- 12.09.2018
- 0 комментариев
- Татиана
- Рубрика: Видеожития святыхМузыкаПраздники святой ЦерквиСлово

Святому благоверному князю Александру Невскому
Святому благоверному князю Александру Невскому
Великой Руси воеводо,
Измлада Христа возлюбив,
Отечеству и народу
Неленостно послужил.
Отринув утехи мирские
И путь ратоборца избрав,
Высокую доблесть и силу
Ты силой молитвы стяжал.
Всем православным на радость,
Была твоя жизнь чиста.
«Бог наш не в силе, а в правде»,-
Твои прорекли уста.
Ты — славы Господней причастник,
Себя от греха оградив,
Свои душевредные страсти
Молитвою победил.
Одерживал ты победы
В кровопролитных боях,
Несметное войско шведов
Мечом рассыпая в прах.
Земли свободителю Псковской,
Отечества Ольги святой,
Мятежных воев литовских
Изгнал из страны родной.
Чтоб Русь не топтали дерзко
Воев татарских тьмы,
Святой Александр Невский
С Ордой заключил мир.
Но инославным веру
Отцов своих не предав,
Восстал пред татарами смело.
И идолов их попрал.
Непобедимый воитель,
Главу пред врагом не склонив,
Стяжал в Небесах обитель,
Верно Христу послужив.
Да будем тебя мы достойны
В гонений на веру час!
О, Александре воине,
Услыши надежды глас!
Стихи Татианы Лазаренко
Музыка Сергия Бедусенко
Вокал: дуэт «Фавор»(С. Бедусенко и Е. Овсиенко)
Видеомонтаж Оксаны Беляевой

Святому благоверному князю Александру Невскому
Житие великого князя Александра
Великий князь родился 30 мая 1219 года в Переяславле-Залесском. Отцом его был Ярослав – младший сын Всеволода Большое Гнездо, прадедом – Владимир Мономах. Мать святого князя Александра Феодосия происходила из южно-русских князей и была наследницей их лучших качеств. Прадедом матери был князь Мстислав Храбрый, причисленный к лику святых, мощи которого находятся сейчас в Софийском соборе. Дед матери, Мстислав Мстиславич Удалой, в конце своей жизни стал схимником. С раннего детства св. князь принял благословение на ратное служение во Имя Бога. На третьем или четвертом году жизни совершался постриг в воины. Княжеских сыновей обычно постригали епископы. Обряд происходил в храме. Мальчика ставили перед царскими вратами, и над ним произносилась молитва, в которой испрашивалось благословение Божие. Затем постригались волосы в знак того, что дитя посвящается Богу. После совершения обряда отрока сажали на коня – это означало его будущую самостоятельность. В руки давали оружие, обыкновенно – лук со стрелами, что указывало на обязанность воина защищать родину от внешних врагов. Чин этот совершил постриженик Киево-Печерской лавры Симон, епископ Суздальский, в Спасо-Преображенском соборе города Переяславля, где проходило детство великого князя. С молодых лет князей учили грамоте, знакомили с Евангелием и Псалтирью. Юный Александр с юных лет отличался глубоким религиозным настроением и живым чувством долга. Серьезный не по летам характер его не позволял ему предаваться пустым забавам. Кроме чтения священных книг, любил он церковное пение. Кроме того, он изучал иностранные языки, в подлиннике читал античную литературу. Наряду с книжным воспитанием обращалось большое внимание и на воспитание физическое: езда верхом, стрельба из лука, владение другим оружием. Выдающимся событием в жизни князей было “посажение на стол” или “вокняжение”, происходившее в Софийском Новгородском соборе в 1236 году. Благословляя сына своего на княжение в Новгороде, Ярослав Всеволодович сказал ему: “Крест будет твоим хранителем и помощником, а меч – твоею грозою! Бог дал тебе старейшинство между братьями, а Новгород Великий – старейшее княжение во всей земле Русской!” Архипастырь, возложив руки на главу князя, молился Царю царей, чтобы он “из Своего жилища” благословил верного раба Своего Александра, укрепил его “силою свыше”, утвердил его на “престоле правды”, показал его доблестным защитником святой соборной церкви и сподобил его “небесного царства”. В 1239 году Александр вступил в брак, взяв в жены дочь полоцкого князя Брячислава Александру. Отец, Ярослав, благословил их при венчании святой чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери. Эта икона постоянно находилась при святом Александре, а затем была взята из Городецкого монастыря, где он скончался, его братом Василием Ярославичем Костромским и перенесена в Кострому. Было трудное время. С востока шли, уничтожая все на своем пути, монгольские орды, с запада угрожали крестоносцы, которые, воспользовавшись нашествием Батыя, вторглись в пределы Отечества. В 1240 году войско шведов на кораблях под командованием зятя шведского короля Биргера вторглось в Неву. Гордый швед прислал в Новгород к князю Александру гонцов со словами: “Если можешь, сопротивляйся – я уже здесь и пленяю твою землю”. Этот надменный вызов не смутил юного князя. Он пришел в Софийский собор, где вместе со святителем и новгородским народом горячо молился. Окончив молитву и приняв благословение от святителя Спиридона, вышел князь Александр из Софийского собора к своей дружине и новгородскому народу и обратился к ним со словами: “Братья! Не в силе Бог, а в правде!” Его святое воодушевление передалось дружине и народу. С небольшой дружиной, уповая на Бога, князь сразу же направился навстречу врагу. Перед битвой случилось чудное предзнаменование. Воин Пелгуй, во святом крещении Филипп, был в ночном дозоре. Он всю ночь провел без сна, следил за шведским войском, которое прибывало на кораблях по Неве до устья реки Ижоры, где высаживалось на сушу. Этот воин видел на рассвете 15 июля ладью, плывущую по Неве, и в ней святых князей мучеников Бориса и Глеба. И сказал Борис: “Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику нашему Александру”. Когда Пелгуй сообщил о видении прибывшему князю, святой Александр по благочестию своему повелел никому не говорить о чуде, а сам, ободренный, мужественно повел с молитвой войско на шведов, которые были застигнуты врасплох. Прежде чем враги успели опомниться, русские дружным натиском ударили на них. Как Божия гроза, впереди всех пронесся в середину врагов юный князь и с неукротимой отвагой бросился на Биргера и нанес ему тяжкий удар по лицу – “возложил ему печать на лицо”. Была страшная битва. Ангел Божий незримо помогал православному воинству. Когда наступило утро, на другом берегу реки Ижоры, куда не могли пройти русские воины, было обнаружено множество перебитых врагов. За эту победу на реке Неве, одержанную 15 июля 1240 года, народ назвал святого Александра Невским.
Комментарии закрыты.