Житие священномученика Митрофана пресвитера и иже с ним пострадавших мучеников многих, принявших мученические венцы в 1900 году в Пекине (память 10 / 23 июня).
Священник Митрофан Ян Цзи (или Цзи Чун), родился в 1855 году (по китайскому календарю — 10 числа 12 месяца), маньчжур.
Отца он лишился еще в малолетстве и воспитывался под попечением своей бабушки Екатерины и матери Марины, учительницы в женской школе Российской духовной миссии в Китае. Начальник XV Российской духовной миссии в Китае архимандрит Палладий (Кафаров) поручил своему учителю, цзюй-жэню, Лун Юаню с особенным вниманием воспитывать Митрофана, чтобы приготовить его впоследствии к принятию священства. Как отмечали современники, Митрофан был человек «смирного характера, очень осторожный и молчаливый, миролюбивый и незадорный, когда случалась хотя бы и очень тяжелая обида, он не старался оправдывать себя».
Еще не достигнув двадцатилетнего возраста, в 1874 году архимандритом Палладием (Кафаровым) был назначен на должность катехизатора. Принявший в 1879 году управление миссией архимандрит Флавиан (Городецкий) поддержал идею, чтобы Митрофан принял священный сан. Митрофан не хотел принимать священного сана и постоянно отказывался, говоря: «малоспособный и малодобродетельный человек как осмелится принять этот великий сан?»
Понуждаемый архимандритом Флавианом и убеждаемый учителем Лун Юанем, Митрофан проявил повиновение и в июле 1882 года в Токио святителем Николаем (Касаткиным) был рукоположен в сан священника.
При архимандрите Флавиане священник Митрофан был помощником в переводе и проверке книг. В продолжение пятнадцати лет, до 1896 года совершал богослужения в храме миссии. По свидетельству современников, в своей жизни священник Митрофан не был любостяжательным, в связи с чем многие злоупотребляли его доверчивостью. Сам же священнослужитель терпел и от своих, и от внешних много обид и оскорблений, и в 1896 году начал испытывать душевное расстройство. После этого он более трех лет жил вне ограды Миссии, получая половину прежнего жалования.
Вечером 1/14 июня (по китайскому календарю 17 числа 5 месяца) 1900 года во время восстания ихэтуаней (так же известного как боксерское восстание), здания Русской духовной миссии были сожжены, а многие православные китайцы, укрываясь от угрозы расправы, собрались в доме священника Митрофана. Среди укрывавшихся были и его прежние недоброжелатели, но он не пренебрёг ими. Видя, что некоторые испытывают смятение, священник Митрофан укреплял их словами ободрения и поддержки. Сам он каждый день по нескольку раз ходил смотреть на сожженную церковь.
Днями мученического подвига православных китайцев стало 10/23 и 11/24 июня 1900 года. Вечером в десятом часу 10/23 июня китайские солдаты и боксеры окружили жилище священника Митрофана, в котором находилось до семидесяти православных китайцев. Часть из них сумели покинуть дом, а священник со многими женщинами и детьми остались и были замучены. Боксеры искололи священнику Митрофану грудь подобно сотам и он погиб во дворе своего дома под финиковым деревом.
