Православный календарь 4 марта 2018 года
Неделя 2-я Великого поста.
Свт. Григория Паламы, архиеп. Солунского. Апп. От 70-ти Архиппа и Филимона и мц. равноап. Апфии (I). Прп. Досифея (VII), ученика прп. аввы Дорофея. Прпп. Евгения и Макария исповедников, пресвитеров Антиохийских (363). Мч. Димитрия (1942). Собор всех преподобных отцев Киево-Печерских. Прп. Феодора Санаксарского (1791). Мчч. Максима, Феодота, Исихия, мц. Асклипиодоты (305-311). Прп. Равулы (ок. 530).
Евангелие дня
Евангелие от Марка, Глава 2, стихи 1-12.
1 Через несколько дней опять пришел Он в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме.
2 Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово.
3 И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо;
4 и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный.
5 Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои.
6 Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих:
7 что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?
8 Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших?
9 Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи?
10 Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи,- говорит расслабленному:
11 тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой.
12 Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали.
Помолитесь за меня, все святые, чтобы душа моя научилась смирению Христову; жаждет его душа моя, но обрести не может и слёзно ищет его, как потерявшееся дитя ищет мать свою
Прп. Силуан Афонский
Святитель Григорий Палама
Святитель Григорий Палама, архиепископ Солунский, родился в тысяча двести девяносто шестом году в Малой Азии. Во время турецкого нашествия семья бежала в Константинополь. Григорий получил отличное образование. Все ждали, что он посвятит себя государственной деятельности. Но двадцатилетний юноша удалился в Афонский монастырь Ватопед. Там все свое внимание он сосредоточил на духовной молитве, или как ее еще называют – умном делании. Такая молитва в сочетании с уединением и безмолвием получила название «исихазм», что по гречески значит – покой, молчание. Будущий святитель принял для себя исихазм как основу жизни. Почти через тридцать лет ему пришлось отстаивать основные принципы умного делания на Константинопольском Соборе, в споре с монахом Варлаамом. Тот объявил исихазм ересью. Благодаря своему красноречию и неоспоримости доводов, Григорий Палама победил в дискуссии. Однако у Варлаама было немало высокопоставленных сторонников. В результате Григорий был заключен в темницу. Освободил его новый Константинопольский патриарх, сторонник исихастов. Святитель Григорий Палама был возведен в сан архиепископа Солунского. Влахернский Собор торжественно засвидетельствовал истинность его учения.
Святые апостолы от 70-ти: Архипп, Филимон и мученица равноапостольная Апфия
Святые апостолы Архипп, Филимон и равноапостольная Апфия были учениками и сподвижниками святого апостола Павла. Его «Послание к Филимону» вошло в Новый завет. Там же упоминается Архипп и Апфия. Известно, что он был епископом города Колоссы в области Фригия, в Малой Азии. Апостол Филимон был именитым гражданином того же города. В его доме часто обирались христиане, чтобы совершать Богослужение. Жена Филимона, Апфия, привечала в доме странников и больных. Позднее апостол Павел также рукоположил Филимона в сан епископа и он проповедовал Евангелие по всей Фригии. В это время в Риме воцарился император Нерон, начавший преследовать христиан. Во время языческого праздника разъяренная толпа ворвалась в христианский храм, когда там совершалось богослужение. Все в страхе разбежались, остались только Филимон, Архипп и Апфия. Их схватили и повели к градоначальнику. По дороге толпа учинила самосуд над святым Архиппом и растерзала его. Позже по приговору суда были казнены Филимон и Апфия.
Преподобный Досифей, ученик другого известного святого – аввы Дорофея, жил в конце шестого – начале седьмого веков. Он родился в богатой и знатной семье, не знал нужды и труда. От слуг своего дяди, который был военачальником, Досифей услышал рассказы о святом городе Иерусалиме. Юноше захотелось побывать там. Вскоре мечта его осуществилась. Будучи в Гефсимании, он долго смотрел на изображение Страшного суда. Вдруг он увидел рядом с собой женщину, которая объяснила, что изображено на картине и как избежать вечных мук. По преданию, собеседница чудесным образом исчезла. Ведь это была Сама Пресвятая Богородица. Явление Божией Матери произвело на юношу сильное впечатление. Он поступил в обитель и был отдан в ученики старцу Дорофею. Досифей нес трудное послушание в монастырской больнице, служа всем недужным. Он отучился от раздражительности и гнева. На смену избалованному юноше пришел скромный в еде и помыслах монах, находящий счастье в послушАнии и молитве. Вскоре Досифей сам тяжело заболел и вскоре умер. Перед его смертью другой великий старец, авва Варсонофий, сам просил умиравшего молодого инока о молитвах за всю братию.
