- 28.01.2018
- 0 комментариев
- Рубрика: Вераподвижники благочестияСтарчество
Протоиерей Михаил Макеев. Жизнь и пастырское служение
С отцом Михаилом Макеевым я познакомилась в начале 90-х в паломнической поездке. Это было прекрасное, неповторимое время: повсеместно возрождались традиции духовности, призывно звенели колокола обителей и храмов, а наши незабвенные старцы, живые и радостные, согревали истосковавшиеся по Богу сердца паломников своей непостижимой всеобъемлющей любовью.
В те благословенные времена Господь сподобил меня довольно часто посещать обители, восстающие из тлена забвения: Оптину пустынь, Пафнутьев-Боровский монастырь, Святую Троицу, Дивеево… Мы молились, плакали и бесконечно радовались возможности побывать в этих дивных, поруганных некогда, но восстающих из пепла святынях. Паломники в те времена были непритязательны, спали в храмах на полу, ездили в старых автобусах без элементарных удобств, вкушали на паломнических трапезах незатейливую пищу и были счастливы…
Незабываемая поездка
В одной из первых поездок я и познакомилась с митрофорным протоиереем Михаилом Макеевым. Уже с первого мгновения я обратила внимание на высокого, статного батюшку, окруженного чадами, буквально не отходящими от него. Он был очень деятельным: пел тропари, читал акафисты, служил панихиды и для меня как руководителя поездки был просто находкой. А еще он рассказывал поучительные душеполезные истории о своих замечательных встречах с удивительными старцами: ныне прославленными прпп. Кукшей Одесским, Амфилохием Почаевским, Серафимом (Романцовым) и другими кавказскими пустынножителями.
Нечасто, в основном ради назидания, батюшка обращался к эпизодам из собственной жизни: многотрудной, исповеднической, исполненной борьбы и лишений. Рассказывал, как облеченные властью самодуры не давали разрешения на покупку земли в селе, где он служил, а без земли нельзя было купить даже самый крошечный дом для проживания семьи, как притесняли в школе его детей, как препятствовали восстановлению храмов, а любое начинание старались подавить. Как вымолил помещение для крошечной церквушки в исправительной колонии и о том, какими трудными бывают судьбы заключенных и как важно для них услышать слово Божие. Все эти рассказы, лейтмотивом которых был Промысл Божий, сплетались в затейливую канву, падая на благодатную почву и находя живой отклик в сердцах паломников.
Поездка протекала мирно и благостно. Каждый день приносил несказанную радость от приобщения к величайшим святыням, которые мы посещали, и от общения с мудрым, любвеобильным и благостным духовником, которому можно было задавать самые сложные и неудобные вопросы.
Всенощое бдение в паломническом автобусе
Паче иных запомнилась всем удивительная служба, проведенная отцом Михаилом непосредственно в автобусе. Так получилось, что, потеряв время на разбитой дороге, мы не успевали в Дивеево на праздничную всенощную и были очень огорчены. И тогда батюшка надел епитрахиль, взял крест, кадило и объявил нам, что всенощное бдение обязательно будет, и отслужит он его прямо здесь, в автобусе.
Это было незабываемо! Безупречное ведение службы, которую отец Михаил знал досконально, слаженные действия с сослужившим ему отцом Андреем, стройное пение хора одного из киевских монастырей, промыслительно посланных Господом в эту поездку, тонкий запах афонского ладана, которым прокадили салон, — все это трогало до глубины души. Был даже колокольный звон: батюшка захватил с собой маленький колокольчик.
Рамки происходившего раздвинулись: казалось, мы находимся в украшенном светлом храме, и сам преподобный Серафим сослужит нашим батюшкам. На время чтения Евангелия автобус остановился, и все мы, стоя, как положено, слушали богодухновенные строки. Затем батюшка помазал нас освященным елеем, дал приложиться к иконе преподобного Серафима и окропил крещенской водой. Благодать была неописуемой! Когда мы прибыли в Дивеево, навстречу вышли сестры с иконой Богородицы: начинался крестный ход по канавке Царицы Небесной, к которому мы тотчас присоединились.
После окончания паломнической поездки я еще долго вспоминала отца Михаила, но поехать к нему в Барышевку так и не удосужилась и лишь с легкой грустью думала о том, как замечательно все сложилось, и о своей неблагодарности к священнику, наполнившему наше паломничество духовным смыслом.
