Православный календарь на 12 августа 2018 года
Неделя 11-я по Пятидесятнице. Поста нет. Глас 2-й
Апп. от 70-ти Силы, Силуана, Крискента, Епенета и Андроника (I); мч. Иоанна Воина (IV);прп. Анатолия II Оптинского, Младшего (1922).
Обретение мощей прп. Германа Соловецкого (1484); сщмчч. Полихрония, епископа Вавилонского, Пармения, Елимы и Хрисотеля, пресвитеров, Луки́ и Муко, диаконов, мчч. Авдона и Сенниса, князей Персидских, и мчч. Оли́мпия и Максима (ок. 251); сщмч. Валентина (Уалентина) Интерамского (Италийского), епископа, и трех учеников его мчч. Прокула, Ефива и Аполлония и прав. Авундия (ок. 273); Собор Самарских святых.
Сщмч. Иоанна Плотникова, диакона (1918).
Икона Божией Матери: Оконская.
ЖИТИЯ АПОСТОЛОВ ОТ 70-ТИ СИЛЫ, СИЛУАНА, КРИСКЕНТА, ЕПЕНЕТА И АНДРОНИКА
Апостол от 70-ти святой Сила был в первоначальной Иерусалимской Церкви мужем уважаемым, «начальствующим между братиями» (Деян.15:22). После состоявшегося в Иерусалиме в 51 году Собора апостолов по вопросу о необходимости соблюдения Моисеева закона христианами из язычников апостолы отправили послание антиохийским христианам через апостолов Павла и Варнаву, в котором сообщали, что решением Собора христиане из язычников освобождались от соблюдения предписаний Моисеева закона. Было постановлено для них воздерживаться от вкушения идоложертвенного, от блуда, от удавленины и крови и не делать другим того, чего себе не желают (Деян.15:20-29). Вместе с апостолами Павлом и Варнавой в Антиохию были посланы Собором члены Иерусалимской Церкви святые Сила и Иуда для разъяснения послания словесно, что они оба и исполнили при содействии благодати Святого Духа. Затем святой Иуда был отпущен в Иерусалим, а святой Сила остался в Антиохии и ревностно помогал апостолу языков в его миссионерских путешествиях с Евангельской проповедью. Апостолы посетили Сирию, Киликию, Македонию.
В городе Филиппах их обвинили в том, что они возмущают народ, за что святых апостолов схватили, били палками, а затем бросили в темницу. В полночь, когда святые апостолы Павел и Сила молились, внезапно произошло сильное землетрясение, оковы спали с них и двери темницы растворились. Темничный сторож, испугавшись, что узники бежали, хотел покончить с собой, но был удержан апостолом Павлом. Тогда, с трепетом припав к ногам апостолов, он с верой принял от них благовестие о Христе, вывел их из темницы, привел в свой дом, омыл их раны и крестился со всеми своими домашними.
Из Филипп апостолы Павел и Сила пошли в города Амфиполь, Аполлонию и Солунь, приобретая в каждом городе новых учеников Христовых и утверждая Церкви.
В Коринфе святой апостол Сила был рукоположен во епископа, там он, совершив многие знамения и чудеса, кончил свою жизнь.
Святой апостол Силуан проповедовал Слово Божие вместе с верховными апостолами Петром и Павлом. В 1-м Соборном Послании святой апостол Петр упоминает о нем: «Сие кратко написал я вам через Силуана, верного, как думаю, вашего брата» (1Пет.5:12). Святой Силуан был поставлен епископом в Солунь и там мученически скончался, претерпев много скорбей и напастей ради Господа.
О святом апостоле Крискенте упоминает святой апостол Павел во 2-м Послании к Тимофею (2Тим.4:10), говоря, что Крискент пошел с проповедью в Галатию. Там он был поставлен епископом, а затем проповедовал Слово Божие в Галлии. В городе Виенне апостол Крискент поставил епископом своего ученика Захарию. Возвратившись в Галатию, он мученически скончался при царе Траяне (98–117).