Преподобные исповедники Евгений и Макарий
Преподобные исповедники Евгений и Макарий жили в четвертом веке. Они были священниками Антиохийской Церкви. К тому времени уже более пятидесяти лет христиан не преследовали, благодаря принятому императором Константином Великим эдикту о веротерпимости. Но воцарившийся на троне новый император Юлиан Отступник опять объявил гонения на христиан. Евгения и Макария схватили и привели на суд императора за отказ участвовать в языческих праздниках. Священники обличили императора, предавшего веру, в которой он был воспитан. Тогда их приговорили к пыткам. Евгений и Макарий с молитвой и духовной радостью перенесли все мучения. После их заковали в кандалы и отправили в ссылку, в Аравийскую пустыню. Священники восприняли это как знак Божий и стали вести жизнь отшельников. По преданию, по их молитвам местность была избавлена от обитавшего там огромного змея. Евгений и Макарий молились, желая умереть вместе, в один день. Так и случилось в триста шестьдесят третьем году.
Собор всех преподобных отцов Киево-Печерских
Во второе воскресенье Великого поста Церковь празднует Собор всех преподобных отцов Киево-Печерских. В этот день мы вспоминаем и прославляем всех святых, связанных с Киево-Печерской лаврой. Основателем обители и русского монашества считается преподобный Антоний. Он вёл отшельническую жизнь в Киевских пещерах, но вскоре к нему стали присоединяться другие иноки. Так в середине одиннадцатого века образовалась Печерская обитель. Сподвижник преподобного Антония Печерского, преподобный Феодосий, ввёл в монастыре устав, который привёз из Константинополя. Со временем этот устав распространился на все русские монастыри. Так на Руси была положена традиция двух типов монашеской жизни: уединение в пещерах и затворах, и жизнь монашеской общиной. В сонме Киево-Печерских святых прославлено около ста двадцати подвижников, молитвенников и чудотворцев. Их имена сами говорят за себя: Лаврентий Затворник, Кукша Преподобномученик, Сергий Послушливый, Иоанн Многострадальный, Пимен Постник, Онуфрий Молчаливый, Онисифор Исповедник, Григорий Чудотворец, Матфей Прозорливый, Дамиан Целитель, Агапит – врач безмездный и другие. Благодаря их подвигу Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра известна сегодня всему миру.
Преподобные и богоносные отцы наши Киево-Печерские, молите Бога о нас!
Мученик Димитрий Волков
Мученик Димитрий Волков родился в тысяча восемьсот семьдесят первом году во Владимирской губернии. Родители его были крестьянами. Позже он переехал в Орехово-Зуево и стал работать столяром. В сороковом году Дмитрию Ивановичу исполнилось шестьдесят девять лет. Он уже вышел на пенсию, был церковным старостой. Волков входил в инициативную двадцатку прихожан. Они пытались добиться разрешения на открытие церкви и регистрацию священника. Власти под разными предлогами стали отказывать, требовали вначале сделать ремонт, уплатить налоги. Но и когда эти условия были выполнены, нашлись новые причины для запрета. Верующие стали добиваться открытия храма в вышестоящей инстанции – в Мособлисполкоме. Им отказали, посоветовав идти в Верховный Совет РСФСР. В мае сорок первого Дмитрий Волков отправился туда с жалобой верующих на действия местных властей и с просьбой открыть храм. В день начала Великой отечественной войны НКВД постановило арестовать просителя. За контрреволюционную деятельность Волков был приговорен к пяти годам ссылки. Димитрий Волков умер от голода в омской тюрьме, в марте сорок второго.
Комментарии закрыты.