Что делать после молитвы
Когда окончишь свое молитвословие, не тотчас переходи к каким- либо занятиям, но также хоть немного постой и подумай — что это тобою сделано и к чему это тебя обязывает, сохраняя после молитвы особенно то, что на тебя крепко подействовало. Само свойство молитвы таково, что если хорошо помолишься — как следует, то не захочешь скоро озабочиваться делами: кто вкусит сладкого, не захочет горького; а вкушение этой сладости молитвы есть цель молитвословия, и чрез это вкушение сладости молитвенной в молитвословии воспитывается молитвенный дух. Исполняя эти немногие правила, скоро увидишь плоды молитвенного труда. Всякое молитвословие оставит след молитвы в душе, непрерывное продолжение его в том же порядке вкоренит ее, а терпение в этом труде привьет и дух молитвенный. Вот первый начальный способ воспитания в нас молитвенного духа! Это сообразное со своим назначением совершение наших молитвословий. Но это еще не все; здесь полагается только начало молитвенной науке. Надобно идти далее. Навыкнувши умом и сердцем обращаться к Богу по молитвенникам, необходимо затем делать и свое собственное возношение к Богу, доходить до того, чтобы душа сама своею речью вступала в молитвенную беседу с Богом, сама возносилась к Нему и Ему себя открывала, что в ней есть и чего она желает. И этому надо учить душу. Что должно делать, чтобы успеть в этой науке? И навык с благоговением, вниманием и чувством молиться по молитвенникам к этому же приводит, ибо из сердца, посредством молитвословий исполнившегося святых чувств сама собою начинает исторгаться своя к Богу молитва. Но есть и особые для этого правила, ведущие к должному успеху в молитве.
Первый способ обучения души к частому обращению к Богу есть богомыслие, или благоговейное размышление о Божественных свойствах и действиях,— размышление о благости Бога, правосудии, премудрости, всемогуществе, вездесущии, всеведении, о творении и промышлении, об устроении спасения в Господе Иисусе Христе, о благодати и слове Божием, о святых таинствах, о Царствии Небесном. О каком из этих предметов ни стань размышлять, размышление это непременно исполнит душу благоговением к Богу и устремит к Богу. Окончив молитвословие, особенно утром, сядь и начинай размышлять — ныне об одном, завтра о другом Божественном свойстве и действии и производи в душе соответственное тому расположение, растрогивай тем свое сердце, и начнешь изливать душу свою в молитве. Труда мало, а плода много. Нужны только желание и решимость. Стань, например, размышлять о благости Бога — и увидишь, что ты окружен милостями Божиими и телесно и духовно, и падешь перед Богом во излиянии чувств благодарности; стань размышлять о вездесущии Божием — и уразумеешь, что ты всюду пред Богом и Бог пред тобою, и не можешь не исполниться благоговейным страхом; стань рассуждать о правде Божией — и уверишься, что ни одно худое дело не остается без наказания, и непременно положишь очистить все грехи свои сердечным сокрушением пред Богом и покаянием; стань размышлять о всеведении Божием — и познаешь, что ничто в тебе не скрыто от ока Божия, непременно положишь быть строгим к себе и внимательным во всем, чтобы как-нибудь не оскорбить всевидящего Бога.
Источник: Святитель Иустин Полянский, епископ Уфимский и Мензелинский. Мысли на каждый день года. — М., Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2012.
Комментарии закрыты.