Святой апостол Епенет был поставлен епископом в Карфаген. В Послании к Римлянам (Рим.16:5) святой апостол Павел пишет: «Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа». В том же Послании апостол Павел вспоминает и апостола Андроника: «Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа» (Рим.16:7). Святой апостол Андроник был епископом в Паноннии (память святых Андроника и Юнии 17 мая).
ЖИТИЕ МУЧЕНИКА ИОАННА ВОИНА
Святой мученик Иоанн Воин служил в императорском войске Юлиана Отступника (361–363). Наряду с другими воинами его посылали преследовать и убивать христиан. Оставаясь внешне гонителем, святой Иоанн на деле оказывал гонимым христианам большую помощь: тех, которые были схвачены, освобождал, других предупреждал о грозящей им опасности, содействовал их побегу. Святой Иоанн оказывал милосердие не только христианам, но и всем бедствующим и требующим помощи: посещал больных, утешал скорбящих. Когда Юлиан Отступник узнал о действиях святого, то заключил его в темницу. В 363 году император был убит на войне с персами. Святой Иоанн вышел на свободу и посвятил свою жизнь служению ближним, жил в святости и чистоте. Скончался он в глубокой старости.
Год кончины его точно не известен, место погребения святого Иоанна Воина постепенно было забыто. Он явился одной благочестивой женщине и указал место своего упокоения. Оно стало известно в этом округе. Обретенные его мощи были положены в церкви апостола Иоанна Богослова в Константинополе. Господь даровал святым мощам Иоанна Воина благодатную силу исцеления. По молитвам святого Иоанна получают утешение обиженные и скорбящие. В Русской Церкви Иоанн Воин свято чтится как великий помощник в скорбях и в различных житейских обстояниях.
Преподобный Анатолий Оптинский -младший
С юных лет преподобный Анатолий стремился к духовной жизни, но мать не отпускала его в монастырь, и только после ее смерти, 15 февраля 1885 года, когда ему было уже тридцать лет, пришел в Оптину пустынь калужский приказчик Александр Потапов. Вскоре брата Александра благословили быть келейником у преподобного старца Амвросия. Уже в эту пору открылся у преподобного Анатолия дар любви, сострадания, прозорливости.
Приняв монашеский постриг 3 июня 1895 года, он постепенно входил в старческий труд и после кончины старцев преподобного Иосифа и преподобного Варсонофия вместе с преподобным Нектарием стал продолжателем старческого духовного делания. Старцы не отвергают никого, но так уж сложилось, что к преподобному Нектарию стремились монашествующие и интеллигенция, а к преподобному Анатолию шел простой люд со своими хлопотами и жалобами, скорбями и болезнями.
Всегда смиренный и никогда не унывающий – в народе его ласково называли «утешителем», а еще – «вторым Серафимом». И действительно, та же любовь, радостный и светлый лик, всего несколько мудрых слов, простой подарок… А главное – совершенно особая атмосфера, царившая вокруг старца, оказавшись в которой, человек чувствовал себя как бы «побывавшим под благодатным золотым дождем».
На благословение к старцу, на соборование, на исповедь всегда стекалось множество людей. Из братского корпуса старцу Анатолию пришлось перейти в притвор Владимирского храма. И часто приходилось видеть такую картину: в монастыре полное затишье, не видно даже монахов, а Владимирская церковь открыта и полна народу. Батюшка принимал всех без ограничения времени, несмотря на бесконечную усталость, на мучительную боль от ущемления грыжи, боли в кровоточивших ногах. Одно время он вообще не ложился спать, позволяя себе вздремнуть лишь на утрени, во время чтения кафизм. Преподобный был всегда приветливым, постоянно ласковым, сердечным, готовым всегда отдать себя тому, кто приходил к нему с той или иной нуждой или скорбью.
Однажды пришел к преподобному попавший в затруднительное положение крестьянин, оставшийся с семьей без крыши над головой, имея за душой лишь 50 рублей денег. Ему неоткуда было получить помощь. От горя он впал в отчаяние, по-деревенски закручинился и первым делом решил пропить эти деньги, оставить жену с ребятишками, а самому идти в Москву в работники. Но недаром говорят: утро вечера мудренее. Наутро первая мысль в голову: «Сходи к старцу Анатолию», да и только. И пошел. Подходит под благословение, старец благословляет, как будто в лоб два раза ударяет, и кладет благословение медленно, чинно, а крестьянин и говорит: «Погибаю я, батюшка, хоть совсем умирай» – «Что так?» – «Да вот, так и так…» – и все рассказал крестьянин старцу. Старец Анатолий еще раз благословил его и сказал: «Не падай духом, через три недели в свой дом войдешь». Так оно и случилось, помог ему Господь и дом построить, и другим человеком стать.
