- 18.01.2018
- 0 комментариев
- Рубрика: Праздники святой Церкви
Навечерие Крещения Господня (Крещенский сочельник)
18 января Церковь светло празднует Навечерие Крещения Господня или Крещенский Сочельник.
Что такое Крещенский сочельник
Навечерие Крещения Господня (Крещенский Сочельник) – это последний день перед великим праздником Богоявления или, как его называют, Крещения Господня. Этот праздник, как и предшествующее ему Рождество Христово, по своей значимости является одним из двунадесятых.
Он учрежден в воспоминание о крещении в реке Иордан Господа нашего Иисуса Христа Крестителем Иоанном, называемым Предтечей.
Праздник Крещения также называется праздником Богоявления, так как в этот день Бог явил Себя явственно миру в трех лицах Своего Божества: Бог Сын — Иисус Христос принимал крещение в Иордане, Дух Святой низошел на Него в виде голубя, Бог Отец засвидетельствовал Иисуса Христа гласом с неба.
Смысл названия праздника
Попытаемся ответить на вопрос, для чего, собственно Сын Божий принял крещение от человека? Почему Дух Святой сошёл на Него именно после Его крещения? И что означают слова Спасителя: «Должно нам исполнить всякую правду»?
При переводе на русский язык греческого слова, обозначающего грядущий праздник, возникла некоторая неточность. В церковно-славянской огласовке он был обозначен словом «крещение», хотя более точно следовало назвать «погружение». Это значительно правильнее бы отражало смысл праздника, ибо Иоанново Крещение имело прежде всего смысл духовно очищающего действия, т. е. было очистительным омовением, в то время как мы воспринимаем крещение прежде всего как добровольное взятие на себя креста.
Священное Писание свидетельствует: когда Иисус Христос, пришел креститься, Иоанн вначале стал удерживать Его, говоря: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?»
На эти слова Спаситель ответил: «Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду»(Мф.3:14,15). Попытаемся разобраться, о какой, собственно, правде говорил Он и как следует понимать эти слова Писания.
Какую правду пришёл исполнить Христос?
Традиционное толкование в протестантских (и не только) церквях такое: Иисус дал нам всем пример, что нужно принимать крещение, что оно истинно. Однако вспомним, что до Него люди крестились в Иордане во оставление грехов, которые они исповедовали с твердым намерением более не совершать, а Сын Божий был безгрешен, и Ему не было необходимости исповедоваться. Следовательно, Он крестился для того чтобы взять на Себя все грехи мира, что засвидетельствовал Иоанн Креститель: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира». (Ин.1:29).
Иными словами, Христос пришёл в этот мир по закону Ветхого Завета как жертвенный непорочный Агнец Божий. Пришел исполнить Закон. «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф.5:17).
Какими были ветхозаветные жертвы
В книге Левит, начиная с 1-ой главы, подробно описывается порядок жертвоприношений, установленный Богом, без выполнения которого жертвоприношение не имело никакой силы. Прежде всего, для жертвоприношения нужен был священник, ибо по закону только священники, происходившие из рода Ааронова, имели власть совершать жертвоприношения.
Кроме того, в жертву должно было быть принесено невинное животное, на которого возлагались грехи человека, приносившего эту жертву. Происходило это через возложение священником рук на голову жертвенного животного и последующее принесение его в жертву. «Ибо без пролития крови не бывает прощения». (Евр.9:22)
Раз в год по Закону Первосвященник приносил в жертву двух козлов за грехи всего народа. Первосвященник брал двух козлов (Левит 16), одного приносил в жертву всесожжения за грех, а другого, предварительно возложив на него руки и исповедав таким образом все грехи народа, отпускал в пустынное место, где тот умирал. Таким образом священник очищал раз в год весь народ от всех грехов.
Чем Жертва Христа отличалась от ветхозаветной?
Ветхозаветные жертвы, которые все-таки не могли полностью очистить совесть людей, являлись своеобразным символом, прообразом того истинного будущего жертвоприношения, которое совершил Христос. Те жертвы и им постоянно приходилось снова и снова приносить одни и те же жертвы. «Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними» (Евр.10:1). «Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога» (Евр.10:12).
В жертве Иисуса Христа были выполнены все условия Закона
Его жертва покрыла все недостатки Ветхого Завета, из-за которых люди, живущие по Закону, никогда не могли освободиться от чувства вины. Она даровала им разрешение от всех грехов, о чем неложно свидетельствует Апостол.
«Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву, дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду, которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесу, куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека» (Евр.6:17-20).
Строгий пост
Как отмечалось выше, слово «навечерие» означает преддверие церковного торжества, а второе название — сочельник (или сочевник) связано с традицией в этот день варить сочиво — пшеничный взвар с медом и изюмом. Ввиду важности совершившегося в наступающий день события в жизни Иисуса Христа, Церковь установила пост.
В этот день, как и в Рождественский сочельник, не вкушают пищу до выноса свечи после Литургии утром и первого причащения крещенской воды.
Великое водоосвящение
Всенощное бдение праздника Крещения состоит из великого повечерия, литии, утрени и первого часа. В день праздника и в день Крещенского сочельника совершается Великое водоосвящение.
На праздник Крещения Господня вода в храмах освящается по особому чину — великим Иорданским освящением и называется крещенской. Вкушается крещенская вода натощак, по ложечке, по чуть-чуть. Встал человек, перекрестился, испросил благословения у Господа на начавшийся день, умылся, помолился и принял великую агиасму («агиасма», греч. — «святыня»). Если предписан прием лекарства натощак, то сначала принимают святую воду, и лишь потом лекарство. Подвижники христианского благочестия называют освященную воду лучшим лекарством от всех духовных и телесных недугов, поэтому опытные духовники советуют своим приболевшим чадам пить крещенскую воду, умываться ею, окроплять постель и жилище.
Святая вода не портится, поэтому ставить в холодильник ее не надо, а надлежит хранить в Красном углу, рядом с иконами. В народе говорят, что капля святыни море освящает, поэтому можно добавлять небольшое количество крещенской воды в неосвященную.
Существует благочестивая традиция кропить в этот день крещенской водой своё жилище с пением тропаря Богоявления. Нередко для этого приглашают священника.
Комментарии закрыты.