- 10.10.2018
- 0 комментариев
- Рубрика: ПознаниеПутешествия и паломничеств
Свято-Тихоновский монастырь в Пенсильвании
Саут-Кейнан или Южный Ханаан (в английской транскрипции South Canaan) —тауншип в США на северо-востоке штата Пенсильвания в округе Уэйн с населением 1,7 тыс. жителей (2000), который обрел известность благодаря Свято-Тихоновскому монастырю, основанному здесь в 1905 году по благословению святителя Тихона, будущего Патриарха Московского, первому монастыря в АмерикВ этом монастыре принял монашество Митрополит Иона(Паффхаузен), бывший Предстоятель Православной Церкви в Америке. В 1938 году при монастыре открылась Свято-Тихоновская духовная семинария. В монастырской церкви святителя Тихона Задонского покоятся мощи святого праведного Алексия (Товта), одного из самых значимых православных американских миссионеров. Принадлежит Православной Церкви в Америке и обладает ставропигиальном статусом, подчиняясь непосредственно Митрополиту всея Америки и Канады.
Роль и значение русской духовной миссии в просвещении Америки воистине неоценима. Уже в XVIII веке Православие укрепилось на Западе молитвами и трудами постриженника Валаамского монастыря, преподобного Германа Аляскинского (+ 1837), а также святителя Иннокентия, митрополита Московского, просветителя Сибири и Америки (+ 1879). С острова Кадьяк (Аляска), где почивают нетленные мощи преподобного Германа, православная вера в Америке распространилась в Калифорнии, Техасе и Флориде. Чрезвычайно плодотворным был период, связанный с трудами архиепископа Тихона, будущего Патриарха Московского и всея Руси, благодаря которому и был основан Свято-Тихоновский монастырь в Пенсильвании, благополучно отметивший столетие со дня основания.
В поздравлении, направленном Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием в адрес митрополита Германа, пребывавшего в тот период главой Американской Православной Церкви в США и Канаде, и насельников обители, в частности, было отмечено:
«Эта обитель была основана Святителем Тихоном, Патриархом Всероссийским, в его бытность архипастырем и просветителем Северной Америки, и стала источником духовной поддержки, утешения и ободрения для многочисленных паломников. Одному Богу ведомо, для скольких людей монастырь стал местом встречи со Христом. За минувший век его насельники, гармонично сочетая молитву и труд, следовали своему призванию и древним монашеским традициям. Они преобразили монастырскую землю в благоухающий сад, исполненный плодов благодати Божией. Нынешнее возрождение духа и быта монашеского преемства, надеюсь, будет способствовать сохранению и приумножению в обители древних традиций монашеского делания. Прославленный в лике святых, основатель монастыря Святитель Тихон, верим, предстоит ныне перед Престолом Божиим, вознося свои молитвы о наших Церквах, странах и народах. Отрадно, что в наше непростое время всевозможных соблазнов и искушений этот монастырь по-прежнему остается местом, где ищущая, алчущая и жаждущая правды Христовой душа человеческая может обрести чистый и неиссякаемый источник спасительной веры православной».
Время показало, что молитвенное стояние и созидательный труд Русской духовной миссии в Америке были чрезвычайно плодотворными и принесли щедрую жатву. Ныне Американская Православная Церковь, получившая в 1970 году автокефалию от Русской Православной Церкви, имеет около тысячи приходов и насчитывает более миллиона прихожан. По количественному составу преимущественную часть их составляют выходцы из Восточной Европы, прежде всего русские, украинцы и карпатороссы, эмигрировавшие в Америку как много лет назад, так и в течение последних лет, — для них служба во многих приходах совершается на церковно-славянском языке. Прихожанами ПЦА являются также многочисленные греки, хотя необходимо отметить, что большинство греческих обителей и храмов в Америке находятся под юрисдикцией Греческой Православной Церкви, итальянцы, ирландцы, а также множество конвертированных в православие из протестантизм американцев. В качестве богослужебного языка в этих приходах используется сакральный английский. Предстоятелем Православной Церкви Америки является в настоящий момент митрополит Тихон, пришедший на смену ушедшего на покой митрополита Ионы(Пфайфера).
Одним из наиболее известных и почитаемых монастырей, находящихся под юрисдикцией этой Церкви, является Свято-Тихоновский.
Монастырь и учрежденная при нем Свято-Тихоновская семинария расположены в необъятных лесах Пенсильвании, в живописной местности, природа которой отчасти напоминает среднюю полосу России, а еще больше – дивный Закарпатский край. Очевидно, отчасти поэтому здесь и селились уходившие с родной земли от голода и преследований карпатороссы, принесшие в этот край свою древнюю веру, которой никогда не изменяли. Это – один из наиболее привлекательных уголков той самой «одноэтажной Америки», о которой мы писали выше. Всего лишь четыре часа езды, и целая Вечность отделяют обитель от столицы США Вашингтона и примерно столько же — от шумного, суетливого Нью-Йорка. Это – иная, сакральная Америка, где все подчиняется благодатной и непреложной воле Божией, а не прихотливой и непостоянной человеческой…
Здесь, кстати, находятся и греческие монастыри, основанные молитвами и трудами филофейского старца Ефрема (Мораитиса), которому мы посвятим отдельную главу, и храмы, построенные эмигрировавшими карпатороссами, о чем также будет сказано ниже.