Преподобный Анатолий любил Россию, русский народ и предсказывал: «Будет шторм. И русский корабль будет разбит. Но ведь и на щепках и на обломках люди спасаются. Не все погибнут… А потом будет явлено великое чудо Божие, и все щепки и обломки соберутся и соединятся, и снова явится великий корабль во всей своей красе! И пойдет он путем, Богом предназначенным!»
Но сначала Оптиной и ее последним старцам предстояло вместе с Россией взойти на свою Голгофу. Преподобный Анатолий писал одному из духовных чад, готовя к предстоящему: «Бойся Господа, сын мой, бойся потерять уготованный тебе венец, стой в вере и, если нужно, терпи изгнание и другие скорби, ибо с тобой будет Господь».
После закрытия Оптиной пришли с обыском и к преподобному Анатолию, вытащили из келлии то немногое, что он не успел еще раздать чадам. За обыском последовал арест. Больного старца повезли в тюрьму, но по дороге его состояние ухудшилось, и он оказался в больнице, где ему, как тифозному, тут же остригли волосы и бороду. Когда же выяснилось, что его по ошибке приняли за тифозного больного, врач отпустил его. Вернулся он обитель измученный, еле живой, но со светлой улыбкой благодарением Господу на устах.
29 июля 1922 года в монастырь нагрянула комиссия ГПУ. Начались допросы. Готовились к аресту умирающего старца. Он не противился, только попросил себе отсрочки на сутки, чтобы приготовиться. Келейнику отцу Варнаве грубо приказали к завтрашнему утру приготовить старца к отъезду. Воцарилась тишина, старец стал готовиться в путь.
Ночью ему стало худо. Позвали доктора, но тот не нашел ничего, угрожающего жизни. Под утро келейник нашел старца стоящим на коленях. Войдя в келию через несколько минут, отец Варнава понял, что старец Анатолий тихо отошел ко Господу.
Наутро приехала комиссия. Вышли из машины: «Старец готов?» – «Да, готов», – ответил отец Варнава. И впустил их в келлию. Там, на столе, в гробу лежал «приготовившийся» почивший старец. Господь принял готового Своего раба в ночь на 30 июля/12 августа 1922 года. «Честна пред Господем смерть преподобных Его» (Пс.115:6).
Его погребли возле могилки преподобного Амвросия, на том самом месте, где он долго стоял за две недели до смерти, повторял: «А тут ведь вполне можно положить еще одного. Как раз место для одной могилки. Да, да, как раз…»
«Положись на волю Господню, и Господь не посрамит тебя… Пред кончиною своею будешь благодарить Бога не за радости и счастье, а за горе и страдания, и чем больше их было в твоей жизни, тем легче будешь умирать, тем легче будет душа твоя возноситься к Богу», – так учил своих чад преподобный Анатолий и жизнью своей, и блаженной кончиной.
КРАТКОЕ ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО ГЕРМАНА СОЛОВЕЦКОГО
Преподобный Герман Соловецкий был родом из города Тотьмы Пермской епархии. Раньше других иноков он побывал на Соловках. Возможно, он посещал Соловецкие острова в 1428 году с поморами, но в одиночестве не решился там жить. Он вернулся на Поморский берег и остался при часовне в селении Сорока на реке Выг, где встретил преподобного Савватия.
В 1429 году подвижники переселились на пустынный Соловецкий остров и провели около шести лет в трудах, посте и молитве. Повседневный труд и составлял главный подвиг преподобного Германа. В 1435 году, когда почил преподобный Савватий, инок Герман ненадолго вернулся на материк и встретил пустынника Зосиму. В 1436 году они достигли Большого Соловецкого острова и вскоре основали общежительный монастырь.