Вот свидетельство Начальника Миссии об их подвиге: «Е
Еще накануне по улицам расклеены были прокламации, призывавшие язычников к избиению христиан и угрожавшие смертью каждому, кто осмелился их укрывать, в ночь с 11 на 12 июня боксеры с горящими факелами, появившись во всех частях Пекина, нападали на христианские жилища, хватали несчастных христиан и истязали их, заставляя отречься от Христа. Многие, в ужасе перед истязаниями и смертью отрекались от Православия, чтобы спасти свою жизнь, и воскуряли фимиам перед идолами. Но другие, не страшась мучений, мужественно исповедовали Христа. Страшна была их участь. Им распарывали животы, отрубали головы, сжигали в жилищах. Розыски и истребления христиан продолжались и все последующие дни восстания. По истреблении жилищ христиан их самих выводили за городские ворота в языческие кумирни боксеров, где производили им допрос и сжигали на кострах. По свидетельству самих язычников-очевидцев, некоторые из православных китайцев встречали смерть с изумительным самоотвержением. Православный катехизатор Павел Ван умер мученически с молитвой на устах. Учительница школы Миссии Ия Вэнь была мучима дважды. В первый раз боксеры изрубили ее и полуживую забросали землей. Когда она очнулась, ее стоны услышал сторож (язычник) и перенес ее в свою будку. Но спустя некоторое время боксеры вновь схватили ее и на этот раз замучили до смерти. В обоих случаях Ия Вэнь радостно исповедовала Христа перед своими мучителями.
Среди пострадавших за Иисуса Христа были и албазинцы, потомки тех славных албазинцев, которые принесли свет Христовой Православной веры в 1685г. в столицу Китая – Пекин <…> Многие христиане, укрываясь от опасности, собрались в дом священника Митрофана. Видя, что некоторые малодушествуют, он укреплял их, говоря, что наступило время бедствия и трудно избежать его. 10 июня вечером, часу в десятом, солдаты и боксеры окружили жилище о. Митрофана. В это время там было человек до 70 христиан; более сильные из них убежали, а о. Митрофан и многие другие, преимущественно женщины и дети, остались и были замучены. О. Митрофан сидел во дворе перед домом; боксеры искололи ему грудь, и он упал перед финиковым деревом. Соседи оттащили его тело на место, где была богадельня Миссии. Потом иеромонах Авраамий подобрал тело о. Митрофана, и в 1903 г., когда в первый раз совершался праздник в честь мучеников, оно вместе с другими положено было в храме мучеников под алтарем. В семействе о. Митрофана были жена Татьяна из фамилии Ли и три сына: старший Исаия, второй протоиерей Сергей и третий Иван. 10 июня вечером Татьяна спаслась от боксеров при помощи невесты своего сына Исаии, но на другой день, 11 числа утром, вместе с другими, всего 19 человек, казнена была через отсечение головы. Исаия, 23 лет, служил в артиллерии. 7 июня боксеры казнили его через отсечение головы на большой улице около ворот Пин-цзэмэнь, так как раньше известно было, что он христианин. Мария, 19 лет, невеста Исаии, за два дня до боксерского погрома пришла в дом о. Митрофана, желая умереть в семье своего жениха. Сергей, сын о. Митрофана, трижды пытался убедить ее скрыться, но она отвечала: «Я родилась около Церкви Пресвятой Богородицы, здесь и умру», — и осталась на месте, где была Церковь. Вскоре пришли туда солдаты и боксеры, и она мученически скончалась, почитая смерть отшествием в место вечного упокоения. Ивану было тогда 8 лет. 10 июня вечером, когда убили его отца, боксеры разрубили ему плечи и отрубили пальцы на ногах; нос и уши были отрезаны. Невесте брата его Исаии удалось спасти его от смерти, и она спрятала его в доме. На вопрос людей, больно ли ему, он отвечал, что страдать за Христа не больно. Мальчишки издевались над ним. Иван просил у соседей воды, но они не только не дали ему, но и прогнали.
Протасий Чан и Иродион Сюй, тогда еще не крещенные, свидетельствуют, что они видели этого мальчика с израненными плечами и ногами; раны были с вершок глубины, но он не чувствовал боли, и, будучи опять взят боксерами, не обнаруживал страха и спокойно шел. Один старик выражал о нем сожаление, говоря: «Чем виновен мальчик? Вина родителей, что он стал последователем дьявола». Другие поднимали его на смех или просто бросали ему презрительные усмешки. Так он веден был, как агнец, на заклание».
