- 28.01.2018
- 0 комментариев
- Татиана
- Рубрика: Вераподвижники благочестияСтарчество

Протоиерей Михаил Макеев. Жизнь и пастырское служение
С отцом Михаилом Макеевым я познакомилась в начале 90-х в паломнической поездке. Это было прекрасное, неповторимое время: повсеместно возрождались традиции духовности, призывно звенели колокола обителей и храмов, а наши незабвенные старцы, живые и радостные, согревали истосковавшиеся по Богу сердца паломников своей непостижимой всеобъемлющей любовью.

Снимок на память
В те благословенные времена Господь сподобил меня довольно часто посещать обители, восстающие из тлена забвения: Оптину пустынь, Пафнутьев-Боровский монастырь, Святую Троицу, Дивеево… Мы молились, плакали и бесконечно радовались возможности побывать в этих дивных, поруганных некогда, но восстающих из пепла святынях. Паломники в те времена были непритязательны, спали в храмах на полу, ездили в старых автобусах без элементарных удобств, вкушали на паломнических трапезах незатейливую пищу и были счастливы…

Протоиерей Михаил Макеев. Жизнь и пастырское служение
Незабываемая поездка
В одной из первых поездок я и познакомилась с митрофорным протоиереем Михаилом Макеевым. Уже с первого мгновения я обратила внимание на высокого, статного батюшку, окруженного чадами, буквально не отходящими от него. Он был очень деятельным: пел тропари, читал акафисты, служил панихиды и для меня как руководителя поездки был просто находкой. А еще он рассказывал поучительные душеполезные истории о своих замечательных встречах с удивительными старцами: ныне прославленными прпп. Кукшей Одесским, Амфилохием Почаевским, Серафимом (Романцовым) и другими кавказскими пустынножителями.
Нечасто, в основном ради назидания, батюшка обращался к эпизодам из собственной жизни: многотрудной, исповеднической, исполненной борьбы и лишений. Рассказывал, как облеченные властью самодуры не давали разрешения на покупку земли в селе, где он служил, а без земли нельзя было купить даже самый крошечный дом для проживания семьи, как притесняли в школе его детей, как препятствовали восстановлению храмов, а любое начинание старались подавить. Как вымолил помещение для крошечной церквушки в исправительной колонии и о том, какими трудными бывают судьбы заключенных и как важно для них услышать слово Божие. Все эти рассказы, лейтмотивом которых был Промысл Божий, сплетались в затейливую канву, падая на благодатную почву и находя живой отклик в сердцах паломников.
Поездка протекала мирно и благостно. Каждый день приносил несказанную радость от приобщения к величайшим святыням, которые мы посещали, и от общения с мудрым, любвеобильным и благостным духовником, которому можно было задавать самые сложные и неудобные вопросы.

Протоиерей Михаил Макеев. Жизнь и пастырское служение
Всенощое бдение в паломническом автобусе
Паче иных запомнилась всем удивительная служба, проведенная отцом Михаилом непосредственно в автобусе. Так получилось, что, потеряв время на разбитой дороге, мы не успевали в Дивеево на праздничную всенощную и были очень огорчены. И тогда батюшка надел епитрахиль, взял крест, кадило и объявил нам, что всенощное бдение обязательно будет, и отслужит он его прямо здесь, в автобусе.
Это было незабываемо! Безупречное ведение службы, которую отец Михаил знал досконально, слаженные действия с сослужившим ему отцом Андреем, стройное пение хора одного из киевских монастырей, промыслительно посланных Господом в эту поездку, тонкий запах афонского ладана, которым прокадили салон, — все это трогало до глубины души. Был даже колокольный звон: батюшка захватил с собой маленький колокольчик.
Рамки происходившего раздвинулись: казалось, мы находимся в украшенном светлом храме, и сам преподобный Серафим сослужит нашим батюшкам. На время чтения Евангелия автобус остановился, и все мы, стоя, как положено, слушали богодухновенные строки. Затем батюшка помазал нас освященным елеем, дал приложиться к иконе преподобного Серафима и окропил крещенской водой. Благодать была неописуемой! Когда мы прибыли в Дивеево, навстречу вышли сестры с иконой Богородицы: начинался крестный ход по канавке Царицы Небесной, к которому мы тотчас присоединились.
После окончания паломнической поездки я еще долго вспоминала отца Михаила, но поехать к нему в Барышевку так и не удосужилась и лишь с легкой грустью думала о том, как замечательно все сложилось, и о своей неблагодарности к священнику, наполнившему наше паломничество духовным смыслом.
Обретение иконы Божией Матери, считавшейся утерянной
Прошло несколько лет. В Киеве были обретены древние Зверинецкие пещеры, и я, внимательно прислушиваясь к рассказам о почивших в пещерах иноках, глубоко прониклась трудами и подвигами преподобных и жадно читала все, что можно было найти в периодике и архивах. В итоге была написана книга «Сказание о преподобномучениках Зверинецких» , в которой, описывая древнюю икону Божией Матери Зверинецкой, обретенную во время раскопок в 1914 году и утерянную впоследствии, — я выразила глубочайшее сожаление по этому поводу.