Подвижник Герман более 40 лет трудился в обители при игумене Зосиме. Не оставляя подвига молитвенного, он совершал морские переходы, преодолевал в будничных трудах природные тяготы северного края, вместе с братией возводил храмы. Устные повествования старца Германа о соловецких подвижниках Савватии и Зосиме, записанные по его просьбе, были позднее использованы при составлении их жития.
В 1479 году преподобный Герман, исполняя поручение игумена Арсения, преемника преподобного Зосимы, поехал в Новгород. Болезнь не позволила ему вернуться на острова. В обители святого Антония Римлянина подвижник причастился Святых Христовых Тайн и мирно предал душу свою Богу. Соловецкие иноки не смогли отвезти его тело в монастырь из-за распутицы на дорогах и совершили погребение в веси Ховроньиной на берегу реки Свири.
Через пять лет, при игумене Исаии, братия перенесли святые мощи преподобного Германа в Соловецкую обитель и положили рядом с мощами преподобного Савватия. Позднее над местом погребения преподобного Германа была поставлена часовня, а в 1860 году построена каменная церковь, освященная в его честь.
С 1692 года по благословению патриарха Иоакима установлено церковное почитание преподобного Германа.
Ныне святые мощи основателей обители преподобных Зосимы, Савватия и Германа, Соловецких чудотворцев покоятся в церкви Благовещения Пресвятой Богородицы.
ЖИТИЯ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКОВ ПОЛИХРОНИЯ, ЕПИСКОПА, ПАРМЕНИЯ, ЕЛИМЫ, ХРИСОТЕЛЯ, ПРЕСВИТЕРОВ, ЛУКИ, МУКО, ДИАКОНОВ, МУЧЕНИКОВ АВДОНА, СЕННИСА, ОЛИМПИЯ И МАКСИМА
Священномученик Полихроний, епископ Вавилонский, пресвитеры Пармений, Елим, Хрисотель, диаконы Лука и Муко, святые мученики Авдон и Сеннис, князья Персидские, и святые мученики Олимпий и Максим пострадали в III веке во время гонения на христиан императора Декия (249–251). Декий, победив персов и овладев их страной, нашел там много христиан и начал их преследовать. Вавилонский епископ, святой Полихроний, его пресвитеры Пармений, Елим, Хрисотель и два диакона, Лука и Муко, были схвачены и приведены к императору. Тот приказал им принести жертву идолам. Но святой Полихроний смело отвечал Декию: «Мы самих себя приносим в жертву Господу нашему Иисусу Христу, а вашим ничтожным идолам, сделанным человеческими руками, никогда не поклонимся». За эти слова разгневанный Декий бросил исповедников в темницу. При вторичном допросе святой Полихроний стоял молча. Тогда Декий сказал пресвитерам: «Начальник ваш онемел». Святой Пармений возразил: «Святой епископ не онемел, но не хочет осквернять своих чистых уст и „метать бисер пред свиньями“» (Мф.7:6). Раздраженный Декий велел отрезать язык святому Пармению за эти слова. Несмотря на это, Пармений, обратившись к святителю Полихронию, ясно произнес: «Молись за меня, отче, я вижу на тебе Духа Святого». По приказанию Декия святого епископа Полихрония стали бить камнем по устам, и он, подняв глаза свои к небу, испустил дух. Тело его осталось лежать перед храмом Сатурна. Ночью пришли два персидских князя, Авдон и Сеннис, тайные христиане, и погребли тело святого мученика возле городской стены.
Вскоре Декий отправился в город Кордулу (Кордуену) и приказал вести за собой трех пресвитеров и двух диаконов. В Кордуле он снова принуждал мучеников принести жертву идолам, но святой Пармений, несмотря на отрезанный язык, громко и твердо отвечал за всех отказом.
Декий, считая, что святой Пармений говорит без языка силой волшебства, приказал усилить муки и жечь исповедников огнем. В это время послышался Голос с неба: «Приидите ко Мне, смиренные сердцем». Декий счел и этот голос действием волшебства и приказал отсечь мученикам головы. Персидские князья Авдон и Сеннис ночью похитили тела мучеников и погребли в своем селе близ Кордулы. Об этом было донесено Декию. Князей схватили и привели к императору. Тот, видя их твердость и мужественное исповедание Христа, повелел заключить святых князей в темницу. Святые радовались и славили Бога за такую участь.
