- 16.03.2018
- 0 комментариев
- Рубрика: Великий постВидеожития святыхподвижники благочестия
Православный календарь на 17 марта 2018 года
Седмица 4-я Великого поста. Поминовение усопших.
Прп. Герасима, иже на Иордане (451). Блгв. кн. Даниила Московского (1303). Блгв. кн. Василия (Василько) Ростовского (1238). Прп. Иоасафа Снетногорского, Псковского (1299). Мчч. Павла, сестры его Иулиании и с ними Кодрата, Акакия и Стратоника (ок. 273). Перенесение мощей блгв. кн. Вячеслава Чешского (929-935). Сщмч. Александра пресвитера (1938). Прп. Герасима Вологодского (1178). Прп. Иакова постника (VI).Свт. Григория, еп. Констанции Кипрской.
БИБЛЕЙСКИЕ ЧТЕНИЯ
Книга пророка Исаии. Глава 29, стихи 13-23
Бытие. Глава 12, стихи 1-7
Притчи Соломона. Глава 14, стихи 15-26
Преподобный Герасим Иорданский
Преподобный Герасим Иорданский был родом из области Ликия в Малой Азии. Он жил в пятом веке, и с молодости отличался благочестием. Герасим принял монашество и много лет провел отшельником в египетской пустыне. Потом он пришел в Палестину и основал монастырь на берегу реки Иордан. По строгим правилам монастыря монахи пять дней проводили в уединении, а в субботу и воскресенье собирались все вместе на литургию. Они не запирали дверь, уходя из кельи, чтобы всякий странник мог отдохнуть или взять необходимое. Сам Герасим прославился своей праведной жизнью и подвижничеством. Весь Великий пост он отказывался от еды и уходил в пустыню, где пребывал в молитве по примеру самого Христа. По преданию, до самой кончины преподобному Герасиму помогал в его трудах лев. После кончины старца зверь умер на его могиле и был зарыт близ гроба святого. Поэтому очень часто на иконах преподобного Герасима изображают льва у ног преподобного.
Святой благоверный князь Даниил Московский
Святой благоверный князь Даниил Московский родился во Владимире в тысяча двести шестьдесят первом году. Он был четвертым сыном святого Александра Невского. Мальчик рано осиротел. В одиннадцать лет он получил в удел Москву с прилегающими землями. В то время Московское княжество было маленьким и незавидным. Но со временем князь Даниил укрепил и расширил его. Во времена междоусобиц Даниил часто выступал посредником между враждовавшими князьями. Никогда не брался князь Даниил за оружие, чтобы захватить чужие земли. Но несколько раз поднимал он дружину, чтобы защитить Москву. Так в тысяча трехсотом году он одержал победу над силами Рязани и Орды. Это была первая победа русского оружия над монголо-татарским войском. Вскоре скончался бездетный племянник Даниила, переяславский князь Иоанн. Он завещал свои земли Москве. Так началось возрастание будущей столицы Русского государства и было положено начало объединению русских земель. В тысяча триста третьем году князь Даниил тяжело заболел. Перед смертью он принял монашество в основанном им Даниловом монастыре.
Святой благоверный князь Василий (Василько) Ростовский
Святой благоверный князь Василий или Василько Ростовский жил в тринадцатом веке. Он был отпрыском знаменитой династии Мономашичей. Его прадед – сам Юрий Долгорукий, дед – великий князь Всеволод Большое Гнездо. Василий родился в Ростове, где княжил его отец, а потом и сам получил город в удел. Василько рано осиротел и воспитывал его дядя, великий князь Владимирский, святой Юрий. Двадцать лет Василий был его ближайшим другом и соратником. Летописцы отмечали отважность, ум, глубокую образованность Василька, а главное – его кротость и добродушие. «Ибо кто служил ему, кто ел хлеб его и пил с ним чашу, тот уже не мог быть слугою иного князя», писали о Василии Ростовском современники. В тысяча двести двадцать третьем году русичи впервые услышали о появившемся на границе Великой степи новом народе – монголо-татарах. Через тринадцать лет войска Батыя обрушились на Русь. Пала Рязань, была сожжена Москва, взята столица самого крупного княжества – Владимир. Князь Василько вместе с князем Юрием бился с врагом на реке Сити. Юрий погиб в схватке, Василько пленили и пытали. Он отказался отречься от христианства и мужественно принял смерть.
