Православный календарь на 4 апреля 2018 года
Страстная седмица. Великая Среда
Сщмч. Василия, пресвитера Анкирского (363). Мц. Дросиды, дщери царя Траяна, и с нею дев Аглаиды, Аполлинарии, Дарии, Мамфусы, Таисии (ок. 104-117). Прп. Исаакия Далматского (IV).
Евангелие от Матфея, Глава 26, стихи 6-16.
6 Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного,
7 приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову.
8 Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата?
9 Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим.
10 Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня:
11 ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете;
12 возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению;
13 истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала.
14 Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам
15 и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников;
16 и с того времени он искал удобного случая предать Его.
Великая Среда
Продолжается Страстная неделя. В Великую среду на литургии Преждеосвященных Даров, в последний раз произносится молитва преподобного Ефрема Сирина с тремя великими поклонами.
Этот день Христос провел в Вифании, селении близ Иерусалима. Его приютили в доме Симона – прокаженного. Церковь вспоминает на богослужении, как во время общей трапезы к Христу приблизилась некая женщина с сосудом драгоценного ароматического масла – мира. Евангелисты рассказывают, что она умастила голову Спасителя и его ноги, а потом отёрла с них масло своими волосами. Они же приводят реплики тех, кто присутствовал при этой сцене. Некоторые осудили женщину и Спасителя, не остановившего её – ведь миро было очень дорогим благовонием. Посыпались предложения продать миро, а деньги раздать нищим. Евангелист Иоанн прямо адресует слова осуждения одному из учеников Христа, Иуде.
Евангелист Марк приводит ответ Христа: «Оставьте ее… Вы заботитесь о нищих; это похвально; но нищих вы всегда будете иметь перед глазами, и можете благотворить им во всякое время, когда захотите; Меня же недолго будете видеть». Дальше Спаситель объясняет, что женщина таким образом подготовила его к погребению.
Матфей и Марк сообщают, что именно вслед за этим Иуда решился предать Учителя. Он пришел в дом первосвященника Каиафы, где собрались старейшины, чтобы решить судьбу Христа. Первосвященники помнили о том ликовании, с которым народ встречал Спасителя. Они решили, что действовать нужно вдали от людских глаз. Для этого понадобился соучастник, который помог бы выбрать удачный момент для ареста, указал бы местопребывание Иисуса и привел бы к Нему воинов. За тридцать серебренников Иуда согласился предать Христа.
Два героя сегодняшнего евангельского чтения – женщина-мироносица и Иуда олицетворяют собою диаметрально противоположные взгляды на мир и человека. Женщина с миром символизирует религиозное восприятие жизни, средоточием которой являются Бог и надежда на Него. А Иуда – носитель обмирщённого сознания, ставящего во главу угла деньги, власть и силу.
Священномученик Василий, пресвитер Анкирский
Священномученик Василий жил в четвертом веке. Он был священником в городе Анкира Галатийская, в Малой Азии. В это время широко распространилась арианская ересь. Ее сторонники считали, что Иисус Христос не единосущен Богу-Отцу. Она даже стала господствующим вероучением. Арианство поддерживал император Юлиан, позднее получивший за это прозвание Отступник. Василий же призывал свою паству твердо держаться Православия. За это арианский собор лишил его сана. Но другой, православный Палестинский собор двухсот тридцати епископов восстановил Василия в священническом сане. Он открыто продолжал свою проповедь, обличая ариан. Его, как опасного государственного преступника, схватили. Когда в Анкиру прибыл император Юлиан, Василий на суде обличил его за отступничество. Священника приговорили к пыткам. Во время истязаний Василий громко молился: «Свет мой, Христе! Надежда моя, Иисусе! Пристань тихая для гонимых волнами! Благодарю Тебя, Господи Боже отцов моих, за то, что Ты вырвал душу мою из ада преисподнего и сохранил во мне Имя Свое незапятнанным!». С молитвой на устах святой скончался.