Путешествуя по сакральным просторам Америки, невольно задумываешься над тем, что Землю нашу создал Единый Бог. Люди живут в разных частях света, и всех нас Господь любит одинаково, не переставая изливать на нас Свои милости. И везде есть Он – Человеколюбец. И здесь, в Америке, столь удаленной от России, Господь также посылает нам радость общения с Ним во святых таинствах, возрождая духовно. Благословляет нас единым сердцем и едиными устами славить Его во всех уголках Вселенной и возносить наши молитвы за Россию и Церковь Православную.
В 1902 году для служения в Алеутской и Североамериканской епархии Православной Церкви прибыл молодой иеромонах Арсений(Чаговцев), назначенный епископом Тихоном(Белавиным) настоятелем в Иоанно-Предтеченском приходе города Мелфилда. Отец Арсений исполнился благим намерением открыть в США первый православный монастырь, целью которого было бы предоставление новооткрывающимся приходам быстрорастущей епархии священников-монахов. Идея была очень актуальной, т.к. клириков катастрофически не хватало, и ее активно поддержали другие деятели Североамериканской миссии. Уже в 1903 году священник Александр Немоловский опубликовал в Американсклм Православном вестнике статью, в которой предложил основать в штате Пенсильвания православный монастырь и пастырскую семинарию при нём.15 мая 1905 года вопрос об устроении в США первого православного монастыря активно обсуждался на шестом съезде Русского православного кафолического общества взаимопомощи (ROCMAS) в Кливленде (штат Огайо). На съезде под председательством святителя Тихона было предложено устроить при монастыре сиротский приют. Русская эмиграция находилась в сложном положении. «Как трость, на ветру колеблемая», она была рассредоточена по Америке, разрознена и рассеяна. Подобно крохотным песчинкам в бурном урагане, люди увлекались в водоворот перемен. Рушились судьбы, сиротами оставались беззащитные дети. Нужно было как-то противостоять растущему злу. Эта идея была поддержана большинством делегатов, включая иеромонаха Арсения. Монастырь должен был стать отчим домом не только обездоленных детей, но и надежным приютом для иноков, нуждающихся в постоянном духовном обновлении. Жизненно нужен был монастырь также и для окормления людей верующих и тех, кого трудности эмигрантской жизни побудили искать истину в Боге.В качестве участка для строительства была предложена ферма в северо-западной части штата, рядом с городом Мейфилдом, где активно селились русинские эмигранты. Собор создал строительный комитет, в состав которого в частности вошли протоиерей Александр Хотовицкий, иеромонах Арсений, отец Джейсон Капанадзе, а также миряне-русины из Мейфилда и Уилксбери Феодор Бачна и Лука Тиер.
Архиепископ Тихон (Белавин) с радостью поддержал это начинание и внес первое пожертвование. Благодаря усилиям отца Арсения и стараниям архиепископа Тихона было найдено подходящее место – ферма Вагнеров в графстве Западный Уэйн, около деревни Южный Ханаан. Вдали от суетных городов, где земля была дорогой и приобрести ее эмигрантам было не по карману, на ферме неподалеку от Мейфилда, к этому времени сосредоточилась диаспора, появились православные русские люди, а также карпатороссы, которых привлекла местность, напоминавшая им их далекую родину.Архиепископ Тихон и иеромонах Арсений посетили ферму в Саут-Кейнане, и уже 26 июня 1905 года сделка состоялась: земля фермы площадью 82 акра была приобретена за 2580 долларов. 30 июля 1905 года викарным епископом Рафаилом(Хававини) был отслужен первый молебен в часовне уже действовавшего сиротского дома. Первая Божественная литургия на месте строительства монастыря и приюта была совершена епископом Рафаилом в сослужении иеромонаха Арсения и протоиерея Александра Хотовицкого прямо под открытым небом 31 июля. По благословению архиепископа Тихона, строителем общежительного мужского монастыря в честь святителя Тихона стал иеромонах Арсений. Собранием клириков и мирян было принято решение дать монастырю имя небесного покровителя архиепископа Тихона, приложившего много усилий для открытия обители — святителя Тихона Задонского. Люди, стремившиеся к строгой монашеской жизни и многочисленные паломники обрели здесь приют и покров.Позже в этом историческом месте была построена монастырская церковь.
17 (30) мая архиепископ Тихон вместе с епископом Рафаилом освятили храм в честь святителя Тихона Задонского. За службой пел хор из прихода Уилксберри, приехавший вместе с отцом Алексием(Товтом), впоследствии прославленном в лике святых. Отец Арсений был удостоен сана игумена. В декабре 1906 года было начато, а в мае завершено строительство келейного корпуса монастыря с находящейся при нем часовней. Уже летом 1906 года, в день памяти святителя Тихона Воронежского, состоялся первый монашеский постриг: рясофорный монах Андрей (Репелла) был пострижен в мантию с именем Антоний, а иеромонах Арсений был возведен в сан игумена. Вместе с паломниками на торжественное богослужение прибыли афонские святыни – икона Божией Матери «Скоропослушница» и образ св. Целителя Пантелеимона.В 1907 году на территории обители располагались: братский корпус с трапезным храмом во имя святого Тихона Задонского и приют для 15 сирот. В составе братии числились: игумен, два иеромонаха и семь послушников.
