- 11.06.2018
- 0 комментариев
- Рубрика: ВераПутешествия и паломничеств
11 июня — день Сошествия Креста в Годеново
Монастырь во Имя Сошествия Животворящего Креста Господня на Никольском погосте(11 июня — день Сошествия Креста)
Монашеская община во имя Сошествия Животворящего Креста Господня была образована на Сахотском болоте у Никольского погоста на месте явления Креста Господня в 1998 году духовным наставником общины игуменом Борисом (Храмцовым) , к большому прискорбию, почившем в 2001 году.
История святыни
В год 1423 явления Креста была построена на нерукотворном холме первая деревянная церковь, простоявшая примерно до 1503 года, затем и вторая, простоявшая до 1776 года. Место явления Креста со временем стало называться Никольским погостом, поскольку первая церковь, установленная там, была посвящена святителю Николаю Чудотворцу. В 1776 году возведена каменная церковь во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня с приделами во имя св. Николая Чудотворца и Покрова Божией Матери. Неизвестно, по каким причинам на Никольском погосте менялось название церкви и когда произошло это изменение. Первоначально церковь была освящена в честь св. Николая с приделом Происхождения Животворящего Креста Господня, а уже каменная церковь строилась в 1776 году с тремя престолами: главным — Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста и приделами святителю Николаю и Покрова Богородицы.
Никольский погост, место явления Животворящего Креста, после того, как была отстроена новая церковь, на месте сгоревшей, мало освещался как в рукописях, так и в других публикациях и статьях. Архивных документов очень немного. Можно предположить, что несколько столетий место явления Креста было в полном забвении. И вот в 1776 году по благословению владыки Ростовского и Ярославского Арсения был выстроен большой пятиглавый Крестовоздвиженский храм с колокольней. По данным А.А.Титова (1885), в начале XIX века приход церкви Никольского погоста был значительным, включал 13 деревень и составлял около 1500 человек. Для такого прихода существовал и немалый штат белого духовенства. Вокруг храма располагались девять домов церковников. Во время правления императора Александра Первого владыка Антоний в 1824 году приступил к строительству монастыря около Крестовоздвиженского храма, но по неизвестным причинам монастырь так и не был построен. В 1974 году, спустя почти 200 лет после постройки каменной церкви, ее разобрали, но храм закрыли гораздо раньше, примерно, в 1933-1937 годах.
В годы безвремения
В советское время Никольский погост стоял безлюдным и заброшенным, — пишет в своей книге о Кресте Бессмертная Е.К. (2005). «Вокруг много мелких деревень исчезли с лица земли — одни пострадали от пожара, другие как неперспективные вымерли: деревне Заречье, Мерековицы, Обухове, Зады, Лапнево и другие. На Никольском погосте церковь продержалась еще несколько лет; шли службы, крестили детей и отпевали ушедших, но тучи сгущались. В 1930 году начался настоящий разгром деревни под названием «коллективизация» и «раскулачивание». Идет образование Ивановской промышленной зоны.
Новая власть примеряет чужое платье по своим интересам и нуждам. На Никольском погосте образуется «Красная коммуна», в келейном корпусе поселяются первые ивановские рабочие, открывается профшкола, организовывается военкомат. Никольский погост со всеми своими домами церковников и множеством подсобных помещений и амбаров становится очень удобным местом для сосредоточия новых властных структур и всяких полномочий, своего рода центром по «ковке» молодых кадров: коммнаров, пролетариев и красноармейцев.
