О том, как просить прощения и благодарить Бога, специальный корреспондент из газеты «Щелковчанка» беседует с настоятелем церкви Казанской иконы Божией Матери села Богослово иереем Антонием Коваленко
— Отец Антоний, насколько важно для человека исповедоваться и каяться пред Богом?
— Исповедь — это первый шаг к Богу. Сегодня люди сами ставят стену между Богом и собой. А стеной является грех; и, чтобы эту стену разрушить, нужно сделать смелый шаг. Если человек поступает нечестно и привыкает к этому, то ему и стыдно показаться Богу. Адам, когда согрешил и почувствовал, что Бог к нему приближается, первым делом спрятался от Него в кустах. Очень характерная вещь: насколько грех помрачает рассудок человека. Адам, ещё недавно до этого нарекавший животных именами, потому что обладал духовным зрением и видел сущность каждого живого организма, обладал мудростью и красотой мышления, стал прятаться от Бога в кустах. От вездесущего и всеведущего Бога! То же самое происходит и с нами. Мы совершаем грехи и прячемся от Бога внутри себя, и из-за этого помрачается наш рассудок. Человек, который живёт вне церкви, — это ребёнок, ушедший из своей семьи бродяжничать. А решение только одно: идти каяться, признаваться в своих грехах. Каждый из нас может прийти и просить у Бога прощения в том зле, которое было сделано людям и Ему.
— Как нужно говорить со священником на исповеди?
— Так, чтобы священник, стоящий рядом и слушающий диалог человека с Богом, понял сущность совершённых грехов. Священнику необходимо понять искренность человека. Если совершён страшный, тяжкий грех, то священник может и наказание дать. Но без исповеди и покаяния невозможно приблизиться к Богу. На исповеди можно и просто поговорить, например, если человек сомневается в чём-то или не может найти решения како-то жизненного вопроса.
— Исповедоваться нужно у одного священника или можно приходить к разным батюшкам?
— Хорошо, если человек исповедуется у одного священника. Ведь у каждого священника свой жизненный и духовный опыт, свой характер наконец. Нужно выбирать того священника, которому вы доверите вести себя по духовному пути. Священник ведь как лечащий врач. Если человек будет бегать по врачам, лечение затянется. Но при необходимости (например, в паломнической поездке) можно исповедаться и у других священников.
— Что всё-таки является главным в исповеди?
— Главное в исповеди — восстановить мир с Богом. В семье, когда мы друг у друга просим прощения, мир восстанавливается. Так и в общении с Богом: исповедь помогает восстановить мир. Диалог человека с Богом — это то же самое, что ребёнок пришёл к отцу и просит прощения. Так и человек: на исповеди просит прощения у Отца своего Небесного — Бога.
— Как часто нужно исповедоваться? Когда у человека возникает желание или систематически?
— Человек должен систематически чувствовать потребность в том, чтобы прийти к священнику на исповедь.
— А если он не чувствует потребности в том, чтобы исповедоваться часто?
— Значит, для него Бог просто ещё далёк; как дальний родственник, который живёт в другом городе. Чем ближе человек к Богу, тем чаще он чувствует потребность в исповеди. Он будет очень остро ощущать через свои грехи и греховные мысли разрыв меду собой и Богом, и у него возникнет естественная потребность прийти на исповедь и сказать: «Прости меня, Господи!»
— Обязательно ли это говорить именно на исповеди? Ведь можно где угодно просить прощения у Бога.
— Дело в том, что исповедь — это Таинство. Человек получает прощение своих грехов через священника. Ведь любой из нас идёт на исповедь и не знает, простят его или нет. Священник может дать прощение, а может и не дать. Если человек неискренен, либо грех его тяжёл и он не осознаёт всей тяжести этого греха, то священник может отправить его подумать. Если священник прощает, то и Бог прощает. Это важно и очень нужно каждому из нас, потому что мир в душе восстанавливается и сразу легче становится.
— Что, на ваш взгляд, наиболее характерно для современных людей?
— Безбожие и бездуховность. Человек приходит и говорит: «А почему мне в рай нельзя, я ведь ничего плохого Богу не сделал?» Представим любого незнакомого человека, просто прохожего. Мы ему тоже ничего плохого не сделали, потому что мы его просто не знаем. Сегодня многие Бога не знают и думают, что у них всё в порядке, не осознают в этом своего греха. А с какой стати человек должен быть с Богом в раю, если он Бога-то не знает? Рай — это не куда, а к Кому! Это не просто место, где хорошо, красиво и никто никого не обижает… Самая большая ценность рая в том, что там есть Бог.
— Почему люди так стремятся попасть в рай?
— Стремление в рай понятно. Самое высшее чувство, на которое человек способен, и самое высшее чувство, которое человек хочет испытать от другого, — любовь. Высшее счастье человека в том, чтобы любить и быть любимым в хорошей доброй семье. В Небесном Царстве это счастье и есть. Всё же остальное — окружающая красота, пение птиц и прочее — просто дополнение к беспредельной любви Бога.
— Для многих непонятно, в чём выражается беспредельная любовь Бога и счастье с Ним в раю…
— Каждого человека испокон веков волнует вопрос о смерти. Что такое смерть? Что лежит за порогом смерти? Как нужно прожить эту жизнь, чтобы там было хорошо? Раньше о смерти думали, как о переходе в иную жизнь, и этот вопрос неразрывно связан с Богом. Потому что значение слова «религия» — воссоединение, то есть воссоединение с Богом. Вопрос о смерти в православии разрешается наисчастливейшим образом. Мы после смерти идём к Богу, чтобы жить с Ним вечной жизнью. Идём к тому Богу, Который отдал людям всё, что мог. Мы так глубоко Им любимы, что Он, всемогущий Творец Вселенной, отдал нам самое дорогое — Свою жизнь. Господь спас человека через Свою страшную крестную смерть и воскресение. К такому Богу мы и стремимся. Мы стремимся, потому что ищем любви и хотим быть любимыми.