Архиепископ Тихон избрал это благословенное место для своей летней резиденции. Святитель любил литургическую жизнь и уединенность монастыря настолько, что приезжал в обитель как рядовой монах и участвовал в монашеской жизни наравне с другими насельниками. Его молитвенные труды падали на благодатную почву: в обитель стали притекать те, кто стремился к уединению, а также многочисленные паломники.
Непосредственно позади главного монастырского здания (в том месте, где сейчас расположена колокольня), планировалось построить кафедральный собор, однако воплотить в жизнь этот дерзновенный замысел так и не удалось. В 1907 году владыка Тихон был отозван в Россию. Его преемником стал архиепископ, впоследствии возведенный в сан митрополита, Платон (Рождественский). Он возвел на монастырской земле летнюю резиденцию для себя и последующих правящих епископов Северно-Американской миссии. Архиерейский дом расположился за зданием, где ныне находится семинария. По воспоминанию игумена Антония (Репелла), «владыка Платон приезжал не отдыхать, но подвизаться. Утром, в 5 часов, владыка уже был в церкви, стоя с четками посередине храма, перед иконой преподобного Серафима Саровского. Хотя богослужения в монастыре были очень продолжительными и для владыки ставили кресло, во время служб он всегда стоял и никогда не садился. Он горячо молился, и братия, видя владыку, также начинали усиленно молиться… Богослужения продолжались, и петь становилось некому, поскольку монахи расходились по послушаниям. Тогда владыка начинал петь сам, причем необычайно покаянно. Те, кто находился в такие моменты в храме, никогда этого не
забудут».
На территории монастыря много беседок. часовен, мест для уединенной молитвыВ 1908 году игумен Арсений вынужден был уехать из монастыря в связи с необходимостью продолжить свою миссию в Канаде, где впоследствии был воздвигнут на свещник епископского служения. Необходимо отметить, что к этому времени обитель обрела широкую известность во всей православной Америке. Сюда стекались многочисленные паломники, а со временем, стремясь провести в монастыре преклонные годы, стали приезжать ушедшие на покой архиереи, среди которых были и ставший впоследствии архиепископом Арсений, епископ Амфилохий, епископ Иоанн Аляскинский, епископ Николай (Велимирович). Святитель Николай отошел ко Господу, будучи ректором семинарии, и, в соответствии с его духовным завещанием, был погребен в монастыре. Правда, через некоторое время его останки были перезахоронены в другом месте. Свято-Тихоновский монастырь часто посещал в свою бытность молодым священником, затем архиереем, Митрополит Леонтий.
Одним из первых на монастырском кладбище похоронен святой АлексийТовт (+1909 год) Семь лет спустя его гроб был перенесён в специальный склеп за алтарной стеной монастырской церкви.
Алекси́й Товт (англ Alexis Toth, святой праведный Алекси́й Уилкс-Беррийский, англ.Saint Alexis of Wilkes-Barre; родился, близ Прешова, Венгрия, Австрийская им — 24 апреля (7 мая 1909, Уилксбери, Пенсильвания, США) Пресвитер Русской православной церкви в США, один из наиболее значимых американских православных миссионеров Канонизирован ПЦА (память совершается 7 мая) и во Львовской епархии УПЦ (память — в третью неделю по Пятидесятнице, в Соборе Галицких святых.
Родился 18 марта 1854 года в русинской семье греко-католического Георгия Товта и его супруги Цецилии близ Прешова, находившегося в то время на территории Австро-Венгрии. Крещён в приходе деревни Ольшавица, комитат Сепеш (ныне Словакия).Брат Алексея стал грекокатолическим священником, а дядя Николай был униатским епископом Прешова.
Начальное образование получил в местной школе и в восьмиклассной гимназии в Прешове, прошёл военную службу, учился в течение года в римо-католической семинарии в Эстергоме, закончил грекокатолическую семинарию в Ужгороде и богословский факультет в Прешовском университете. По окончании семинарии женился на дочери священника Розалии Михайлич. 18 апреля 1818 был рукоположён своим дядей епископом Прешовским Николаем (Товтом) в сан священника. Через год овдовел.В мае 1879 года назначен секретарём Прешовского епископа, заведующим епархиальной канцелярией и приютом для сирот. В 1881 году стал ректором грекокатолической семинарии в Прешове и профессором кафедры канонического права и церковной истории В ноябре 1889 года в ответ на запрос от грекокатолического прихода святой Марии из американского города Миннеаполиса (штат Миннесота) был направлен епископом Прешовским Иоанном (Валием) в США. Римско-католический архиепископ Джон Айрленд, в епархии которого находился грекокатолический приход, был сторонником американизации и унификации обряда Католической церкви в Америке, а также негативно относился к женатому священству, нелатинскому богослужению и к униатству как таковому. При встрече с отцом Алексием он отказал ему в праве служить на приходе, сославшись на то, что нужды униатского прихода в Миннеаполисе может удовлетворить соседний польский приход.
