О себе святитель, – а многолетний исповеднический путь его был далеко не простой, – говорит: «Сам я, в каких бы тяжелых условиях ни приходилось мне бывать, никогда не падал духом, никогда не унывал» [23]… «Я сейчас больше, чем прежде, вижу и сознаю свою греховность, но, вместе с тем, с большим, чем прежде, дерзновением читаю слова 16-го псалма: Услыши, Боже, правду мою, ту единственную правду мою, что при всей моей греховности я с Божией помощью иного бога не знаю, кроме Единого, и к Нему всегда обращаюсь: «Твой есмь аз. Я Твой, Твой – спаси мя…». «Множество содеянных мною лютых помышляя, трепещу… Но надеюся на милость благосердия Твоего»» [24].
Злоба
Губительно злиться – это великий грех. Святитель говорит об этом и показывает – учит – на примере отношения дочери к матери как должно поступать, чтобы зло изгнать: «Злоба – величайший грех, непростительный грех, – хула на Духа Святаго, Духа Любви, Духа благостыни… Где злоба – там нет Христа, там внушение темной силы» [25] … «Вы сердитесь, и «злитесь», и «беситесь», – не столько и не только из-за того, что вы лично не имеете некоторых удобств, которые нужны бы вам… Мамочка ваша не так, как прежде, наблюдает чистоту и порядок в комнате, оставляет пыль. А вы на этой пыли напишите пальчиком самое дорогое для вас, как и для всякого порядочного человека, слово «МАМА»… Вас расстраивает то, что ваша мама мало заботится о себе, а хлопочет только о других… Но я полагаю, что не только с точки зрения христианской морали, но и с точки зрения морали общечеловеческой бескорыстное служение другим с забвением о себе – является делом, не заслуживающим порицания. Я побранил вашу маму за то, что она стала меньше внимания уделять своей дочке. И я думаю, что она, то есть мама, немножко исправится. Но я думаю, – и дочке надо понемногу исправляться… Что это такое: «Я злюсь, меня бесит»?! От бесов нужно ограждаться молитвою и поклонами, а со злом надо бороться, искоренять его и взращать на его месте добро… Не раздражайтесь, главное, не злитесь. Злом зла никогда не уничтожишь, не выгонишь его. Оно боится только любви, боится добра… Не обижайтесь, я не хочу вас обижать… Да хранит Господь вас обеих и да благословит» [26].
Осуждение
Из злобы, тесно сплетенной – почти неразрывно – с завистью, как из зараженного источника проистекает смрадное осуждение. Именно злоба ведет к тому, что человек тратит свои силы на то, чтобы опорочить нелюбимого им, выставить его в неприглядном виде, бросить на него тень… Потому святитель молит Господа «умудрить и наставить», чтобы не «впасть в грехи самомнения, превозношения, гордыни, осуждения» [27].
От «осуждения» надо отличать «суждение», но быть весьма осторожным, чтобы не преступить отделяющих их порогов. «Христианину, – пишет Ковровский иерарх, – можно и должно иметь «суждение», не допуская его перейти в „осуждение». Святые отцы все советуют делать с рассуждением. И ваши мысли, мне кажется, больше суждение, растворенное скорбью о действительном или только кажущемся несовершенстве. Это ревность о том, чтобы человек, которого хочется уважать, был, насколь возможно, ближе к идеалу. Но идеал – это удел очень немногих, тех, кого мы прославляем как великих подвижников, как угодников Божиих. Но и они, будучи людьми, не всегда и не во всем осуществляли идеал. И святые, по немощи человеческой, иногда поступали не идеально» [28].
Самоубийство
Самоубийство – это величайший грех. Жизнь наша – дар милости Божией, за который мы должны благодарить Бога и которым не имеем никакого права произвольно распоряжаться. Святитель, всегда готовый пойти навстречу скорбящему о самоубийце, утешает его, хотя и отмечает глубину греха: «Рабе Божией, скорбящей о самоубийце, отдайте прилагаемый листочек – выписку из наставлений Оптинского старца Леонида. Пусть читает данную старцем молитву. Можно ее читать и на Псалтири после каждой «Славы». Можно читать и Святое Евангелие в память несчастного, присоединяя после каждой главы ту же молитву. А в церкви поминать не следует, ибо правила церковные не разрешают. Полезно подавать милостыню в память усопшего. Милостыня, по слову Божию, от смерти избавляет» [29].
Действие злой духовной силы
Чтобы не совершать грехи, требуется постоянное бодрствование. Надо помнить, что не только наша больная плоть ведет к пропасти, но и действия злой духовной силы.
«Грустно, что не все мирно у них, – пишет святой исповедник духовному чаду. – Везде искушения, и там, где хотят работать Господеви, враг больше козней и искушений употребляет» [30].
