Православный календарь на 14 мая 2018 года
Седмица 6-я по Пасхе
Прор. Иеремии (VI до Р.Х.). Прп. Пафнутия Боровского (1477).Прп. Герасима Болдинского (1554). Блгв. Тамары, царицы Грузинской (1213). Сщмч. Макария, митр. Киевского (1497). Царевококшайской или Мироносицкой (1647) , Андрониковской (XIV), и именуемой “Нечаянная Радость” икон Божией Матери. Прмчч. Афонских Евфимия (1814), Игнатия (1814) и Акакия (1816). Мц. Нины (1938). Прмч. Ваты Персянина (IV).
Евангелие от Иоанна, Глава 9, стихи 1-38
1 И, проходя, увидел человека, слепого от рождения.
2 Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?
3 Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии.
4 Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать.
5 Доколе Я в мире, Я свет миру.
6 Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому,
7 и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим.
8 Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп, говорили: не тот ли это, который сидел и просил милостыни?
9 Иные говорили: это он, а иные: похож на него. Он же говорил: это я.
10 Тогда спрашивали у него: как открылись у тебя глаза?
11 Он сказал в ответ: Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел.
12 Тогда сказали ему: где Он? Он отвечал: не знаю.
13 Повели сего бывшего слепца к фарисеям.
14 А была суббота, когда Иисус сделал брение и отверз ему очи.
15 Спросили его также и фарисеи, как он прозрел. Он сказал им: брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу.
16 Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря.
17 Опять говорят слепому: ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи? Он сказал: это пророк.
18 Тогда Иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел, доколе не призвали родителей сего прозревшего
19 и спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? как же он теперь видит?
20 Родители его сказали им в ответ: мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым,
21 а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спросите; пусть сам о себе скажет.
22 Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги.
23 Посему-то родители его и сказали: он в совершенных летах; самого спросите.
24 Итак, вторично призвали человека, который был слеп, и сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник.
25 Он сказал им в ответ: грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу.
26 Снова спросили его: что сделал Он с тобою? как отверз твои очи?
27 Отвечал им: я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками?
28 Они же укорили его и сказали: ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики.
29 Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он.
30 Человек прозревший сказал им в ответ: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи.
31 Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает.
32 От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному.
33 Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего.
34 Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон.
35 Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия?
36 Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?
37 Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою.
38 Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему.
Святой пророк Иеремия
Святой пророк Иеремия жил за шестьсот лет до Рождества Христова, при израильском царе Иосии и четырех его преемниках. Церковь называет Иеремию одним из четырех великих ветхозаветных пророков. Он был сыном священника Хелкии, и к пророческому служению был призван на пятнадцатом году своей жизни. Когда Господь открыл Иеремии его предназначение, тот отказывался, ссылаясь на свою молодость, робость, отсутствие красноречия. По преданию Господь коснулся уст избранника и сказал: «Вот Я влагаю слова Мои в уста твои, поручаю тебе с сего дня судьбу народов и царств. По твоему пророческому слову они будут падать и восставать». Двадцать три года пророчествовал Иеремия. Он обличал иудеев за то, что те отступились от Истинного Бога и начали поклоняться идолам. Но Иеремию не слушали, от его слов отмахивались. Он увещевал с угрозами, потом – со слезами. Наконец, предрекая нашествие врагов, разрушение Иерусалима и рабство для народа пророк надел на ше ярмо и так ходил в толпе. Но люди смеялись, ругались, даже били Иеремию. По распоряжению властей пророка бросали в тюремный ров, сажали в темницу. Однажды пророчество Иеремии сбылось. Вавилонский царь Навуходоносор разграбил и разрушил Иерусалим. Многие погибли, остальных вавилоняне увели в плен. А пророк долгое время оставался на развалинах Иерусалима и оплакивал бедствия своего отечества.
Преподобный Пафнутий Боровский
Преподобный Герасим Болдинский
Святая благоверная царица Грузии Тамара
Святая благоверная царица Грузии Тамара родилась в середине двенадцатого века. Она происходила из древней грузинской династии Багратидов и рано стала соправительницей своего отца, царя Георгия Третьего.