В течение 1891—1895 годах святой Алексий служил в Троицкой церкви Впадимирского прихода в Чикаго. Здание церкви построено в 1902—1903 годах архитектором Л. Г. Салливаном попечением священномученика Иоанна Кочурова, настоятеля прихода в 1895—1906 годах. Отец Алексий установил связь с другими грекокатолическими священниками, служившими в США и испытывавшими подобную дискриминацию со стороны римско-католического клира. В октябре 1890 года восемь из десяти американских священников грекокатолического обряда собрались в приходе города Уилкс-Берри (штат Пенсильвания). Они решили обратиться за поддержкой к грекокатолическим епископам, которые направили их на служение в США. Отец Алексий написал епископу Прешовскому. Однако переписка с ним не помогла пастве униатской общины. Архиепископ Джон Айрленд разместил в соседнем с грекокатолическим польском приходе заявление о том, что он не признаёт отца Алексия ни католиком, ни священником.
Грекокатолики обратились за помощью в Рим, но получили предписание о возвращении своих священников в Старый Свет.Узнав о таком распоряжении из Рима, отец Алексий созвал приходское собрание, где верующие предложили обратиться к православному епископу:Когда я всё это увидел и услышал, тогда решился на то, что давно уже жило в моём сердце, из-за чего душа болела у меня… быть православным… но как же?… Необходимо быть очень осторожным. Та несчастная уния — начало упадка и всего злого — очень прижилась у наших людей, 250 лет прошло, как это иго на наши шеи возложили!… Я горячо молил Бога, чтобы Он мне дал помощь и силу просветить моих тёмных верных… В том деле помогли мне сами прихожане. Когда я созвал своих прихожан, объяснил им своё печальное положение и заявил, что остаётся лишь лишить их, то некоторые из них заявили: — «нет, пойдём к русскому епископу, не вечно ж чужим кланяться!».
В феврале 1891 года в Сан-Франциско, где с 1872 года находился центр единственной на то время православной епархии Американского континента (Алеутской и Аляскинской епархии в составе Православной российской церкви), состоялась первая встреча отца Алексия Товта с русским епископом Владимиром (Соколовским-Автономовым). Через месяц епископ Владимир прибыл в Миннеаполис и 25 марта 1891 года присоединил отца Алексея со всем его приходом (361[6] или 405 чел.[8]) к Православной церкви. 14 июля 1892 года Святейший Синод Русской Церкви официально подтвердил принятие отца Алексея с прихожанами в состав Алеутской и Аляскинской епархии. Епископ Владимир назначил отца Алексия благочинным и поручил ему также приход в Чикаго. Приход отца Алексия стал первым православным приходом на всём пространстве между Сан-Франциско и Нью-Йорком.
Первое время отцу Алексию и его прихожанам пришлось столкнуться с открытой религиозной и национальной враждой. Его обвиняли в продаже своей веры и русинского первородства «москалям» за деньги. Однако отец Алексей полтора года вообще не получал жалования от Синода из России и, чтобы содержать себя, вынужден был работать в пекарне. Тем не менее, переход общины отца Алексия в православие послужил примером для многих униатских общин в США и Канаде.
При приходе в Миннеаполисе была открыта школа, преобразованная через несколько лет в миссионерскую. К концу XX века община в Миннеаполисе стала крупнейшим православным приходом США, насчитывающим около тысячи прихожан.В 1893—1909 годах отец Алексий был настоятелем церкви в Уилкс-Барре (штат Пенсильвания), ставшей центром его миссионерской деятельности среди униатов. Некоторое время занимал должность пенсильванского благочинного. По благословению правящих архиереев епископа Николая (Зиорова) (1891—1898), архиепископа Тихона(Беллавина).(1898—1907) и архиепископа Платона (Рождественского) (1907) проповедовал и вёл миссионерскую работу главным образом среди униатов-русинов. К 1898 году три униатских священника со своими общинами перешли в Православную церковь, а к 1909 годуболее 17 общин и около 20 тысяч униатов. При деятельном участии отца Алексия печатались различные церковные издания.В 1895 году для помощи вновь прибывшим в США иммигрантам, а также для консолидации разрозненных православных братств, отец Алексий инициировал создание Русского православного кафолического общества взаимопомощи (ROCMAS)[10]. Другими видными деятелями этого общества стали будущие священномученики Иоанн Кочуров и Александр Хотовицкий.Миссионерские труды отца Алексия не остались незамеченными в Русской Православной Церкви, он был награждён всеми наградами, которые может получить священник, в том числе митрой от Святейшего Синода, орденами святого Владимира и святой Анны от императора, а в 1907 году святитель Тихон (Беллавин) предложил ему стать епископом Русской православной греко-кафолической Церкви в Америке для русинов, но он отказался, сославшись на преклонный возраст.В 1909 году, незадолго до кончины, отец Алексий был возведён в сан протопресвитера. К концу 1908 года его здоровье стало ухудшаться, последние два месяца перед смертью он был прикован к постели и 24 апреля (7 мая) 1909 года скончался. Похоронен в Саут-Кейнане на кладбище старейшего на Американском континенте православного монастыря, построенного с его участием.
