- 13.03.2018
- 0 комментариев
- Рубрика: Великий постВидеожития святых
Православный календарь на 13 ноября 2018 года
Седмица 4-я Великого поста.
Прп. Иоанна Кассиана Римлянина (435). Сщмч. Арсения, митр. Ростовского (1772). Сщмч. Нестора, еп. Магиддийского (250). Прпп. жен Марины и Киры (ок. 450). Сщмч. Протерия, патриарха Александрийского (457). Блж. Николая Саллоса, Христа ради юродивого, Псковского (1576). Прп. Иоанна, нареченного Варсонофием, еп. Дамасского, отшельника Нитрийского (V). Прмч. Феоктириста, игумена Пеликитского (VIII). Девпетерувской иконы Божией Матери (1392).
Библейские чтения
Книга пророка Исаии. Глава 25, стихи 1-9
Бытие. Глава 9, стихи 8-17
Притчи Соломона. Глава 12, стихи 8-22
Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин
Преподобный Иоанн Кассиан родился в четвертом веке, в Риме. Он принял иночество в монашеской обители недалеко от Вифлеема. Затем семь лет он вместе с другим иноком Германом путешествовал по Верхнему Египту, где в пустыне жили великие подвижники и отшельники. Затем оба отправились в Константинополь, где не раз бывали на проповедях святого Иоанна Златоуста. Там Кассиан принял сан диакона. В четыреста пятом году Иоанн Кассиан вошел в посольство от константинопольского священства к папе Иннокентию Первому. Они искали защиты и покровительства для гонимого в то время Златоуста. Тогда-то Кассиан был рукоположен в священнический сан. Он первым устроил на территории современной Южной Франции, в Марселе, мужской и женский монастыри по уставу восточных обителей. Иоанн Кассиан стал автором многочисленных трудов, посвященных виденному им опыту монашеской и отшельнической жизни. Он познакомил Запад с духом подвижничества православного Востока.
Священномученик Арсений, митрополит Ростовский
Священномученик Арсений, митрополит Ростовский, в миру – Александр Мацеевич, был последним противником церковной реформы Петра Первого и Екатерины Второй. Он родился в тысяча шестьсот девяносто седьмом году, во Владимире-Волынском. Александр получил духовное образование и принял монашеский постриг. Он много путешествовал по Русскому Северу, полемизировал со староверами. В тридцатые годы отец Арсений участвовал в многолетней экспедиции на Камчатку. Став в сорок первом году митрополитом Тобольским, владыка защищал в Сибири права новокрещённых коренных народов от притеснений воевод. Войдя в Синод, митрополит Арсений начал доказывать неканоничность этого образования, превращавшего Церковь в одно из министерств. Он выступал за восстановление патриаршества. В итоге митрополит был осужден, низведен до звания простого монаха и отправлен в ссылку. Поскольку Арсений продолжал обличать действия императрицы, и открыто поддерживал великого князя Павла, то делу вскоре придали политический характер. Владыку лишили монашества и приговорили к «вечному заключению». Священномученик Арсений скончался в Ревельском каземате.
Преподобные Марина и Кира
Преподобные Марина и Кира жили в четвертом веке, в городе Берии, на территории Малой Азии. Они были родными сестрами и родились в знатной семье. Но достигнув совершеннолетия девушки оставили родителей, богатства и дом, и удалились из города. Они отгородили небольшой участок земли, завалили вход в убежище, оставив лишь малое оконце, и стали жить под открытым небом. Девушки носили на себе тяжелые вериги. Марина и Кира ели лишь один раз в сорок дней. Вскоре неподалеку от подвижниц поселились их бывшие служанки. Взяв пример с Марины и Киры они тоже стали жить в постое и молитве. У себя отшельницы принимали только блаженного Федорита, епископа Кирского. Так праведные девы прожили сорок лет. Лишь два раза они покинули свое жилище: чтобы поклониться Гробу Господню в Иерусалиме и припасть к мощам равноапостольной Фёклы в области Исаврия.
Блаженный Николай Саллос, Псковский
Блаженный Николай Псковский жил в шестнадцатом веке. Псковичи ещё при жизни почитали его как святого и звали Микула Саллос, по-гречески “блаженный”, или Микула Свят. О юродивом говорили, что он может прозревать будущее, а по его молитве происходят чудеса. В тысяча пятьсот семидесятом году царь Иван Грозный с войском опричников опустошил Новгород и осадил Псков. Он подозревал оба города в измене. Весь Псков молился о чуде. После утренней службы во всех церквях зазвонили колокола. И сердце царя дрогнуло, он помиловал город. Жители Пскова вышли на улицы и хлебом-солью встречали царя. На одной из улиц навстречу Грозному выбежал блаженный Николай. Он скакал верхом на палке, будто на коне, и кричал царю: “Иванушко, Иванушко, покушай хлеба-соли, а не христианской крови”. Царь разгневался и приказал поймать юродивого, но тот стал невидим. А когда Иоанн успокоился, то решил получить благословение у блаженного и отправился к его келье. Юродивый угостил царя куском сырого мяса, тот отказался, сославшись на пост. На что Николай Псковский ответил: “Ты пьешь кровь человеческую!”. По преданию, он предсказал царю, что если город будет разграблен, то живым Грозному из Пскова не уйти. И действительно, как только опричники сбили колокол с Троицкого собора, у Грозного пал конь. Устрашённый царь не стал дожидаться исполнения пророчества и оставил город. Блаженный Николай скончался через шесть лет. Его похоронили в Троицком соборе спасенного им города. Такой чести удостаивались лишь псковские князья и епископы.
Преподобный Иоанн, епископ Дамасский
Преподобномученик Феоктирист, игумен Пеликитский
Святой мученик Феоктирист жил в восьмом веке. Он был игуменом Пеликитского монастыря на южном побережье Мраморного моря. В то время Византийской империей правил Константин Копроним. Он был беспощадным иконоборцем, а также запретил почитать Богородицу и святых. Тех, кто был несогласен, невзирая на сан и возраст, бросали в тюрьмы и казнили. Игумена Феоктириста жестоко пытали вместе с другими иноками. Когда гонения прекратились, игумен Феоктирист получил свободу. Свой опыт скорби, веры и молитвы он переложил в стихотворную форму. Главное наследие, которое оставил преподобномученик Феоктирист – это молебный канон к Пресвятой Богородице. Он называется по первой строчке: “Многими содержим напастьми…”. Схиархимандрит Гавриил (Зырянов) в своём завещании духовным детям призывал читать этот канон в тяжёлых обстоятельствах: “И пройдут… все напасти бесследно к стыду нападающих…”.
Девпетерувская икона Божией Матери
О происхождении названия Девпетуровской иконы Божией Матери нам доподлинно неизвестно. Один из списков этого образа особо связан с Тамбовским краем. Его называют “благословением” святителя Питирима, епископа Тамбовского. Образ находился среди домашних икон святителя. Перед ним Питирим молился к Господу Богу и Пресвятой Богородице. Икона прославилась в тысяча восемьсот тридцать третьем году. У одной женщины муж был несправедливо обвинён и заключён под стражу. Несчастная горевала и долго молилась. В сонном видении она получила откровение найти келейную икону святителя Питирима и отслужить перед ней молебен. По молитвам к образу Богоматери случилось чудо, мужа вскоре оправдали. В наши дни эта икона находится в алтаре Свято-Преображенского собора Тамбова. В две тысячи пятом году Девпетуровской иконы Божией Матери была освящена домовая церковь при городской тюрьме Тамбова.
Комментарии закрыты.