Икона Божией матери Зверинецкая
И вновь Промысл Божий свел меня с отцом Михаилом. Будучи от природы очень любознательным, он прочитал описание дивного образа и узнал его среди спасенных им в годы гонений икон. Связавшись с настоятелем Свято-Троицкого Ионинского монастыря, в подчинении которого был в это время Зверинецкий скит , он привез в обитель икону, хранившуюся до благовремения в Свято-Георгиевском храме с. Селище, и без малейшего сожаления передал ее. Так святыня вернулась домой, и отец Михаил, умевший радоваться с радующимися , возликовал.
Воспоминания отца Михаила о духоносных старцах
Наконец, в третий раз я встретилась с батюшкой, приехав к нему самостоятельно, когда писала книгу о схиархимандрите Феодосии (Орлове) : я узнала, что он ездил в горы Кавказа, где среди пустынножителей подвизался старец. После этой встречи я уже не расставалась с отцом Михаилом надолго.
Его память хранила поистине неисчерпаемый запас рассказов о подвижниках благочестия, и он с радостью делился воспоминаниями, которые я впоследствии практически без правки приводила в своих книгах. Схиархимандрит Исаия (Коровай), иеромонах Мардарий, в схиме Алексий (Данилов), монах Руф (Резвых), схиархимандрит Феофил (Россоха), — вот далеко не полный перечень имен подвижников благочестия, которые были сомолитвенниками отца Михаила. Обладая талантом рассказчика, он сопровождал повествование яркими примерами, делился фотографиями. А его рассказы о преподобных Амфилохии Почаевским, Кукше Одесском, Серафиме (Романцове) и других глинских старцах были красочными и чрезвычайно интересными.
Так постепенно мне открывались различные грани яркой личности отца Михаила, важнейшие вехи его биографии.
Это был не ведающий страха священник, в доме у которого обретали приют гонимые монахи и священнослужители, собиралась молодежь и творческая интеллигенция. Власти неоднократно ставили ему в вину то, что он, как писали в отчетах соглядатаи, превратил домик для причта в «домовую церковь и приют для монашествующих элементов» и что в его богослужениях «регулярно принимают участие приезжие священники-миссионеры». Его преследовали, подсылали провокаторов, пугали тюремным заключением, но авторитет батюшки был настолько велик, что арестовать так и не решились.
Отец Михаил всегда был, да таковым и остался, в центре приходской жизни, поддерживая как духовно, так и материально всех нуждающихся, — вдов, сирот, обездоленных, переселенцев с Востока, оступившихся и погибающих в безверии. Его любящее сердце вмещало скорби всех.

Отец Михаил особое внимание уделяет детям
Движимый состраданием к людям, отбывающим срок в заключении, отец Михаил на протяжении трех лет вел с властями бескомпромиссную борьбу за то, чтобы на терри-тории Березанской исправительной колонии (БИК-95) был оборудован православный храм для осудженнях, которых он окормлял. Он поднял на ноги прессу, постоянно писал в вышестоящие организации, обращался к священноначалию, чтобы сдвинуть дело с мертвой точки, и все-таки добился свого: заключенные обрели возможность молиться. Батюшка регулярно приезжал в колонию, исповедовал и причащал желающих, проводил с ними душеспасительные беседы. Многих удалось наставить на путь истинный, о чем свидетельствуют письма, сохраненные в его архиве. Неоднократно писал он и о женской исправительной колонии ВК-44 на Чернигове, в результате чего на территории ВК-44 была выделена спеціально оборудованная молитвенная комната. За всем этим – сотни спасенных душ!
Прослужив в течение 55 лет на одном месте и отказавшись от повышения по службе ради того, чтобы не оставить поверивших ему прихожан, он восстановил несколько старинных храмов: сначала Николаевский в селе Лозовый Яр Яготин¬ского района, затем – Свято-Георгиевский в с. Селище, где трудится по сей день. Духовные чада съезжаются к нему отовсюду: в воскресный день возле Георгиевского храма – море машин с номерами различных регионов Украины, Белоруссии, России, а также из дальнего зарубежья.