Обретение иконы Божией Матери, считавшейся утерянной
Прошло несколько лет. В Киеве были обретены древние Зверинецкие пещеры, и я, внимательно прислушиваясь к рассказам о почивших в пещерах иноках, глубоко прониклась трудами и подвигами преподобных и жадно читала все, что можно было найти в периодике и архивах. В итоге была написана книга «Сказание о преподобномучениках Зверинецких» , в которой, описывая древнюю икону Божией Матери Зверинецкой, обретенную во время раскопок в 1914 году и утерянную впоследствии, — я выразила глубочайшее сожаление по этому поводу.
И вновь Промысл Божий свел меня с отцом Михаилом. Будучи от природы очень любознательным, он прочитал описание дивного образа и узнал его среди спасенных им в годы гонений икон. Связавшись с настоятелем Свято-Троицкого Ионинского монастыря, в подчинении которого был в это время Зверинецкий скит , он привез в обитель икону, хранившуюся до благовремения в Свято-Георгиевском храме с. Селище, и без малейшего сожаления передал ее. Так святыня вернулась домой, и отец Михаил, умевший радоваться с радующимися , возликовал.
Воспоминания отца Михаила о духоносных старцах
Наконец, в третий раз я встретилась с батюшкой, приехав к нему самостоятельно, когда писала книгу о схиархимандрите Феодосии (Орлове) : я узнала, что он ездил в горы Кавказа, где среди пустынножителей подвизался старец. После этой встречи я уже не расставалась с отцом Михаилом надолго.
Его память хранила поистине неисчерпаемый запас рассказов о подвижниках благочестия, и он с радостью делился воспоминаниями, которые я впоследствии практически без правки приводила в своих книгах. Схиархимандрит Исаия (Коровай), иеромонах Мардарий, в схиме Алексий (Данилов), монах Руф (Резвых), схиархимандрит Феофил (Россоха), — вот далеко не полный перечень имен подвижников благочестия, которые были сомолитвенниками отца Михаила. Обладая талантом рассказчика, он сопровождал повествование яркими примерами, делился фотографиями. А его рассказы о преподобных Амфилохии Почаевским, Кукше Одесском, Серафиме (Романцове) и других глинских старцах были красочными и чрезвычайно интересными.
Так постепенно мне открывались различные грани яркой личности отца Михаила, важнейшие вехи его биографии.
Это был не ведающий страха священник, в доме у которого обретали приют гонимые монахи и священнослужители, собиралась молодежь и творческая интеллигенция. Власти неоднократно ставили ему в вину то, что он, как писали в отчетах соглядатаи, превратил домик для причта в «домовую церковь и приют для монашествующих элементов» и что в его богослужениях «регулярно принимают участие приезжие священники-миссионеры». Его преследовали, подсылали провокаторов, пугали тюремным заключением, но авторитет батюшки был настолько велик, что арестовать так и не решились.
Отец Михаил всегда был, да таковым и остался, в центре приходской жизни, поддерживая как духовно, так и материально всех нуждающихся, — вдов, сирот, обездоленных, переселенцев с Востока, оступившихся и погибающих в безверии. Его любящее сердце вмещало скорби всех.
Движимый состраданием к людям, отбывающим срок в заключении, отец Михаил на протяжении трех лет вел с властями бескомпромиссную борьбу за то, чтобы на терри-тории Березанской исправительной колонии (БИК-95) был оборудован православный храм для осудженнях, которых он окормлял. Он поднял на ноги прессу, постоянно писал в вышестоящие организации, обращался к священноначалию, чтобы сдвинуть дело с мертвой точки, и все-таки добился свого: заключенные обрели возможность молиться. Батюшка регулярно приезжал в колонию, исповедовал и причащал желающих, проводил с ними душеспасительные беседы. Многих удалось наставить на путь истинный, о чем свидетельствуют письма, сохраненные в его архиве. Неоднократно писал он и о женской исправительной колонии ВК-44 на Чернигове, в результате чего на территории ВК-44 была выделена спеціально оборудованная молитвенная комната. За всем этим – сотни спасенных душ!