В тот же день другие два перса, Олимпий и Максим, были приведены к Декию как христиане. За смелое исповедание веры во Христа святые мученики после жестоких истязаний были усечены мечом. Пять дней тела их лежали непогребенными, но на шестой день христиане тайно ночью погребли останки их с честью.
Возвращаясь в Рим, Декий повел с собой Авдона и Сенниса в оковах. В Риме, призвав жреца, Декий приказал святым принести жертву богам, обещая свободу и почести. Святые мученики ответили: «Мы только себя приносим в жертву Богу нашему Иисусу Христу, своим же богам ты сам приноси жертву». Тогда Декий осудил их на съедение зверям. Выпущенные на них два льва, а затем четыре медведя не коснулись святых мучеников и легли у их ног. Тогда Авдона и Сенниса зарубили мечами. Тела их лежали три дня перед идолом для устрашения христиан. Ночью тайный христианин, именем Кирин, взял тела мучеников и похоронил в своем доме. Святые мученики Авдон и Сеннис пострадали в 251 году. Мощи их хранятся в церкви святого Марка в Риме.
ЖИТИЯ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ВАЛЕНТИНА, ЕПИСКОПА, МУЧЕНИКОВ ПРОКУЛА, ЕФИВА, АПОЛЛОНИЯ И ПРАВЕДНОГО АВУНДИЯ
Святой Валентин был епископом города Интерамны в Умбрии (Италия). Он сподобился от Бога дара врачевать болезни, призывая имя Господа Иисуса Христа. В правление императора Аврелиана (270–275 гг.) три юноши, Прокул, Ефив и Аполлоний, пришли из Афин в Рим для изучения наук и поселились в доме своего наставника Кратона. Сын Кратона, Хоримон, повредил себе спину, которая согнулась так, что юноша не мог выпрямиться. Три года он обращался к разным врачам, но безрезультатно. Наконец Кратон пригласил епископа Валентина помолиться за его больного сына.
Придя в Рим, святитель затворился с юношей в комнате и усердно молился всю ночь. На следующее утро юноша вышел из комнаты совершенно здоровым. Весть об этом чуде распространилась в Риме, и многие стали обращаться к христианской вере, в том числе и сын градоначальника по имени Авундий. Градоначальник, язычник-фанатик, весь свой гнев обратил на святителя Валентина. Валентина стали принуждать отречься от веры и поклониться идолам. Не добившись успеха, они бросили его в тюрьму. Здесь его стали навещать ученики Кратона, которые приняли христианство. Но вскоре святому Валентину отсекли голову. После него пострадали также и ученики Кратона: Прокул, Ефив и Аполлоний – за распространение христианской веры. Авундий похоронил их при гробе священномученика Валентина.
Собор Самарских святых
Святитель Алексий, митрополит Московский и всея России, чудотворец
В 1354 году, проплывая по Волге на пути в Золотую Орду, святитель Алексий остановился у впадения реки Самары в реку Волгу, где в уединенной келлии проживал старец-схимник, имя которого неизвестно. Святитель предсказал, что на сем месте возникнет град великий, в котором просияет благочестие и град сей во веки разорен не будет. Святитель Алексий является небесным покровителем города Самары, в его память был освящен придел в первом Кафедральном соборе города Самары – Вознесенском, построена часовня на месте посещения святителя. День памяти святителя Алексия является Днем города Самары.
Священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий
Родился 1 января 1848 года, в 1888 году рукоположен во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. В 1881–1892 гг. – епископ Самарский и Ставропольский. По прибытии на кафедру святитель столкнулся с эпидемией холеры и сильным неурожаем, повлекшим голод для многих людей. Святитель Владимир явился в тяжелую минуту нравственной опорой для страждущих. Им был учрежден епархиальный комитет взаимопомощи, организован сбор пожертвований пострадавшим, открыты бесплатные столовые. Владыка Владимир подавал личный пример в напутствовании умирающих, призывал свою паству к покаянию и милосердию. В 1892–1898 гг. – экзарх Грузии, в 1898–1912 гг. – митрополит Московский и Коломенский, в 1912–1915 гг. – митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, с 1915 г. – митрополит Киевский и Галицкий. 25 января 1918 года принял мученическую смерть от рук красноармейцев. Канонизирован Архиерейским собором 1992 года.