Мученица Дросида
Святая мученица Дросида жила на рубеже первого – второго веков. Она была дочерью императора Траяна, который в девяносто девятом году запретил все тайные общества. Попали в эту категорию и христианские общины. Гонения продолжались восемнадцать лет, до смерти Траяна. Тела казненных христиан запрещалось хоронить для устрашения других. Чтобы обнаружить новых христиан, около тел выставляли стражу или устраивали засаду. Пять дев-христианок: Аглаида, Аполлинария, Дария, Мамфуса и Таисия взяли на себя подвиг погребать христиан. Они тайно уносили тела мучеников и хоронили их по христианскому обряду. Им взялась помогать царевна Дросида, исповедовавшая христианство, но еще не принявшая крещения. Однажды Дросиду и ее подруг схватили. Дочь императора заключили в темницу, в надежде, что она одумается, а других девушек казнили в огромной медеплавильной печи. Узнав об участи своих спутниц Дросида решила последовать их примеру. По ее молитве стража уснула и царевна незамеченной вышла из тюрьмы. Так как она была некрещеной, а рядом из христиан никого не было, девушка сама совершила над собой таинство крещения. Семь дней она постилась и молилась, готовя себя к встрече с Господом, а потом сама бросилась в огонь печи, где погибли ее подруги.
Преподобный Исаакий Далматский
Преподобный Исаакий жил в четвертом веке. Он принял постриг и вел жизнь отшельника. В то время царствовал император Валент, сторонник ереси Ария. Ариане считали, что Иисус Христо не единосущен отцу, и занимает в Троице как бы подчиненное положение. Ариане гнали тех, кто не соглашался с их толкованием веры. Православные храмы закрывали и разрушали. Узнав о том, что творится в империи, Исаакий покинул пустыню и пришел в Константинополь. Как раз в это время император Валент собирался в поход на варваров-готов, приближавшихся со стороны Дуная. Исаакий встретил отряд императора у самых ворот Константинополя. Он громко крикнул: «Царь, отопри храмы православным, и тогда Господь поможет тебе!» Но император не обратил внимания на слова старца. Трижды Исаакий взывал к Валенту. Рассерженный император приказал бросить докучливого старца в болото. Тот уцелел, смог выбраться и догнать войско. Он опять обратился к Валенту: «Послушай меня, открой храмы православным и победишь врагов своих. Если же не послушаешь меня. то не возвратишься живым, но погибнешь в огне». Император лишь рассмеялся. Он приказал заточить Исаакия в темницу. Но слова старца сбылись – войско византийцев было разбито, сам Валент погиб во время пожара. Новый царь, Феодосий Великий навестил преподобного Исаакия, освободил его и исполнил все наставления старца. В честь Исаакий Далматского назван самый большой храм Санкт-Петербурга — Исаакиевский собор.
Исаакиевский собор
Преподобного Исаакия церковные историки частенько называют «дерзким монахом». Он жил в четвертом веке, был отшельником и молитвенником. В это время империю раздирал религиозный конфликт – к власти пришел император Валент, сторонник ереси арианства. Это учение отрицало равенство природы Бога Отца и Бога Сына. Православные храмы повсеместно закрывались. Исаакий отправился в Константинополь, и встретил там императора. Валент вел войска на битву с вестготами, наступавшими с севера. И тут простой монах закричал царю: «Отопри храмы православным, и тогда Господь поможет тебе!». Валент разгневался и повелел заточить Исаакия в темнице. Но предсказание сбылось: войско было разбито, а Валент погиб. Новый император, Феодосий, освободил провидца, возвратил храмы православным и победил готов. Через тысячу триста лет в один из дней памяти преподобного в России, у царя Алексея Михайловича Романова родился сын Петр. В память об этом событии в Петербурге позже был построен величественный собор, освященный в честь преподобного Исаакия Далматского.
Комментарии закрыты.