
Христианская любовь имеет теснейшую связь с верою и надеждою,— любовь столь необходима для веры, как необходима душа для тела [1]; вера показывает человеку путь спасения, а любовь стремится пройти этот путь во славу Божию. Вера указывает христианину на различные блага; надежда уверяет его, что эти блага предназначены ему, и возбуждает в нем желание получения их для наследования спасения; любовь стремится овладеть сими благами, усвоить их и чрез них упрочить и само спасение человеку.
Таким образом, любовь христианская, совмещая в себе и веру и надежду, есть высшая добродетель христианская, есть соуз совершенства [2]; вера и надежда суть только спутники христианина в настоящей жизни, а любовь принадлежит вечности, где всю нескончаемую вечность христианин будет любить Бога и никогда не перестанет. Любы николиже отпадает… <…> Ныне же пребывают вера, надежда, любы, три сия: болши лее сих любы [3].
Свойства, или признаки, истинной любви к Богу
Страх Божий. Страх Божий бывает сыновний, когда истинно любящий Бога боится, чтобы не оскорбить чем-либо Бога, не сделать чего-либо противного Ему и чрез это не сделаться недостойным Его любви; рабский, когда человек исполняет заповеди Божии для того, чтобы не быть наказанным за нарушение их.
Благодарность Богу. Христианин, живо сознавая, что все, что он имеет, есть дар любви Божией, питает к Богу чувство искренней благодарности.
Послушание Богу. Оно есть ревностное, постоянное и точное исполнение воли Божией. Кто искренно любит Бога, тот ни о чем столько не заботится, как о том, чтобы исполнить заповеди Божии [4].
Ревность о славе Божией. Истинно любящий Бога не только сам постоянно и тщательно исполняет волю Божию, но и всячески заботится о том, чтобы и другие, на которых он может так или иначе действовать, столь же тщательно и точно исполняли волю Божию; поэтому он увещевает, вразумляет, обличает и, когда может, наказывает противящихся воле Божией.
Свойства, противные любви к Богу
Самолюбие, когда вся любовь обращается к себе одному.
Неблагодарность к Богу за дары Божии, как будто они не Его, а наши собственные.
Любовь к твари вместо Творца.
Лицемерие и пустосвятство, делающее напоказ, без внутренних добрых расположений.
Ложная ревность, или фанатизм, когда из-за любимых мыслей и мнений, каковы бы они ни были, преследуют других до истязаний и смерти их2.
Источник: Святитель Иустин Полянский, епископ Уфимский и Мензелинский. Мысли на каждый день года. — М., Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2012.
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] См.: Иак. 2, 26.
[2] Кол. 3, 14.
[3] 1 Кор. 13, 8-13.
[4] См.: Ин. 14, 23.
Комментарии закрыты.