Но как мешает утвердиться новой власти Чудотворный Животворящий Крест Господень! И они решаются на самое дерзкое. Над Крестом — над Христом — глумятся. Его хотят уничтожить, сжечь в огне, обливают соляной кислотой, рубят топором Честное Тело Христово, Его Честные Чресла, Длани и Ноги, но святыня не дается. Бог поругаем не бывает! Бессильные что-либо сделать, нечестивцы уносят Крест подальше от глаз, бросают в болоте, считая, что таким образом избавились от Него. Но возмездие грядет и приходит очень скоро. Никольский погост, святое место, где явился Животворящий Крест, становится новой Голгофой. Известно имя того, кто глумился над Животворящим Крестом: красноармеец Александр Сорокин родом из деревни Лапнево (ближайшая Никольскому погосту с юго-западной стороны); именно он бахвалился, что топором отсек Честный мизинец Христа, за что был наказан тем же. В тот же вечер, когда он рубил дрова, он поранил себе мизинец на ноге и через три дня умер от гангрены.
Возрождение
В 1942-1945 годах пятиглавый Крестовоздвиженский храм стоял еще в полном величии и блеске, окруженный живописными кущами дерев, обнесенный великолепной чугунной оградой, с ухоженным кладбищем и с высокой трехъярусной колокольней, увенчанной золотым крестом. По свидетельству А.И. Бабаевой, Никольский погост представлял собой в то время удивительной красоты островок среди обширной болотистой местности. На холме возвышался величественный храм, вокруг располагалось множество различных построек — хозяйственных и жилых домов. Каждый дом выглядел как богатая усадьба: это, видимо, и были дома священнослужителей. Где-то находился святой источник.
Множество тропинок и дорог от разных деревень с разных сторон вели к Святому месту явления Животворящего Креста и Николы-угодника. На Никольском погосте братский келейный корпус становится приютом не только для блокадников, но и для местных детей-сирот. На погост был отправлен детский дом во главе с директором Белевским. По словам А.И.Бабаевой, дети любили Белевского как родного отца; он по-настоящему заботился о них, часто водил в закрытый к тому времени Крестовоздвиженский храм, показывал иконы, читал, что написано на стене о явлении Креста. Такими воспоминаниями поделилась Алевтина Ивановна Бабаева, уроженка села Годеново: в войну сиротами с сестрой они были определены в детдом на Никольском погосте. Шесть веков Крест стоял здесь, и ни войны, ни смуты, ни расколы, ни оскудение веры — ничего не смогло сдвинуть его, одолеть и умалить славу его. Крест служил, врачевал, исцелял. И на протяжении этих столетий и Святое место, и храм, и Животворящий Крест Господень, и чудотворные иконы Николая-угодника и Божией Матери Одигитрии только украшались, и богатело место сие. Но богоборческое лихолетье XX века поставило предел, переполнило чашу терпения Господня. Крест «ушел» со святого места, чудотворные иконы исчезли, и вслед за этим началось запустение и разорение Никольского погоста».
Впервые это святое место — место явления Креста составителю данной книги удалось посетить в 1997 году. К тому времени от древнего храма сохранились лишь два яруса колокольни и двухэтажный разрушенный кирпичный корпус, возвышающиеся на этом необыкновенном холме посреди Сахотского болота. И только нерукотворный холм, возникший чудным образом за одну ночь в те далёкие времена, напоминал былое величие этого святого места. Было полное запущение и разруха, трудно было представить, что через некоторое время здесь с Божьей помощью и усилиями игумена Бориса Храмцова (1954-2001 гг.) начнется строительство монастыря во имя Сошествия Креста Господня, являющегося подворьем Николо-Шартомского мужского монастыря Ивановской епархии.
Весною 2001 года по благословению владыки Амвросия, архиепископа Иваново-Вознесенского и Кинешемского, приступили к возведению стен нового храма на старом фундаменте — строительству каменного Крестовоздвиженского храма, деревянной церкви Николая Чудотворца и приему паломников в это святое и великое для всех православных христиан место. Помоги Господи!
Основные праздники в монастыре во имя Сошествия Животворящего Креста Господня
11 июня — день явления Честнаго и Животворящего Креста Господня и великого во святителях чудотворца Николая.
14 августа — Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста.
27 сентября — Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня.
19 декабря — Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца.
22 мая — Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар.
Комментарии закрыты.