В результате миссионерской деятельности протопресвитера Алексия Товта после его кончины, в период до Второй мировой войны, в Америке и на родине святого, в Словакии, в православие перешли сотни тысяч униатов (только в Америке около 250 тысяч). При этом, в Америке они сформировали около 300 православных приходов. Таким образом, наибольший рост Русской православной греко-кафолической церкви в Америке был связан с обращением грекокатоликов. Поскольку переход святого Алексия в православную веру изначально был вызван конфликтом с католическим архиепископом Джоном Айрлендом, последнего в шутку называют «Отцом Православной Церкви в Америке», а движение по переходу в православие, которое охватило все слои униатов в Америке и длилось по некоторым оценкам с 1890 по 1914 года, — «движением Товта» или «схизмой Товта».При жизни святого Алексия изданы четыре книги его сочинений, статьи в Американском пра¬вославном вестнике, газете «Свет» и других изданиях, содержащие объяснения истин православного вероучения, размышления о том, как славяне должны жить в Америке. Статьи и книги святого были написаны простым, понятным для русинов языке, часто с употреблением поговорок и шуток.Самой известной книгой отца Алексия была «Где искать правду?» (англ. Where to Seek the Truth?), которая неоднократно переиздавалась на нескольких языках, служа для униатов православным катехизисом.Отец Алексей был ярким носителем карпаторусского национального самосознания. Как и все русины своего времени, был воспитан в любви к русскому православию и называл свою веру русской. Считал унию насильственной, а её принятие — причиной упадка русинской культуры.
Тропарь святому Алексию,глас 4 О праведне отче Алексие, / небесный наш ходатаю и учителю, / Божественное украшение Христовы Церкве, / Владыце всех молися / Веру Православную во Америце укрепити, / мир вселенней даровати // и душам нашим велию милость.
В 1916 году, через семь лет после кончины отца Алексия Товта, когда состоялось перезахоронение его тела в специальный склеп у главного храма Тихоновского монастыря, оно было обнаружено нетленным. В 1994 году гроб отца Алексия был открыт ещё раз, и снова его тело нашли нетленным. 29 мая 1994 года, ко 200-летию православия в Америке, отец Алексий был прославлен в лике святых Православной Церковью в Америке (день памяти — 7 мая) как исповедник и защитник Православия в Северной Америке. Его мощи перенесены из склепа за алтарной стеной монастырского храма в раку у иконостаса внутри храма.В честь святого Алексия были составлены богослужение, тропарь, кондак и акафист.
Ещё при жизни отца Алексия перешедшие из грекокатоличества карпатороссы называли его Батько, чего затем не удостаивался ни один из видных продолжателей его дела. В 2009 году в Православной церкви в Америке праздновалось 100-летие со дня преставления святого Алексия Товта. Особенно святой Алексий почитается в приходах, история которых связана с его миссионерской деятельностью. В США появляются храмы, посвящённые святому Алексию Товту (в частности, в Константинопольском Патриархате
В 2001 году святой Алексий Товт был прославлен в Соборе Галицких святых в Львовской епархии Украинской православной церкви (день памяти — неделя 3-я по Пятидесятнице). Почитается в Русской и Православной церкви Чешских земель и Словакии.На Закарпатье организуются православные молодёжные лагеря в честь святого Алексия. Частицы мощей святого Алексия можно встретить не только на территории США, но и в других странах (в России: храм св. вмц. Екатерины на Всполье (Москва), на Украине: храм св. вмч. Георгия (Львов).
Во время своего первого визита в Россию в качестве предстоятеля Православной Церкви в Америке Митрополит Иона в ознаменование 100-летия преставления святого Алексия 2009 года преподнёс в подарок Патриарху Московскому Кириллу икону святого с частицей его мощей.Митрополит Герман (Свайко), предыдущий предстоятель Православной Церкви в Америке, во время своего официального визита в Православную Церковь Чешских земель и Словакии в 2004 году передал частицы мощей святого Алексия нескольким храмам в Чехии и Словакии, преподнёс их также всем архиереям этой Поместной Церкви.
В 1915 году в обители был построен храм во имя Успения Пресвятой Богородицы. К сожалению, судьба храма драматична: в 1928 году в нем произошел пожар, уничтоживший его до основания. Вскоре началась «великая депрессия», возникли серьезные материальные трудности, и храм так и не был восстановлен. Остался лишь фундамент в дальнем конце поля, за стенами сиротского приюта.
Обитель пользовалась такой популярностью, что в нее на трехмесячные подготовительные курсы стали приезжать абитуриенты семинарии в Тенафли, штат Нью-Джерси. Бывший в то время одним из таких студентов, позже протопресвитер Иосиф Пишти, вспоминает: «На эти занятия приехали 28 молодых людей из различных частей страны. Нам был предложен ускоренный курс, который мы прошли за три лихорадочных месяца. Особое внимание уделялось русскому языку (чтению, письму, устной речи). Знание церковнославянского языка требовалось от всех без исключения абитуриентов, желавших пройти данный курс. Программа была чрезвычайно напряженной, от студентов требовалось неукоснительное посещение утренних и вечерних богослужений, ежедневно проводилась спевка хора. Условия монастыря были мало приспособлены для принятия такого количества студентов, не хватало жилья, но мы примирились со всем. Почти все студенты обладали слухом, и благодаря нашему хору на богослужения приходило много фермеров, живших неподалеку. Монахи относились к нам очень тепло, мы помогали им по хозяйству. К сентябрю мы прошли весь материал подготовительных курсов. Одетые в лучшую одежду, с собранными вещами, мы вошли в скромную монастырскую церковь, где провели столько часов в молитве и созерцании и которую так полюбили; мы пропели молебен и, обнявшись с монахами и получив благословение от отца-настоятеля Никона, отправились в семинарию в Тенафли». Студенты подготовительных курсов построили за монастырской церковью маленькую часовню (позже перестроенную в колокольню) в память об их учебе в монастыре. Через некоторое время около часовни на бетонном возвышении был воздвигнут крест и написаны имена всех студентов. В связи с успешной реализацией поставленных задач у отца (впоследствии митрополита) Александра Немоловского возникла мысль о создании в монастыре духовной семинарии, которая успешно была реализована.