После мученической кончины соседи перенесли тело священномученика Митрофана на место, где была богадельня Миссии, а позднее иеромонах Авраамий (Часовников) подобрал тело мученика и совершил погребение. В 1903 году, когда после завершения строительства храма Всех святых мучеников в Пекине в первый раз совершался праздник в честь китайских мучеников, останки отца Митрофана вместе с другими были перезахоронены в крипте этого главного храма Российской духовной миссии в Пекине.
На месте, где был замучен о. Митрофан, был поставлен крест, куда совершался впоследствии крестный ход в день поминовения. У о. Митрофана и его супруги Татьяны, также мученически пострадавшей 11/24 июня 1900 г. от рук восставших (на месте ее мученичества впоследствии была устроена богадельня), было три сына – Исайя (казнен восставшими 7/20 июня 1900 г.), Сергий (спасся от мучителей, впоследствии стал священником Китайской Автономной Православной Церкви), и Иоанн (изуродован восставшими ихэтуанями).
Начальник XVIII-ой Российской духовной миссии в Китае архимандрит Иннокентий (Фигуровский) представил 11 октября 1901 г. в Святейший Правительствующий Синод поименный список 222 православных китайцев, убиенных за веру в 1900 г. в Пекине во время восстания ихэтуаней и вместе с тем ходатайствовал о разрешении в память первых китайцев-мучеников за веру:
1) устроить на месте разоренной миссийской церкви в Пекине храм в честь Всех святых мучеников Православной Церкви, со склепом под алтарем для погребения в нем костей избиенных православных китайцев;
2) установить для православной общины в Китае праздновать 10 и 11 июня по следующему чину: 10 июня соблюдать строгий пост, перенося его на ближайшую пятницу, если означенное число случится в субботу или воскресенье, и совершать заупокойную литургию с панихидой по избиенным православным китайцам, а 11 июня отправлять торжественно, по храмовой главе, богослужение во имя святых мучеников Православной Церкви, с крестным ходом на месте избиения православных китайцев или вокруг храма, с пением ирмосов “Волною морскою”, и, после обычного многолетствия, провозглашать вечную память всем честно пострадавшим за православную веру китайцам.
Обсудив изложенное, и со своей стороны не встречая препятствий к удовлетворению настоящего ходатайства начальника Пекинской духовной миссии, Святейший Синод указом от 22 апреля 1902 г. за № 2874 определил:
преподать поименованной Миссии благословение на приведение в исполнение изложенных в представлении архимандрита Иннокентия предположений относительно увековечения памяти православных китайцев, мученически пострадавших за веру во время боксерского восстания в Китае в 1900 г.,
устройством в Пекине храма в честь Всех святых мучеников Православной Церкви, со склепом для погребения в нем костей избиенных православных китайцев,
и установлением для православной общины в Китае ежегодного празднования 10 и 11 июня, порядком, указанным в вышеупомянутом представлении, с совершением в последний из сих дней, если местные условия позволят, крестного хода к местам избиения православных китайцев или вокруг храма.
В дальнейшем именно так и совершалось заупокойное почитание памяти мучеников (детально описано в торжествах по случаю 250-летия Православия в Китае, праздновавшихся в 1935 году).
9 сентября 1996 года Архиерейский Собор Русской Зарубежной Церкви выслушал доклад о святых китайских новомучениках и постановил совершать память святых китайских новомучеников 11/24 июня, «как это было принято в Русской духовной миссии в Китае». С момента данного решения в месяцесловах РПЦЗ присутствует память китайских мучеников, совершаются богослужения в их честь, написана икона.
Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 апреля 1997 года возобновлено исполнение указа Святейшего Синода от 22 апреля 1902 г. за № 2874 о богослужебном почитании 222-х святых мучеников Китайской Автономной Православной Церкви, убиенных за Христа в 1900 году. Днем их памяти определено 10/23 июня. С 2005 г. в Пекине в этот день ежегодно совершаются богослужения на бывшей территории Русской духовной миссии (ныне принадлежащей Посольству России в КНР)
Комментарии закрыты.