Храм во имя вмч. Георгия Победоносца в с. Селище
Бережно хранит отец Михаил старые фотографии разрушенных, разоренных храмов, сквозь прохудившиеся крыши которых и щели в стенах яростно дул ветер и затекала вода. Руки у батюшки золотые, и практических навыков – хоть отбавляй. Сказалось суровое трудовое воспитание послевоенных лет и трехлетняя воинская служба в строительном батальне. Самые тяжелые строительные работы он выполнял собственноручно: ремонтировал крышу, восстанавливал купола, шпатлевал, грунтовал и окрашивал стены, нередко забывая об отдыхе и сне. А когда щлоумышленниками был сожжен дотла храм в селе Лозовый Яр, отец Михаил немедленно поднял на ноги общественность и собрал необходимые для восстановления средства.
Старинному Свято-Георгиевскому храму уже более ста лет, но он, отреставрированный и ухоженный, выглядит величественно и монументально. Время не властно над ним, как, собственно, и над его настоятелем. В добротных киотах нездешним светом сияют намоленные иконы, многие из которых были спасены от поругания в годы гонений, радует взор дивный резной иконостас. Подлинным украшением алтаря является рака, в которой некогда почивали мощи святой великомученицы Варвары,.
Отец Михаил служит неторопливо, четко выговаривая слова молитв. Приветливый и любвеобильный, он тем не менее не благословляет делать фотографии во время службы, резонно замечая, что это отвлекает молящихся. «Служба Божья, – назидательно говорит он, — не шоу и не представление. Там «да молчит всякая плоть человеча»
В храме и вправду царит сугубая благодать, которая особенно ощутима во время соборной молитвы. Она исполняет собой все пространство храма, передается молящимся, и они, обновленные и очищенные этой неоскудевающей благодатью, несут ее домой, чтобы поделиться с близкими.
После окончания богослужения паломники и гости приглашаются на трапезу, которую батюшка разделяет с пришедшими. Это настоящая агапа – вечеря любви, в ходе которой мирно течет неторопливая назидательная беседа.
Многообразие дарований отца Михаила

Выступление батюшки перед семинаристами
Господь щедро одарил отца Михаила литературным талантом. Его перу принадлежат восемь книг, чрезвычайно душеполезных для всех, кто ищет истину в Боге. Это послания, проповеди, назидания, переписка со власть имущими и священноначалием, все, что, по словам самого батюшки, характеризует «безкровное мученичество верея Божия».
Нужно сказать, что литературно-издательская деятельность батюшки была отмечена орденом Преподобного Нестора Летописця, вклад в возроджение духовности и утверждение православия — орденом Апостола Иоанна Богослова, а неутомимая благотворительная деятельность — орденом Святителя Николая Чудотворца.
А недавно произошло событие, значение котрого переоценить трудно: летом 2017 года митрофорный протоиерей Михаил Макеев был удостоен звания почетного гражданина Барышевского района, где на протяжении ряда лет он нес безупречную службу . Беспрецедентный факт: в наше неспокойное время, когда повсеместно происходит кампания по дискредитации канонического Православия, захватываются и подвергаются поруганию храмы, возводится хула на священство, отцу Михаилу светские власти «за весомый вклад в социально-культурное и духовное развитие общества и по случаю 94-й годовщины образования Барышевщины» присваивают это высокое звание.
Многая и благая лета!
В газете «Начало» журналист Юрий Кулибаба отметил уникальность происшедшего: «За последнее время в нашей канонической церкви отобрали семьдесят храмов, избивают прихожан, даже поджигают святыни. На этом фоне потрясают и обнадеживают новости из Барышевки Киевской области. Протоиерея Михаила Макеева признали почетным гражданином района. Официально, при нынешней власти, нашего протоиерея! За священническую деятельность. Есть и у нас еще столпы веры».
В свои восемьдесят четыре года отец Михаил по-прежнему бодр и светел. И это не может не радовать его любящих чад. Да умножит Господь его дни!
Татиана Лазаренко

С любимым батюшкой
Комментарии закрыты.