- 19.01.2018
- 0 комментариев
- Рубрика: ВераПраздники святой Церкви
Как отпраздновать праздник Богоявления по-христиански?
Как отпраздновать праздник Богоявления по-христиански?
Наступил светлый праздник Богоявления (Teofania), по сути знаменующий собой начало Крестного пути Спасителя нашего на Голгофу. Великий, святой праздник, исполненный глубочайшего духовного смысла. Вот только многие ли из нас правильно понимают этот смысл? Почему существует так много поверий и предрассудков, связанных с этим удивительным праздником?
До первой звезды?
Бытует мнение, что в крещенский сочельник не положено вкушать пищу до первой звезды. Действительно, есть такая благочестивая народная традиция. Но требует ли этого Церковь?
Согласно Типикону, не положено вкушать до совершения вечернего богослужения в том случае, если сочельник выпадает на будний день. Если же сочельник в субботу, то по Уставу благословляется трапеза без елея. Однако в большинстве храмов вечерня на Рождество Христово и Богоявление совершается днём после литурги . Следовательно, нет никакого греха в скромном обеде после литургии.
Некоторые священники полагают, что, если нет возможности быть на сочельник в храме, то можно поговеть до вечера. Те, кто желают причаститься на ночной службе, не должны есть и пить за 6 часов до Причащения, т.е.с 7-8 вечера (согласно постановлению Священного Синода РПЦ от 28 ноября 1968 года)
В центре — Христос, а не крещенская вода
Как отпраздновать праздник Богоявления по-христиански?Даже самое хорошее и святое может стать душевредным. Так происходит от незнания христианской веры. Гораздо проще верить в волшебные свойства воды и народные суеверия, чем читать Библию и прислушиваться к словам священника.
Священник Николай Бабкин вспоминает случай, когда один человек спешил получить воду раньше других и растолкал стоящих в очереди за водой людей.
Священник напомнил ему:
-Первые станут последними.
Мужчина ответил, не замешкавшись:
-Нет, батюшка! Первые здесь станут первыми и там!
Праздник по-христиански — это когда в центре Иисус Христос, а не крещенская вода. Эти святые дни нельзя проводить в суматохе, толкаясь в очереди за крещенской водой. Крещение — это явление Бога в мире. Выйдя из Иордана, Иисус вышел на своё служение человечеству. Неслучайно этот праздник ещё называют Просвещением или Праздником Светов. Бог есть свет, явившийся просветить живущих во тьме (Лк.1:79). Если так отнестись к Богоявлению, праздник не пройдет мимо, но оставит глубокий след благодати, освящающей не только воду, но и сердца людей.
Кто уже набрал крещенской воды?
Свят.Кирилл Иерусалимский в своём «Огласительном слове» пишет , что:
« Начало мира — вода , и начало Евангелия — Иордан».
Именно Крещение Господне стало отправной точкой общественного служения Спасителя человеческому роду, лейтмотивом которого явились Его слова :«…исполнилось время и приблизилось Царствие Божие,покайтесь и веруйте в Евангелие» ( Мк. 1:15)
В этих словах ясно звучит призыв к обновлению жизни ,которое возможно лишь во Христе Иисусе , путём личного участия ,при содействии благодати Св.Духа ,по благоволению Бога Отца.
Это — призыв к изменению системы нравственных координат , к духовным переменам , способным раз и навсегда изменить твоё будущее, к смене целеполагания на жизненном пути.
С давних времён в литургическом наследии Св. Церкви Праздник Крещения Господня тесно связан с Праздниками Рождества Христова и Святой Пасхи — это непреложный факт. Но, следует отметить и то, что на уровне эмоционального восприятия верующих ,ему присуща такая же всенародная любовь, сердечность и ликование , как Рождеству и Пасхе — «обилие радости и торжество света»!
Ведь если вдуматься, то у каждого из нас свой жизненный Крест, своя Голгофа и идем ко спасению мы разными путями …
Но, несмотря на существенные различия наших «путей-дорог», следует признать , что все они имеют общую отправную точку и это — крещенская купель православного Храма , из которой мы вышли свободными от первородного греха, родившись для Вечной Жизни. И это — сильнейший объединяющий фактор,позволяющий нам ощутить себя народом Божьим , народом Православной Руси и стать сопричастными великой РАДОСТИ этих праздничных дней.
Да и как не радоваться: вначале Исповедь омывающая душу , затем Святое Причастие наполняющее её святостью , а далее : освящение воды, окропление народа, принятие внутрь Крещенской воды, омытие ею или погружение в «иордань»* и т.д. — все выше перечисленное приносит здоровье и радость, то чего нам так в жизни не хватает.
Комментарии закрыты.