И о себе (в Петушках, 1956 г.): «Я собрался сразу же отвечать… и набросал черновичок, чтобы переписать на машинке, дабы… легче было читать. И вдруг мой черновик пропал. Куда я мог его положить? Несколько дней искал. Все перебрал в своих бумагах. Так и не нашел. Видно, бесу не угодно то, что я писал. И все что-то мне мешало взяться вновь за это дело. Только праздник Боголюбова монастыря подвиг меня взяться снова за это дело и окончить его. Прошу и вас помолиться о прельщенном» [31].
Следует избегать и прельщений сектантов: «Надо избегать сектантской гордыни: «Мы уже спасены», и надо твердо уповать, что не за дела, а по великому Божию милосердию мы будем спасены. Поэтому, не унывая, с надеждой будем чаще взывать: Твой есмь аз, спаси мя» [32].
* * *
Итак:
«О грехах надо всегда помнить, но никогда не унывать, – обращается Российский исповедник к духовному чаду, а чрез него и ко всем нам. – Много у нас грехов, но милость Божия безмерна. Я теперь со дерзновением читаю на 3-м часе слова 16-го псалма: Услыши, Боже, правду мою… ту правду мою, что, и согрешая, я не отступаю от Тебя, не обращаюсь к богу чуждему, за словеса у стен Твоих аз сохраних пути ЖЕСТОКИ… Дерзновенно уповайте и вы на милость Божию. Ведь только ради Господа вы всю жизнь свою служите больным, престарелым узникам. Поминайте утешительное слово Христово: «Понеже сотвористе единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе»» [33].
«У всех нас много грехов, все мы плохо готовимся к исходу, всем нам подобает взывать с сокрушением: «Трепещу Страшнаго дне Суднаго…» Только на этом не следует останавливаться, чтобы не прийти в уныние. Надо и дальше продолжать: «Но надеяся на милость благоутробия Твоего, яко Давид вопию Ти: помилуй мя, Боже, по велицей Твоей милости». А милость Божия безмерна. Она покроет все грехи и грешащих, но от Господа не отрекшихся и искренно, от глубины своего, хотя и греховного, сердца взывающих: Твой есмь аз, Твоя есмь аз, – спаси мя [34].
«Много у меня грехов, но меня успокаивает то, что одна правда у меня все же есть, это то, что так хорошо выразил Псалмопевец краткой фразой в три слова: Твой есмь аз (Пс. 118, 94)». «Грешны мы… но от Господа не отступали» [35]. «Спасайтесь о Господе» [36].
Источник: Скурат К.Е. проф., Алфавит духовный. Новые исповедники Святой Руси о вечном. – М.: Ковчег, 2013. С. 20-27.
ПРИМЕЧАНИЯ:
[1] Собрание писем святителя Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского, исповедника и песнописца. – М.: Изд-во «Правило веры», 2001. С. 97.
[2] Там же. С. 373.
[3] Там же. С. 103.
[4] Там же. С. 97.
[5] Молитва всех вас спасает: Материалы к жизнеописанию святителя Афанасия, епископа Ковровского // Сост., предисл. и примеч. О.В. Косик. – М.: Изд-во ПСТБИ, 2000. С. 150.
[6] Собрание писем святителя Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского, исповедника и песнописца. – М.: Изд-во «Правило веры», 2001. С. 278.
[7] Там же. С. 119.
[8] Там же. С. 277.
[9] Там же. С. 279.
[10] Там же. С. 373.
[11] Там же. С. 388.
[12] Там же. С. 215.
[13] Там же. С. 246.
[14] Там же. С. 379.
[15] Там же. С. 349.
[16] Там же. С. 252.
[17], [18] Там же. С. 214.
[19] Там же. С. 328.
[20] Там же. С. 261.
[21], [24] Там же. С. 263.
[22] Там же. С. 341.
[23] Там же. С. 412.
[25] Святитель Афанасий (Сахаров). Твой есмь аз: Сборник писем // Ред.-сост. иерод. Никон (Париманчук). – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2009. С. 219.
[26] Там же. С. 343, 344.
[27] Святитель Афанасий (Сахаров). Твой есмь аз: Сборник писем // Ред.-сост. иерод. Никон (Париманчук). – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2009. 166.
[28] Собрание писем святителя Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского, исповедника и песнописца. – М.: Изд-во «Правило веры», 2001. С. 365-366.
[29] Там же. С. 441.
[30] Там же. С. 89.
[31] Там же. С. 122.
[32] Там же. С. 265.
[33] Там же. С. 230.
[34] Там же. С. 244.
[35] Там же. С. 260.
[36] Там же. С. 245.
Комментарии закрыты.