Священномученик Вениамин, митрополит Петроградский и Гдовский
Родился 17 апреля 1874 года. В 1896 году рукоположен в сан иеромонаха, 1902–1905 годах – ректор Самарской Духовной Семинарии. Священномученик Вениамин большое внимание уделял духовно-нравственному воспитанию семинаристов, установил обязательную череду при семинарском храме, во внеучебное время проводил пастырские беседы с учащимися. Большое внимание отец-ректор уделял паломническим поездкам семинаристов по святым местам, организовывал регулярные выезды в села губернии, где проводились катехизаторские чтения и семинаристы учились проведению проповедей и пастырскому окормлению населения. С 1905 года – ректор Санкт-Петербургской Духовной Семинарии. В 1910 году рукоположен во епископа Гдовского, викария Санкт-Петербургской епархии, с 1917 митрополит Санкт-Петербургский и Гдовский. 29 мая 1922 года арестован по обвинению в сопротивлении изъятию церковных ценностей. 13 августа 1922 года принял мученическую смерть за Христа. Канонизирован Архиерейским собором 1992 года.
Священномученик Анатолий (Грисюк), митрополит Одесский
Родился 20 августа 1880 года. В 1913 году рукоположен во епископа Чистопольского, викария Казанской епархии, и назначен ректором Казанской Духовной Академии. С 1922 г. – епископ, а с 1923 г. – архиепископ Самарский. Противодействовал обновленческому расколу, за что был арестован в 1923 году и сослан на 3 года в Туркмению. С 1928 года – архиепископ, а с 1932 года – митрополит Одесский. Арестован 8 августа 1936 года и приговорен к 5 годам заключения в концлагере. 23 января 1938 года умер от отека легкого и непосильной работы. Канонизирован Архиерейским собором Украинской Православной Церкви.
Священномученик Александр (Трапицын), архиепископ Самарский
Родился 29 августа 1862 года. В 1888 году окончил Казанскую Духовную Академию и в 1889 году был рукоположен в сан священника Всесвятской церкви города Вятки. В 1900 году, будучи инспектором Вятской Духовной семинарии, овдовел и принял монашеский постриг. В 1904 году рукоположен в епископа Муромского, викария Владимирской епархии. С 1912 года – епископ Вологодский. В 1921 году смещен с кафедры и находился в ссылке. В 1928–1933 годах – архиепископ Самарский. Активно противодействовал обновленческому расколу, совершал частные богослужения в городах и селах епархии, за которыми рукополагал в священный сан достойных кандидатов из числа грамотных крестьян. Стремясь сохранить монашество, совершал тайные постриги и оказывал помощь сосланным и гонимым. В 1933 году арестован и приговорен к трем годам заключения в лагере. В 1936 году вернулся в Самару, где организовал тайную семинарию для подготовки священнослужителей из числа интеллигенции, которая в документах НКВД именовалась «Институт научного тайного духовенства». 29 ноября 1937 года арестован с группой самарских священников по обвинению контрреволюционной деятельности. Несмотря на пытки и истязания, виновным себя не признал. 30 декабря 1937 года тройкой УНКВД по Куйбышевской области, был приговорен к расстрелу. 14 января 1938 года принял мученическую смерть за Христа. Вместе с ним были расстреляны самарские священники:
священник Александр Иванов (1866–1938);
священник Александр Органов (1873–1938);
священник Василий Витевский (1873–1938);
священник Вячеслав Инфантов (1883–1938);
священник Иаков Алферов (1878–1938);
священник Иоанн Смирнов (1873–1938);
священник Иоанн Сульдин (1880–1938);
священник Трофим Мячин (1888–1938).
Все они были канонизированы Архиерейским Юбилейными собором 2000 года.