Преподобный Иоасаф Снетногорский
Преподобный Иоасаф Снетногорский жил в тринадцатом веке. Он был основателем и игуменом монастыря в честь Рождества Пресвятой Богородицы на Снятной горе. Это одна из древнейших обителей Псковского края. По строгому общежительному уставу, который ввел игумен Иоасаф, жизнь иноков была наполнена молитвой, воздержанием и трудом. Четвертого марта тысяча двести девяносто девятого года на Псков напали немецкие рыцари. Они подожгли Снетногорский и Мирожский монастыри, которые находились вне городских стен и оказались беззащитны перед врагами. Преподобный Иоасаф, а также настоятель Мирожской обители преподобный игумен Василий, и множество монахов были убиты. Уже вскоре после кончины их стали почитать как святых мучеников. В псковских летописях четырнадцатого века упоминается день их прославления. Молитвами своих небесных заступников Снетогорский монастырь на несколько веков стал духовным центром Псковской земли.
Мученик Павел и сестра его Иулиания
Святые мученики Павел и его сестра Иулиания жили в третьем веке, в Финикии, государстве на территории современного Ливана. К тому времени эта земля уже много лет была частью Римской империи. Брат и сестра тайно исповедали христианство. Однажды в их город приехал император Аврелий. Павел был в толпе встречавших и по привычке осенил себя крёстным знамением. Это тут же было замечено. Его схватили и бросили в темницу. На следующий день Павла пытали, но он смело продолжал прославлять Христа. Иулиания не выдержала и обвинила императора в несправедливости и жестокости. За это её также подвергли жестоким мукам. Брата и сестру истязали три воина, Кодрат, Акакий и Стратоник. Они поразились мужеству христиан, силе их веры и величию духа. Воины уверовали во Христа и тут же их самих схватили и предали в руки палачей. В те времена на зрелища пыток и казней собиралась целая толпа. Но тут закончилось терпение и у зевак. Народ начал роптать, видя как мучаются невинные. Император приказал казнить мучеников. Павел и Иулиания шли на казнь и пели псалом Господу: “Ты спас нас от теснящих нас и ненавидящих нас посрамил!”
Благоверный князь Вячеслав Чешский
Святой благоверный князь Вячеслав Чешский жил в десятом веке. Когда Вячеславу было тринадцать, скончался его отец, князь Вратислав. Регентом при внуке стала его бабушка, святая мученица княгиня Людмила. Она была ученицей знаменитого просветителя славян равноапостольного Мефодия. Людмила воспитывала Вячеслава в христианской вере. В восемнадцать лет Вячеслав занял трон. Он управлял мудро и справедливо, строил и украшал церкви. При нём в Праге была построена церковь во имя святого Вита. Вячеслава любили в народе за то, что он не вёл войн. Но завистливые вельможи, многие из которых были язычниками, решили погубить князя. Они устроили заговор, в который вовлекли брата Вячеслава, Болеслава. Тот убил князя прямо на пороге храма. Тело Вячеслава покоилось в церкви при княжеском дворце. Братоубийца вскоре раскаялся. Он перенес мощи святого Вячеслава в церковь святого Вита. Со временем на месте небольшой церкви был построен величественный собор, символ столицы Чехии. Главная его святыня – мощи благоверного Вячеслава, или по-чешски, Вацлава. Он считается небесным покровителем Чехии. Русская Православная Церковь дорожат памятью об общих просветителях славянских народов и тоже почитает князя Вячеслава в лике святых.
Комментарии закрыты.