В чем сущность покаянного подвига
Протоиерей Тихон Пелих
Начало греха — непослушание, а начало борьбы с грехом — послушание и воздержание… Для приготовления к Пасхе Церковью установлен сорокадневный Великий пост. В течение этих дней каждый верный христианин должен нести подвиг покаяния. Обычно считают пост делом монашеским и потом к нарушению его относятся снисходительно, а порой и безразлично. Это одна из причин обмирщения христиан. Церковь строго требовала соблюдения поста. 19-е апостольское правило гласит: «Аще кто епископ, или пресвитер, или диакон, или чтец, или певец не постится во Святую Четыредесятницу перед Пасхой, или в среду, или пяток, кроме препятствия от немощи телесныя, да будет извержен. Аще же мирянин, да будет отлучен».
Итак, если бы пост был маловажен, то маловажное дело не ограждалось бы с такой строгостью. Пост начинается с пищи и восходит до высших ступеней духовной жизни. Нельзя, минуя первую ступеньку, подняться на высшую. Начиная с низших ступеней, пост поставляет христианина вне мирской жизни. Верующий христианин держит и соблюдает пост как великую церковную святыню. Каждый раз, когда ты воздерживаешься от вкушения запрещенной пищи, ты воздерживаешься со всей Церковью как член Тела церковного. Пост, подобно молитве, показывает различие между духовной жизнью и мирской, между верующими и неверующими. Неверующие едят все и в Великий Четверг, когда совершается Тайная вечеря, и в Великую Пятницу, когда мы слышим плач Богоматери у гроба Ея Сына… Для них не существует ни Тайной вечери, ни Голгофы. Истинный христианин не может вкушать запрещенной пищи в эти святые дни, потому что душа его поглощена памятью о Страстях Христовых. И это воздержание происходит в полном единомыслии и единочувствии со всей Церковью. Такова первая ступень покаянного подвига…
Но главная задача впереди: на следующих ступенях покаянной лестницы предстоит борьба с греховными страстями. Во время поста христианин призван Церковью произвести внутренний просмотр всей своей жизни — своих помыслов, своих чувств, своих поступков — с точки зрения евангельских заповедей. Церковь говорит христианам: «Загляните в свои сердца». По замыслу нашего Творца, сердце христианина должно быть храмом Духа Святаго, храмом духовной красоты. Но зачастую в наших сердцах — груды мусора, грязи, всякой нечистоты. Драгоценные украшения души свалены в самый дальний и темный угол. Мерзость и запустение — на месте святе. Все это результат нашей пустой мирской жизни. Святая Церковь призывает нас начать очищение своего сердца покаянием и причащением Святых Тайн, молитвой и постом освободить его от мирского хлама, то есть начать, наконец, духовную жизнь. Этот труд нелегкий: нужны борьба с собой, великое терпение и вера в милость Божию…
Бог, создав человека, призвал его к божественной жизни, славою и честию венчал ecu его[1], поселил в раю, где человек мог питаться и жить Божественной энергией, царствуя над всей видимой вселенной. Такова была воля Божия о человеке. Но первый человек Адам — свободное существо, соблазненный диа- волом, нарушил волю Божию, съел запретный плод от древа познания добра и зла и отпал от божественной жизни. Так возникла мирская жизнь, жизнь без Бога, так явился грех, а с ним и смерть как оброк греху. Так появились в мире страдания.
Бог смерти не сотворил. По воле Божией для человека была предуготовлена вечная жизнь, а вечная жизнь может быть только одна — божественная, к которой человек был приобщен с самого начала. Он носил одеяние славы и был бессмертен, но преслушанием воли Божией совлек одеяние славы и соделался смертным, и весь род человеческий, происшедший от него, стал смертным. Слово Божие об этом говорит: «Преслушанием заповеди Божией грех в мир вниде и грехом смерть…» [2]. Своеволие человеческое — причина всех грехов. Когда мы говорим, что человек живет по своей воле, это значит, что он идет путем греха. Святые отцы учат: в мире есть три воли и три пути жизни. Первая воля — Божия; по воле Божией живет ангельский мир. Вторая — диавольская (воля зла), по ней живет сатанинский мир. Третья воля — человеческая, по которой живет мир человеческий. Но человеческая воля — несамостоятельная. Она все время находится под влиянием добрых или злых сил… Под влиянием добрых сил человек творит добро, и это есть путь добра, а под влиянием злых творит зло, и это есть грех, то есть путь зла. Каждый из нас чувствует в себе эту двойственность, и душевно тонкие натуры болезненно это переживают и выступают на борьбу со злом, за правду Божию. Таковыми являются праведники. Но мир весь во зле лежит [3] и потому ненавидит праведников. На праведных всегда восставали и восстают злые силы, поэтому их путь есть путь подвижнический, и этим путем идут немногие. Большинство предпочитает идти мирским путем, то есть путем познания добра и зла.
Дорогие братья и сестры! Святая Церковь печется о нас, как мать родная о своих детях, и призывает всех нас духовно обновиться в Таинстве Покаяния, одеться в светлую ризу правды, чтобы достойно встретить Светлое Христово Воскресение.
Старец Тихон Пелих. Жизнеописание. Проповеди. Дневники. — Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2009.
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] Евр. 2, 7.
[2] Рим. 5, 12.
[3] 1 Ин. 5, 19.
Комментарии закрыты.