Священномученик Алексий (Орлов), архиепископ Омский
(8.02.1862, Самара – 4.09.1937, близ Чимкента). Память 22 августа и в Соборе новомучеников и исповедников Российских.
Окончил СПб. Духовную академию со степенью кандидата богословия, 16 августа 1895 г. рукоположен во священника. В сане протоиерея служил в Самаре. Овдовел. 3 июня 1923 г. хиротонисан во епископа Бугульминского, викария Самарской епархии. В конце 1923 г. уклонился в обновленчество. В 1924 г. принес покаяние, назначен епископом Курганским, викарием Тобольской епархии. С 16 сентября 1927 – епископ Малмыжский, викарий Сарапульской Ижевской епархии. В 1931 г. был на Енотаевской, Сызранской и Омской кафедрах. 11 августа 1933 г. стал архиепископом. 24 апреля 1935 г. – арест, приговорен к пяти годам ссылки в Казахстан. В г. Мирзоян помог организовать «староцерковную общину». 15 мая 1937 г. – арест и заключение. На допросах вины не признал, показаний на других не дал. Расстрелян. Прославлен Архиер. Соб. РПЦ 2000 г.
Священномученик Августин (Беляев Александр Александрович), архиепископ Калужский и Боровский
(26.02.1886 – 19.11.1937) Родился в семье священника, окончил Казанскую духовную академию в 1911 г. В 1923 г. хиротонисан в епископа Ивано-Вознесенского.
С 1 апреля 1930 г. епископ Сызранский. С начала своего служения на Сызранской кафедре еп. Августин пользовался огромным авторитетом среди верующих, объединил вокруг себя все духовенство, являясь заботливым отцом и мудрым архипастырем, что не понравилось местной власти, нашедшей повод для ареста архиерея. 21 февраля 1931 г. ОГПУ арестовало преосвященного Августина и с ним 16 священников, 1 монаха и 39 мирян, обвинив их в антисоветской деятельности, в помощи находящимся в ссылке верующим, пропаганде монархических устоев Тихоновской церкви и в протесте против закрытия храмов. В обвинительном заключении роль епископа Августина характеризовалась следующим образом: с появлением на Сызранской кафедре епископа Августина церковная жизнь почувствовала в нем крепкую опору старых традиций. Приговорен к 3 годам заключения в Свирлаге, расстрелян 19 ноября 1937 года по приговору тройки УНКВД Потульской области. Канонизирован к общему церковному почитанию Арх. Собором 2000 г.
Священномученник Константин Сухов
Родился в 1867 году. Служил в Христорождественском храме села Царевщина, затем в Спасо-Вознесенском соборе г. Бугуруслана, который тогда входил в Самарскую губернию. Был любим за горячую проповедь слова Божьего, за добрый и отзывчивый нрав, за неутомимую миссионерскую и просветительскую деятельность. Как представитель от духовенства в Земском собрании неустанно заботился о духовном и физическом здоровье народа, о его благополучии. В годы всенародной смуты смело выступал против злодеяний безбожной власти. 22 октября (по новому стилю) 1918 года был взят солдатами за Божественной литургией и расстрелян недалеко от Спасо-Вознесенского собора.
17 июля 2001 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских XX века.
Священномученик Нифонт (Выблов), иеромонах
Родился в 1882 в г. Ейске. В 1913 г. учился в миссионерской школе в с. Подлесное Хвалынского уезда Саратовской губернии. Пострижен в монашество и рукоположен в сан иеромонаха в г. Хвалынске. С 1925 по 1930 гг. служил в храме села Березовый хутор. 28 декабря 1930 г. был арестован и заключен в тюрьму г. Сызрань. Обвинение в свой адрес не признал. Скончался 30 августа 1931 г. в Сызранской тюрьме. Прославлен Арх. Собором 2000 г. Память празднуется 10 ноября.
Мученик Александр Антонович Медем
(1870(7) ? – 1.04.1931, Сызрань). Память 10 ноября и в Соборе новомучеников и исповедников Российских.
В 1928 г. арестован и сослан в Сызрань, где был духовным чадом сщмч. иером. Нифонта (Выблова).
