• Жизнь
    • Жизнь
    • Семья
    • Дети
    • Добро
    • Братья меньшие
    • Мотивация
    • Ностальгия
    • Общество
    • Юмор
    • Разное
  • Творчество
    • Творчество
    • Искусство
    • Фото
    • Слово
    • Дизайн
    • Реклама
    • Музыка
    • Кино
    • Ремесло
  • Познание
    • Познание
    • Вокруг света
    • Психология
    • История
    • Наука
    • Вера
    • Финансы
    • Лайфхак
    • Путешествия и паломничеств
  • Видео
  • Новости
  • Еженедельная Газета
Войти
Предложить новость

Календарь Молитвослов Библия

Войти
Предложить новость
  • Жизнь
    • Семья
    • Дети
    • Добро
    • Братья меньшие
    • Мотивация
    • Ностальгия
    • Общество
    • Юмор
    • Разное
  • Творчество
    • Искусство
    • Фото
    • Слово
    • Дизайн
    • Реклама
    • Музыка
    • Кино
    • Ремесло
  • Познание
    • Вокруг света
    • Психология
    • История
    • Наука
    • Вера
    • Финансы
    • Лайфхак
    • Путешествия и паломничеств
  • Видео
  • Новости
  • Еженедельная Газета
Предложить новость
ГлавнаяТворчествоИскусствоАпостол Матфей в иконографии и изобразительном искусстве
Апостол Матфей в иконографии и изобразительном искусстве
  • 29.11.2018
  • 0 комментариев
  • Татиана
  • Рубрика: ИскусствоСвятые апостолыТворчество
Информация по делу Самые полезные материалы за 5 минут в еженедельной рассылке + Бонус
Введите e-mail
Вы подписались на рассылку распродаж и акций
Апостол Матфей в иконографии и изобразительном искусстве

Апостол Матфей в иконографии и изобразительном искусстве

Апостол Матфей в искусстве

Апостол Матфей в иконографии и изобразительном искусстве изображается довольно часто. Это объясняется его сугубым значением в распространении слова Божия.

К примеру, стоит обратить внимание на прекрасную работу «Апостол Матфей и ангел» итальянского живописца болонской школы, великолепного мастера барокко Рени Гвидо (4 ноября 1575, Кальвенцано — 18 августа 1642, Болонья) . Он учился у Карраччи и Феррантини, был выпускником Болонской академии художеств, проводником и наследником ее живописной традиции и педагогической системы.

 

Гвидо Рени. Апостол Матфей и ангел, 1635-1640. Ватиканская пинакотека, Рим

Гвидо Рени. Апостол Матфей и ангел, 1635-1640. Ватиканская пинакотека, Рим

К выдающимся шедеврам живописи принадлежат три изумителных картины из жизни апостола кисти великого Караваджо (итал. Michelangelo Merisi da Caravaggio; 29 сентября 1571, Милан — 18 июля 1610, Порто-Эрколе) — итальянского художника, реформатора европейской живописи XVII века, основателя реализма в живописи, одного из крупнейших мастеров барокко.

Караваджо. Призвание апостола Матфея. Фрагмент. 1598-1601 гг. Рим, церковь Сан Луиджи деи Франчези

Караваджо. Призвание апостола Матфея. Фрагмент. 1598-1601 гг. Рим, церковь Сан Луиджи деи Франчези

Караваджо. Призвание апостола Матфея

Матье Контрель (строительный подрядчик) оставил завещание. Согласно ему, нужно было отделать фресками капеллу в церкви. Он выбрал определенную тему и необходимое количество. Контракт подписали с известным в то время живописцем Чезари д Арпино. Он был некогда соперником Караваджо. Но поскольку он был просто завален всевозможными заказами, то в 1599 году смог оформить только свод. Возникли серьезные опасения, что нужное время роспись не будет закончена.

Договоренность с д Арпино была разорвана. Решили доверить это ответственное дело Караваджо. До этого он занимался лишь частными заказами. Эта работа стала его первой пробой пера для широкой аудитории. Живописец решил полностью отказаться от традиционных фресок. Он предпочел большие холсты.

«Призвание апостола Матфея» — первая картина. Это произведение художника по праву лучшее творение, созданное на достаточно редкий сюжет.

Матфея увидел сам Иисус и решил призвать его на служение апостолом. Трактовка Караваджо иная. Он изображает этот сюжет, как одну из сцен обычной жизни того времени. Мы видим темную комнату. Сидят люди и считают выручку. Молодые люди обернулись и внимательно смотрят на вошедших. Матвей одет бедно. Никто не понял, кто он, кроме Левия.

Мрак прорван потоком света в том месте, где находится Иисус с апостолом Петром. Это символ веры, который неожиданно ворвался в мир. Наш взгляд строго организован тем, как он направлен. Мы невольно читаем всю сцену именно, начиная слева. Мы можем видеть лишь руку и голову Иисуса. Он зашел сюда лишь на минуту, так как его ноги повернуты по направлению к выходу. Здесь три раза повторен один и тот же жест – вытянутая рука. Многие исследователи считают, что это неслучайно.