Свершившаяся в России революция отразилась и на православных в Америке. Прежде всего, стало катастрофически не хватать клириков. Чтобы труды Русской духовной миссии не пропали, иноков Свято-Тихоновской обители стали посылать служить на приходы во все концы Америки и Канады. Это было продиктовано жестокой необходимостью, но для монастыря, который едва становился на ноги, имело пагубные последствия, поскольку братия оказались лишенными лучших духовников. Кроме того, Православие в Америке оказалось на грани финансового краха, потому что финансирование миссионерства, осуществлявшееся Матерью-Церковью, полностью прекратилось. Монахи, начиная со времени «великой депрессии» и почти до недавнего времени, жили в состоянии нищеты настолько угнетающей, что лишь несколько человек осмелились вступить в братию Свято-Тихоновского монастыря за достаточно продолжительный период. Со временем в монастыре оставались лишь немногие подвижники и те, чей преклонный возраст не давал возможности уйти. Все это привело к тому, что в довершение разорения обитель святителя Тихона не смогла выплачивать ссуду за землю и была выставлена на аукцион. Но по милости Божией не оказалось покупателей, и благодаря этому монастырь сохранился. И хотя формально богословское образование здесь уже не получали, Свято-Тихоновский и Свято-Вознесенский монастырь в Сифтоне (Манитоба, Канада), который также был основан о.Арсением в бытность его епископом Канадским, проводили неофициальные курсы для будущих священников.
Наградой за труды братии явилось назначение в 1922 году настоятелем архимандрита Луки, прослужившем в этом звании тридцать лет и обеспечившем обители относительную стабильность.
В 1938 году усилиями митрополита Феофила и архиепископа Арсения, который в то время вновь поселился в монастыре, отойдя от дел, при обители была основана Свято-Тихоновская пастырская школа (позднее – Свято-Тихоновская богословская семинария). Насельники радовались воссоединению с Его Преосвященством – владыкой Арсением, одним из основателей монастыря, и пребывали под его покровительством до блаженной кончины, последовавшей в 1945 году.
В те годы было построено двухэтажное кирпичное здание приюта, сохранившееся до наших дней, хотя и изменившее свое функциональное назначение(теперь это общежитие для семинаристов и персонала). В 1950-е годы построили здание семинарии.
В 1951 году еще один святой благословил земли Свято-Тихоновского монастыря. Епископ Николай (Велимирович), святитель Сербский, стал преподавать в семинарии при монастыре. В 1955 году он стал ее ректором, а через год отошел ко Господу.Настало время, когда число братии стало увеличиваться, начали расширяться и монастырские постройки. Так, в 1960-1961 годах были перестроены монастырские келии и часовня. Со временем здесь появилась монастырская церковь. В 1965 году под руководством игумена и ректора семинарии епископа Киприана (Борисевича) храм был перестроен и расширен, было изменено его внутреннее убранство, обновлены иконы, которые можно видеть по сей день.
К сожалению, несмотря на то, что монастырь рос и обновлялся, приют для сирот пришлось в 1971 году закрыть.
Последние годы жизни монастыря связаны с именем иерея Иосифа Свайко, выпускника Свято-Тихоновской семинарии, в 1970 году принявшем монашество. 10 февраля 1973 года он был рукоположен во епископа Германа, получив имя первого новопрославленного святого Америки – преподобного Германа Аляскинского. Девять лет епископ Герман был заместителем ректора семинарии при монастыре, а с 1981 года стал ее ректором.
Празднование в 1980 году 75-летия монастыря было ознаменовано открытием двух церковных приделов во имя Покрова Божией Матери и прп. Серафима Саровского. Также были обновлены купола монастырской церкви, колокольня с часовней и часовня над колодцем. В том же году, 14 декабря, отошел ко Господу архиепископ Киприан.
В 1982 году епископ Герман был избран игуменом монастыря. Под его управлением монастырская братия продолжала расти, а земли обители украшались часовнями в местах уединенной молитвы, многие из которых были возведены к празднованию тысячелетия Крещения Руси в 1988 году.
В октябре 1989 года в обители было великое духовное торжество, труды и лишения ее насельников были благословлены прославлением Русской Православной Церковью в лике святых Патриарха Тихона – основателя Свято-Тихоновского монастыря в Америке. В 1994 году были прославлены и другие подвижники обители, что было воспринято насельниками как благословение Божие и укрепление в дальнейших трудах. Это святой Алексий Уилксберийский, положивший много трудов по возвращению греко-католиков в лоно Православной Церкви в конце XIX – начале XX века. Он присутствовал при освящении монастырского здания в 1906 году, а в 1909 году был похоронен на монастырском кладбище.
