Явление Воскресшего Христа Луке и Клеопе
На третий день по Воскресению Христа его ученики Лука и Клеопа в великом смущении направляются в Эммаус.
Они рассуждают о происшедших событиях, споря друг с другом, недоумевая и сомневаясь. Подобно тому, как корабль с пророком Ионой попал в страшную бурю, так и о корабль их мысли бьются волны сомнений, недоумений и страхов.
И вот в этот час духовной бури и смятения подходит Христос, подобно тому, как некогда Он по водам пришел к апостолам на Генисаретском озере, и однако, и в том и другом случае Он был сразу узнан своими учениками: Но очи их были удержаны, так что они не узнали Его (Лук. 24:16).
Христос спрашивает апостолов: «О чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны?» (Лук. 24:17).В ответ Клеопа удивляется, что этот неведомый Путник будто бы не знает о самом главном и страшном, что произошло в Иерусалиме, во граде Закона, где у всех на виду было всенародно совершено беззаконное убийство Праведника. Однако Клеопа предпочитает возложить вину за распятие Христа на начальников Израиля, хотя сам свидетельствует о всенародности преступления: «Как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его» (Лук. 24:20).«А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло» (Лук. 24:21). Христос, Лука и Клеопа приближаются к Эммаусу. Господь «показывал им вид, что хочет идти далее. Но они удерживали Его, говоря: останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру. И Он вошел и остался с ними» (Лук. 24:28–29).
И вот здесь и происходит отверзение духовных очей учеников: «И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них» (Лук. 24:30–31).
Перед нами литургическое таинство. Преломление хлеба очевидно носило евхаристический характер. Но и шествие в Эммаус имело характер литургии, как она нам известна из Деяний и Первой апологии Юстина Философа, когда, по его словам, вначале читаются Писания пророков и воспоминания апостолов, затем предстоятель в проповеди увещевает подражать этим прекрасным вещам, а затем приносится чаша и хлеб, которые освящаются призыванием Слова. Точно так же и Господь вначале приводит Писание и изъясняет его, а затем как Первосвященник нашего спасения совершает Евхаристию.
И вот очи учеников отверзаются, но Христос становится невидимым для них. Однако, теперь они понимают главное: воистину воскрес Иисус! « И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание? « (Лук. 24:32). Воистину Эммаус стал горячим источником, от которого загорелось сердце Апостолов.
Они в радости возвращаются в Иерусалим и там узнают от одиннадцати апостолов радостную весть: «Господь истинно воскрес и явился Симону» (Лук. 24:34). О явлении Симону Петру говорится также в 1 послании к Коринфянам св. апостола Павла (15:3). Но для нас главное другое. Господь открывается нам в Евхаристии: пребывая Невидимым телесными очами, для достойных видим духовными. Да сподобит Господь и нас доброго достойного причащения, чтобы сердце наше всегда горело и от Его слов и от Его присутствия.
Мк.16,12-13; Лк. 24,13-35
В раздумиях скорбных Лука и Клеопа
В селенье Эммаус направили стопы.
Друг с другом беседу вели они мерно
О том, что Христа не нашли среди мертвых.
Стремительно, как дуновение ветра,
Сын Божий приблизился к ним незаметно.
Не ведая этого, в горькой печали,
Лука и Клеопа Его не узнали,
Но видя Его доброту и участье,
Поведали о происшедшем несчастье.
«О, был Иисус перед Богом великий,
Он послан был к миру Небесным Владыкой.
Но люди Мессию в Нем не признали,
И смерти позорной на древе предали.
Спаситель Израиля в гробе тридневен.
Сердца наши стынут от скорби и гнева.
Но жены нас всех изумили, поведав,
Что тело исчезло во гробе безследно.
Не знаем, возможно ли в чудо поверить, —
Христа, что сей ночью воскрес вдруг из мертвых?
Христос их утешил, напомнив Преданье,
О том, что был призван пойти на страданья
Во имя всеобщего искупленья, —
Что смерть Его Крестная — миру спасенье.
В томлении духа Он их не оставил,
Пречистые стопы в селенье направил,
И хлеб, преломив, подал в сумраке ночи,
И тотчас отверз их духовные очи.
Татиана Лазаренко.
Из кн. „Святому Откровению внимая“
Комментарии закрыты.