Царица Тамара отличалась высоким благочестием. Она продолжила дела своего деда, святого благоверного царя Давида Строителя. Тамара поддерживала строительство храмов и монастырей, покровительствовала в родной стране богословию, искусствам и наукам. Время её правления называют «золотым веком грузинской истории». В тысяча двести четвертом году правитель Румского султаната потребовал у царицы, чтобы Грузия отказалась от христианства и приняла ислама. Тамара отвергла это требование, и в исторической битве близ Басиани грузинское войско разбило коалицию мусульманских государств. Мудрое правление благоверной царицы Тамары снискало ей всенародную любовь. Последние годы жизни она провела в пещерном монастыре Вардзиа.
Священномученик Макарий, митрополит Киевский
Священномученик Макарий, митрополит Киевский, жил в пятнадцатом веке. До избрания на кафедру Киевской митрополии он был архимандритом Свято-Троицкого монастыря в Вильно, современном Вильнюсе. В тысяча четыреста девяносто пятом году, после смерти Киевского митрополита Ионы Глезны совершилось рукоположение архимандрита Макария в сан митрополита собором русских архиереев. По тогдашним правилам нового митрополита должен был утвердить патриарх Константинопольский. Соответствующие разрешительные бумаги митрополит Макарий получил через год. Киев в то время был полуразрушен и жить в нем было небезопасно. На город часто нападали отряды крымских и ногайских татар. Поэтому митрополит Макарий, как и его предшественники, жил в Вильно. Одной из его забот и заслуг стало противостояние росту католического влияния на западных границах Руси. В тысяча четыреста девяносто седьмом году митрополит Макарий решил посетить Киевскую кафедру. В путешествии он продолжал служить литургии. Однажды богослужение шло под открытым небом, на берегу реки Припять. Внезапно на путников напал отряд крымских татар. Митрополит Макарий приказал всем бежать и скрываться, а сам остался у алтаря. Кочевники убили митрополита. Его тело было привезено в Киев и покоится ныне в Киеве во Владимирском кафедральном соборе.
Андрониковская икона Божией Матери была родовой святыней греческого императора Андроника Третьего Палеолога. По преданию её написал апостол и евангелист Лука. Богородица изображена на иконе по плечи, без Младенца Христа. Известно, что в тысяча триста сорок седьмом году Андроник подарил образ греческому Монемвасийскому монастырю. Икона находилась там до начала девятнадцатого века. В тысяча восемьсот двадцать первом году на Грецию напали турки. Они попытались осквернить икону. Один из солдат вонзил в икону нож. Удар пришёлся на шею Божией Матери. Каково же было изумление нападавших, когда из раны выступила настоящая кровь. Настоятель монастыря, епископ Агапий, попытался спасти чудотворный образ. Он передал икону родственнику, русскому генеральному консулу Влассопуло, а тот выслал святыню в Москву. С тысяча восемьсот тридцать девятого года, почти тридцать лет образ пребывал в Зимнем дворце. В тысяча восемьсот семьдесят седьмом году икону перенесли в Казанский женский монастырь близ города Вышний Волочок. В нижней части иконы был приделан футляр, в котором хранился тот самый кинжал, пронзивший икону. В тысяча девятьсот восемьдесят четвертом году Андрониковская икона Божией Матери была украдена. Но существует множество чтимых списков святыни.
Икона Божией Матери «Нечаянная Радость»
Предание об иконе Божией Матери, именуемой «Нечаянная Радость» описано в книге святителя Димитрия Ростовского «Руно Орошенное». В нем говорится, как один юноша молился перед образом Пречистой. И вдруг он увидел, что изображение ожило: раны Иисуса Христа раскрылись и кровоточат. В страхе он воскликнул: «Кто это сделал?» На что Богородица отвечала: «Ты и прочие грешники грехами своими вновь распинаете Сына Моего». И тогда перед юношей открылись все его проступки, он по-другому взглянул на свою жизнь. В слезах молил он Богоматерь и Спасителя о помиловании. И тогда была дарована нечаянная им уже радость прощения и оставления грехов. На иконе принято изображать сам чудотворный образ Богоматери с младенцем Христом и склоненного перед ним юношу. В Москве есть несколько храмов с чудотворными списками иконы «Нечаянная радость». А в Марьиной роще действует храм, освященный в честь этого образа.
Комментарии закрыты.