Прослужив в течение 55 лет на одном месте и отказавшись от повышения по службе ради того, чтобы не оставить поверивших ему прихожан, он восстановил несколько старинных храмов: сначала Николаевский в селе Лозовый Яр Яготин¬ского района, затем – Свято-Георгиевский в с. Селище, где трудится по сей день. Духовные чада съезжаются к нему отовсюду: в воскресный день возле Георгиевского храма – море машин с номерами различных регионов Украины, Белоруссии, России, а также из дальнего зарубежья.
Бережно хранит отец Михаил старые фотографии разрушенных, разоренных храмов, сквозь прохудившиеся крыши которых и щели в стенах яростно дул ветер и затекала вода. Руки у батюшки золотые, и практических навыков – хоть отбавляй. Сказалось суровое трудовое воспитание послевоенных лет и трехлетняя воинская служба в строительном батальне. Самые тяжелые строительные работы он выполнял собственноручно: ремонтировал крышу, восстанавливал купола, шпатлевал, грунтовал и окрашивал стены, нередко забывая об отдыхе и сне. А когда щлоумышленниками был сожжен дотла храм в селе Лозовый Яр, отец Михаил немедленно поднял на ноги общественность и собрал необходимые для восстановления средства.
Старинному Свято-Георгиевскому храму уже более ста лет, но он, отреставрированный и ухоженный, выглядит величественно и монументально. Время не властно над ним, как, собственно, и над его настоятелем. В добротных киотах нездешним светом сияют намоленные иконы, многие из которых были спасены от поругания в годы гонений, радует взор дивный резной иконостас. Подлинным украшением алтаря является рака, в которой некогда почивали мощи святой великомученицы Варвары,.
Отец Михаил служит неторопливо, четко выговаривая слова молитв. Приветливый и любвеобильный, он тем не менее не благословляет делать фотографии во время службы, резонно замечая, что это отвлекает молящихся. «Служба Божья, – назидательно говорит он, — не шоу и не представление. Там «да молчит всякая плоть человеча»
В храме и вправду царит сугубая благодать, которая особенно ощутима во время соборной молитвы. Она исполняет собой все пространство храма, передается молящимся, и они, обновленные и очищенные этой неоскудевающей благодатью, несут ее домой, чтобы поделиться с близкими.
После окончания богослужения паломники и гости приглашаются на трапезу, которую батюшка разделяет с пришедшими. Это настоящая агапа – вечеря любви, в ходе которой мирно течет неторопливая назидательная беседа.
Многообразие дарований отца Михаила
Господь щедро одарил отца Михаила литературным талантом. Его перу принадлежат восемь книг, чрезвычайно душеполезных для всех, кто ищет истину в Боге. Это послания, проповеди, назидания, переписка со власть имущими и священноначалием, все, что, по словам самого батюшки, характеризует «безкровное мученичество верея Божия».
Нужно сказать, что литературно-издательская деятельность батюшки была отмечена орденом Преподобного Нестора Летописця, вклад в возроджение духовности и утверждение православия — орденом Апостола Иоанна Богослова, а неутомимая благотворительная деятельность — орденом Святителя Николая Чудотворца.
А недавно произошло событие, значение котрого переоценить трудно: летом 2017 года митрофорный протоиерей Михаил Макеев был удостоен звания почетного гражданина Барышевского района, где на протяжении ряда лет он нес безупречную службу . Беспрецедентный факт: в наше неспокойное время, когда повсеместно происходит кампания по дискредитации канонического Православия, захватываются и подвергаются поруганию храмы, возводится хула на священство, отцу Михаилу светские власти «за весомый вклад в социально-культурное и духовное развитие общества и по случаю 94-й годовщины образования Барышевщины» присваивают это высокое звание.
Многая и благая лета!
В газете «Начало» журналист Юрий Кулибаба отметил уникальность происшедшего: «За последнее время в нашей канонической церкви отобрали семьдесят храмов, избивают прихожан, даже поджигают святыни. На этом фоне потрясают и обнадеживают новости из Барышевки Киевской области. Протоиерея Михаила Макеева признали почетным гражданином района. Официально, при нынешней власти, нашего протоиерея! За священническую деятельность. Есть и у нас еще столпы веры».
В свои восемьдесят четыре года отец Михаил по-прежнему бодр и светел. И это не может не радовать его любящих чад. Да умножит Господь его дни!
Татиана Лазаренко
Комментарии закрыты.