В декабре 1930 г. арестован по делу Сызранского еп. сщмч. Августина (Беляева). На допросах мч. Александр держался с большой выдержкой и достоинством, несмотря на тяжелую болезнь, никого не назвал.
В начале 1931 г. скончался от туберкулеза в тюремной больнице. Прославлен Архиер. Соб. РПЦ 2000 г.
Преподобный Варсонофий Оптинский (Плеханков Павел Иванович)
Прославлен в Соборе оптинских старцев, родился и провел детские годы в Самаре.
Праведный Александр Юнгеров, протоиерей
Протоиерей Александр Юнгеров родился в 1821 году, рукоположен в сан священника в 1842 году. С 1843–1881 гг. – настоятель Свято-Троицкой церкви с. Балаково. Был замечательным проповедником и вернул в лоно церкви многих раскольников. Был известен строгой аскетической жизнью и имел дар слезной, сердечной молитвы. С 1881 года духовник Чагринского Покровского женского монастыря Самарской губернии и за время служения в нем показал себя ревностным пастырем, утешавшим молитвой и наставлением сотни приходивших к нему людей. Имел от Господа дар чудотворения, известно более десяти чудесных исцелений в годы его жизни и в первые годы после смерти. Был хорошо известен св. прав. Иоанну Кронштадтскому, который благословлял самарских паломников по всем вопросам духовной жизни обращаться к протоиерею Александру Юнгерову. Старец скончался в 1910 году, над его могилой была устроена часовня, которую посещали многие паломники, обретая душевное и телесное исцеление.
22 июня 2000 года состоялось обретение мощей старца и они были перенесены в Самарский Иверский женский монастырь. В 2001 году определением Священного Синода праведный Александр прославлен как местночтимый святой Самарской епархии.
Святой праведный Петр Чагринский
Благочестивый мирянин Петр Иванович Колпаков родился в 1856 году в селе Чагры Ставропольского уезда Самарской губернии. На протяжении своей жизни отличался глубокой верой подлинным христианским смирением. Вел аскетический образ жизни, не вкушая мяса и вина, соблюдая три постных дня в неделю. В свободное от сельских трудов время утешал скорбящих, проповедуя слово Божие, призывая к покаянию и благочестивой, воздержанной жизни. Был отмечен даром чудотворения. Когда начались гонения на Церковь, призывал людей стоять за православную веру и укреплял малодушных. Старец Петр скончался в 1925 году.
На основании народного почитания и многочисленных чудес, совершенных по его молитвам, в 1999 году по благословению святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия II была совершена его канонизация как местночтимого святого Самарской епархии.
Свято чтимая икона, именуемая Оконской
Свято чтимая икона, именуемая Оконской, находится в селе Лыскове Нижегородской губернии. Среди местных жителей она пользуется большим почитанием как чудотворная.
Местные жители неоднократно получали от Оконской иконы Богоматери исцеления от различных телесных недугов. Рассказывают, что одна крестьянка, лишившаяся своего мужа и вследствие этого принужденная исполнять все крестьянские работы для поддержания своего хозяйства и семьи, во время полевых работ неожиданно заболела. Сначала она почувствовала отверделость пальцев в ногах и руках, а через несколько дней лишилась способности владеть ногами и стала чувствовать невыносимую ломоту в руках. Находясь в таком положении, она сначала стала лечиться от своей болезни домашними средствами, но когда увидела всю бесполезность этого лечения, обратилась с горячей молитвой к Богоматери и получила исцеление. Постепенно боль в руках стала ослабевать, и возвращалась способность владеть ногами. Через недели полторы она уже свободно исполняла все крестьянские работы.
Действие происходит в доме крестьянки, что хорошо видно и на самой иконе.
Крестьянка молилась перед образом пресвятой Богородицы и получила исцеление. В словах Пресвятой Богородицы упрек в том, что крестьянка начала свое лечение с домашних снадобий, а только потом обратилась с молитвой ко Господу и Пресвятой Богородице. Деревня, в которой произошло данное чудо, находилась недалеко от Тихвинского монастыря и крестьянка молилась, возможно, перед Тихвинской иконой Богоматери.
Комментарии закрыты.