— Как вы объясните то, что сегодня есть немало людей, для которых важнее всего в жизни являются карьерный рост и успех в обществе? Ведь для многих ценности профессиональных достижений и материального благополучия оказываются сильнее, чем чувство любви.
— Такие люди просто разочарованы в любви. Когда-то, когда они остались без любви, не нашлось человека, который бы объяснил, почему так произошло.
— Батюшка, а почему люди остаются без любви?
— Потому что человек грешен, он только лучик света. А Бог — источник этого света. Нужно уметь прощать близких за то, что они нас любят недостаточно и не так, как нам бы хотелось. Также важно научиться прощать слабости другим. Любовь учит не брать, а отдавать! И если человек внутренне к этому не готов, он изобретает себе некие «наркотики» подчас из занятий, которые исходно пагубными не являются: работу, занимающую всё время, увлечения, экстремальный спорт и т.п. На самом деле люди просто пытаются заполнить тот вакуум своей души, который может заполнить только Бог и любовь. Душа человека очень глубока, там всё может поместиться, но, если в ней нет главного, человек чувствует пустоту. А пустота эта ничем, кроме Бога и любви, не заполнима.
— Как мы можем благодарить Бога? Нужно ли это каким-то образом выражать внешне или можно просто испытывать чувство благодарности в душе?
— Благодарность Богу можно выражать какими-то поступками, а можно и не выражать внешне. Но прежде, чем выражать свою благодарность Богу, надо, чтобы это чувство было внутри, в душе.
— Если человек испытывает чувство благодарности Богу, то как его лучше выразить? Обязательно ли, например, просить священника о благодарственном молебне?
— Действительно, есть молебны, или короткие богослужебные чины, в которых читаются молитвы благодарения. Осуществлять такой молебен или нет, зависит обычно от конкретной ситуации. В нашей церковной жизни сохранились многие традиции, которые не несут уже того смысла, который имели в прошлом. Раньше и прихожане хорошо знали друг друга, и священник всех очень близко знал. Поэтому, если с кем-то из прихожан совершалось значимое событие Божьим промыслом, служили благодарственный молебен. И прихожане, и священники храма искренне были рады и благодарны Богу за то, что произошло. А сейчас приходят в храм, «заказывают» благодарственный молебен и уходят, даже на службу не остаются. А священник молится, благодарит Бога и сам не знает за кого. Это просто реверанс какой-то, некие магазинные отношения: «я — тебе, а ты — мне». Можно и по-другому свою благодарность выразить. Например, во время литургии тоже есть глубокие и красивые слова благодарности Богу.
— Значит, можно прийти в церковь на утреннюю литургию, помолиться и поблагодарить Бога?
— Да, каждое утро на богослужении мы молимся и выражаем благодарность Богу за то, что Господь дал Церкви и человеку Свои Тело и Кровь и за многое-многое другое.
— Достаточно ли искреннего слова «спасибо» или нужно обязательно читать молитвы?
— Есть короткие молитвы, которые может запомнить каждый: «Благодарю Тебя, Боже!», «Слава Тебе, Боже!» Если не хватает своих слов, то можно обратиться к молитвословам и с Богом поговорить словами красивых и пространных молитв. В молитвословах сосредоточен опыт святых отцов, которые умели разговаривать с Ним. Если же человек чувствует, что не в полной мере выразил благодарность Богу, то можно и иную жертву придумать.
— Какую жертву?
— Кирпич в кладку храма положить, к примеру. Ведь любой храм состоит из кирпичей, из стен и крыши — это материальная сторона жизни церкви. Если человек может поблагодарить Бога через какое-то материальное возношение, это вполне нормально. С Богом не может быть материальных отношений, но мы живём на земле и материальная сторона — это реальность. Человек приходит, ставит свечу и кладёт в храм свою жертву. На самом деле Богу свечи не нужны, Ему прежде всего нужна наша любовь. А человек жертвует Богу часть своих трудов, осознавая, что труды эти были бы бесплодны без Его помощи. В современном мире выражением трудов являются бумажные деньги, и человек кладёт эти деньги как символ благодарности, а взамен берёт свечу.
— Можно ли как-то подтолкнуть человека к исповеди и покаянию?
— Для того, чтобы человек пришёл в церковь на исповедь, нужно, чтобы он осознал в этом необходимость. Нельзя насильно заставить, ведь человек свободен и может по собственной воле распоряжаться своими делами и мыслями. Как было бы славно, если бы сделали нас сразу «хорошими», но любить без свободы невозможно. Если человек решится исповедаться впервые, он почувствует, что такое мир с Богом, и останется с Ним. Первая исповедь самая серьёзная; но многие, ссылаясь на повседневные дела, откладывают этот шаг. Здесь нужно всего лишь побороть свою лень, или порвать рабочую суету, которая кажется очень важной и нужной. Однако если человек сможет вырваться из рабочей гонки, то окажется, что Сам Господь вмешается в его жизнь таким образом, что всё в ней будет благополучнее.
Беседовала Евгения КАЛИНИНА, спец. корр. «Щелковчанки». Богослово
Источник: http://www.antoniy-k.ru/article/ar7.html
Пастырь Добрый
Комментарии закрыты.