В том же году два клирика Русской Православной Церкви, трудившиеся в Америке, были прославлены на Родине как священномученики: протоиерей Александр Хотовицкий и протоиерей Иоанн Кочуров, пострадавшие за веру.
В 2000 году был канонизирован св. Рафаил Бруклинский – первый епископ, совершивший в монастыре Божественную литургию и первый архиерей, рукоположенный на американской земле. Его вклад в распространение Православия в Америке трудно переоценить. Он остается примером для всех христиан Америки, свидетельствующим, как, поднимаясь над этническими и прочими различиями, возглашать чистоту и правоту православного вероучения. Список подвижников можно продолжать именами монахов, проводившими ангельскую жизнь на святой земле монастыря.
Однако главное в монашеской жизни – не юбилейные торжества, а пример ежедневной духовной борьбы, и также заботливый прием паломников, открывающих для себя православную миссию этой святой обители. Монастырь служит постоянным напоминанием о том, что единение с Богом через непрестанную молитву не только желательно, но и достижимо еще в рамках нашей земной жизни.
Здесь устроено много мест для уединенной молитвы. Это может быть маленькая часовенка, беседка с иконой или просто большой камень, перед которым установлен святой образ.
Особый интерес вызывает музей, в экспозиции которого выставлены облачения, личные вещи архипастырей монастыря, привезенные ими с Родины. Здесь же находятся народные костюмы жителей Кавказа, Украины, некоторых губерний России, Аляски. На первом этаже музея расположен магазин, в котором можно приобрести духовную литературу, иконы, церковные облачения и утварь.
Но вот зазвонил колокол. Началась Божественная литургия Прекрасно звучал монастырский хор. Пение хора помогало возносить ум и сердце к Престолу Всевышнего Бога. И душа радовалась и плакала слезами умиления, благодарила Создателя за Его безграничную милость, Его любовь до самопожертвования, Его терпеливое ожидание прихода нас, заблудших, к Нему, Вездесущему и Всемогущему, дабы отдать свои сердца и посвятить всю жизнь.
Перед тем, как отправиться в обратный путь, паломники смогли подкрепить свои силы за трапезой. Удивляло обилие русской речи. Это действительно русский монастырь, хоть и на американской земле.
Вот и все. Мы заняли свои места в автобусе. В последний раз оглядываемся на монастырские строения. Уже деревья и поля побежали вдоль дороги. Автобус увозил нас из Свято-Тихоновского монастыря. Но сердце и память запечатлели праздник души, праздник встречи со святой обителью.
В 1938 году при Тихоновском монастыре открылась духовная семинария, до 1942 года имевшая статус пастырской школы. Первым ректором семинарии стал архиепископАрсений (Чаговцов).
В 1941 году в центре старого участка кладбища в память о митрополите Платоне(Рождественском) была возведена часовня, заменённая в 1999 году на новую.
В 1950х годах в монастыре поселился переехавший из Югославии святитель Николай Жичский, бывший в 1955—56 годах ректором семинарии и скончавшийся в монастыре 18 марта 1956 года. В 1965 году при активном участии священника Иосифа Свайко, будущего Предстоятеля ПЦА, в монастыре была осуществлена комплексная реставрация.
В 1994 году состоялись торжества по случаю прославления в лике праведных святого Алексия Товта. Его мощи были обретены и перенесены в монастырскую церковь.Кроме святого Алексия Уилксберйского среди участвовавших в основании монастыря в 1905 году отцов были прославлены святители Тихон и Рафаил и свяшенномученик Александр Хотовицкий.
Свято-Тихоновская духовная семинария — одно из трех профессиональных богословских учебных заведений Православной Церкви в Америке. Находится в Саут-Кейнан, штат Пенсильвания. Два других учебных заведения: Свято-Владимирская духовная семинария в Крествуде, штат Нью-Йорк, и Свято-Германовская духовная семинария на острове Кадьяк, Аляска.Семинария основана епископом Арсением в 1938 году на территории Тихоновского монастыря, первого православного монастыря в США, устроенного им же в 1905 году, тогда ещё иеромонахом, по благословению архиепископа Алеутского и Североамериканского Тихона. Определением VI Всеамериканского собора Русской Православной Греко-Кафолической Церкви в Северной Америке семинария была открыта сначала как Пастырская школа. Статус семинарии был присвоен школе решением Священного Синода Митрополии в 1942 году.
В 1967 году семинария была признана как учебное заведение штатом Пенсильвания. В 1975 году с Меривудским колледжем было достигнуто соглашение о вручении диплома колледжа выпускникам семинарии. С 1988 года семинария получила право присваивать степень магистра богословия. В июне 2004 года семинария стала членом Ассоциации теологических школ США и Канады.Издательство Свято-Тихоновской семинарии является одним из ведущих американских издателей православной богослужебной и духовной литературы
Вернемся в Свято-Тихоновскую обитель. Из книжной лавки мы под руководством добрейшего брата Стивена проследовали в монастырский музей. Там хранится множество церковных святынь. В частности, предметы облачения свт.патриарха Тихона и игуменский жезл первого настоятеля монастыря, иеромонаха Арсения. На кладбище мы не попали, так как оно с головой завалено снегом. Полюбовавшись на заснеженные кладбищенские кресты, мы проследовали в братский корпус, где состоялась беседа с настоятелем обители, архимандритом Тихоном — смиренным иноком-американцем, а также со старцем Илларием.
Примечательно, что о.Тихон ввел меня в монастырскую трапезную как раз в тот момент, когда архимандрит Илларий говорил молодому труднику следующее: «Отец Александр Ельчанинов прекрасно написал в своем дневнике, что случайных встреч не бывает». Отец Илларий потом долго дивился, что наша встреча совпала именно с этими его словами.
Мы побеседовали с о.Арсением. Говорил он с радостным духовным подъемом. Видно было, что у него добрый и веселый нрав, доброжелательность, большая степень заинтересованности в людях вообще и открытый интерес к каждому собеседнику. Он не утратил способность по-детски стесняться, тихо радоваться душой и смеяться глазами. И эти его личностные способности в сочетании с обликом строгого седовласого старца создавали незабываемый портрет. Из беседы выяснилось, что батюшка — истинный монах, посвятивший жизнь на служение Православной Церкви. Вот что рассказал нам о.Илларий, перемежая русскую и английскую речь:
«Я не русского происхождения. Мать — итальянка, отец — ирландец. Мы жили в 120 милях от Чикаго, в Мичигане, на ферме. Недалеко жили русские, а там был русский храм, а настоятелем служил о.Петр Ведерко. Царство ему Небесное. Мои родители были только по имени христианами, но ни в какую церковь не ходили. Тогда я сам стал ходить в русский храм, и мне там очень нравилось. А священник мне говорил: «Наша Церковь умирает, потому ходи в Церковь своих родителей». Так я и стал ходить в римско-католическую церковь, а со временем сделался монахом-бенедиктинцем. Первой книгой православного священника, которую я прочел в бенедиктинском монастыре, была книга отца Александра Ельчанинова «Записки». Я был маленьким, когда этот священник умер, но то, что он написал, свидетельствует, что Православная Церковь не умирала и не умерла, вопреки тому, что говорил отец Петр. Так, в 1952 году я вторично открыл для себя Православие, но сразу я не ушел из католицизма. В 1954 году я был посвящен в монахи-бенедиктинцы. Вскоре я принял Православие и в 1959 году, более сорока лет назад, стал православным монахом.
Сейчас в нашем монастыре 11 монахов, а когда я пришел, было восемь. Нас было мало, и нас отправляли служить на приходы. Я был восемь лет на приходе в Лос-Анджелесе. В свое время я закончил Свято-Владимирскую семинарию.
Когда я впервые приехал в Россию в 1985 году, то увидел в Москве, Киеве, Санкт-Петербурге то, что у нас тут просто невозможно: сколько людей подходило к Святому Причастию! Тысячи! Однажды я видел, как пять священников выходили причащать одновременно. А у нас бывает, что причащается только 25-30 человек… Всего я был в России три раза. С каждым приездом я замечал, что церковная жизнь постепенно воскресает. Вы лучше меня знаете… В советское время можно было увидеть полуразрушенную и закрытую церковь, без стекол, а на ступеньках кто-то положил живые цветы. И люди шли мимо и крестились на храм Божий. В Америке не увидишь, чтобы люди открыто на храм крестились. А еще называется свободная страна! В этой стране полной свободы нет, мы не можем здесь делать то, что могут люди в России.
На 70 лет в России все словно замерло, все было как во сне. А теперь все просыпается, и все словно снова вырастает, оживает, набирает сил, даже колокола снова звонят, церковная культура возрождается. И потому я бы хотел сказать всем русским людям, чтобы они хранили веру и восстанавливали церковную жизнь».
Мы попросили о.Илария особо остановиться на его опыте в делании Иисусовой молитвы, на что он смиренно ответил: «Я не такой старец, чтобы учить этому. Я просто сам творю молитву. У нас в монастыре нет специального чина. Приду в келию и просто начинаю читать молитву, — так и молюсь. Это не из головы идет, а из сердца. Как-то одного священника спросили, как правильно Богу молиться, а он ответил, что это очень просто. Пойди к иконам, перекрестись и молись. Не нужно усложнять. И нет большой разницы, где спасаться: в миру или в монастыре. Не стоит делать из этого проблему. Все одинаково: постись, трудись, молись. Я вам скажу, на приходах у нас я встречал людей, которые — более монахи, чем я».
Последний вопрос о.Илларию в нашей беседе был: «Отче, какой совет вы бы дали монаху, как вести монашескую жизнь? Что вы считаете главным в монашеской жизни?» Старец ответил: «Молись и постись. И, конечно, важно послушание. Приезжая в гости к родственникам, где были их крошечные детки, я ради послушания предпочитал слушаться даже этих малышей. Вот так монахи должны заботиться о послушании и ради Бога слушать даже малых детей…» За несколько часов, проведенных нами в Свято-Тихоновском монастыре, обитель стала родной. Очень не хотелось расставаться с братией, и в их глазах читалось желание пообщаться подольше. Но все же пора в дорогу… Мы уезжаем, а в сердце навсегда запечатлелась молитвенная память об этом Богохранимом уголке Православной Америки, где смиренные иноки свято хранят духовные традиции первых русских православных миссионеров, среди коих — прп.старец Герман Аляскинский и св.патриарх Тихон. Да, мы на опыте убедились, что случайных встреч не бывает…
Ваша Татиана Лазаренко
Комментарии закрыты.