Микеланджело Караваджо. Мученичество апостола Матфея. 1599—1602. Сан-Луиджи-деи-Франчези, Рим

Микеланджело Караваджо. Мученичество апостола Матфея. 1599—1602. Сан-Луиджи-деи-Франчези, Рим

Мученичество апостола Матфея — Микеланджело Меризи да Караваджо. 1599-1600

Это большое драматическое полотно было написано в 1599-1600 гг. для капеллы Контарелли в церкви Сан Луиджи деи Франчези в Риме. Бессильно свисающая рука святого и причудливо освещенные фигуры на переднем плане подводят взгляд зрителя прямо к сцене насилия. Освещение двух центральных фигур подчеркивает мощный контраст мускулистого тела палача и беспомощно распластанного на земле старца в одежде священника. Тело Матфея с разведенными в сторону руками как бы образует крест у ног палача. Невидимый палачу ангел протягивает святому пальмовую ветвь, символ мученичества, которую тот пытается схватить.

Микеланджело Караваджо. Апостол Матфей и Ангел . 1599—1602. Сан-Луиджи-деи-Франчези, Рим

Микеланджело Караваджо. Апостол Матфей и Ангел . 1599—1602. Сан-Луиджи-деи-Франчези, Рим

Микеланджело Караваджо. Апостол Матфей и Ангел . 1599—1602. Сан-Луиджи-деи-Франчези, Рим

Первый вариант центральной картины цикла, посвящённого апостолу Матвею, был отвергнут духовенством как противоречащий канонам. Апостол, натурщиком для которого, вероятно, послужил пожилой человек из народа, сидел в кресле, скрестив обнажённые грубые ноги. Он внимательно вглядывался в книгу, лежащую у него на коленях, создавая впечатление, что едва ли знает грамоту. Над апостолом склонялся, резко контрастируя с ним, прекрасный ангел, фигура которого ясно обрисовывается одеждой. Ангел с большим трудом направлял движение руки пишущего апостола. Позы персонажей алтарного образа были признаны «неподобающими». Картину приобрёл банкир и коллекционер Винченцо Джустиниани, вызволив художника из трудного положения. Позднее это полотно хранилось в Берлине и погибло в апреле 1945 года во время штурма города. Сохранилась лишь его чёрно-белая репродукция.Во второй версии картины, законченной к 1602 году, художник смягчил первоначальный замысел. Размеры образа были увеличены по сравнению с первым вариантом — к тому времени заказчики расторгли контракт со скульптором Якобом Кобертом, который должен был изваять фигуру святого для алтаря. Первоначально предполагалось, что картина Караваджо займёт место несколько выше двух других полотен капеллы, над скульптурой, ныне они расположены на одном уровне. Во второй половине XVII века три полотна Караваджо, посвящённые истории апостола, убрали в церковную крипту. Благодаря искусствоведу Роберто Лонги полотна были открыты вновь и показаны в 1951 году на первой персональной выставке Караваджо

Питер Артсен (1508 — 1575) Четыре евангелиста

Заслуживает внимание также картина Питера Артсена (1508 — 1575) «Четыре евангелиста»

Питер Артсен (1508 — 1575) Четыре евангелиста

Питер Артсен (1508 — 1575) Четыре евангелиста

Символом Матфея является Ангел, стоящий у него за спиной (вначале изображали фигуру человека, поскольку Евангелие от Матфея начинается с родословия Христа как человека).

Апостол Матфей. Иконография

Евангелист Матфей, автор первого Евангелия, широко почитался с древних времен. Он имел свою особую иконографию, где изображался за созданием Евангелия. Это изображение можно встретить в монументальных стенных росписях, в иконе, и в книжной миниатюре. При переписывании новозаветных текстов, Евангелия предваряли листом с изображением его автора. И первой такой миниатюрой в книге всегда было изображение евангелиста Матфея. Именно его Евангелие начинает новозаветные тексты, так как оно считается древнейшим. На миниатюрах апостол и евангелист Матфей изображается сидящими за столиком с необходимыми письменными приборами.

Апостол Матфей. Иконография

Апостол Матфей. Иконография

 

Апостол Матфей. Иконография

Апостол Матфей. Иконография

 

Апостол Матфей. Иконография

Апостол Матфей. Иконография

 

Апостол Матфей. Иконография

Апостол Матфей. Иконография

Уже с византийских времен изображения стремились разнообразить, представив процесс написания книги. Так например, на одной миниатюре Матфей разворачивает свиток, сверяя текст. Особо популярной такая схема стала около 1300 года, и на Руси также стремились ей подражать. В эпоху же Андрея Рублева (конец XIV — начало XV века), напротив, единообразие в изображении евангелистов стало цениться больше. Именно так выполнены иллюстрации в знаменитом Евангелии Хитрово, которые обычно приписывают самому Андрею Рублеву.  В этом кодексе, как и в ряде других, каждая миниатюра с евангелистом дополнена еще одним листом с изображением его символа. У Матфея – это изображения ангела.

Апостол Матфей. Иконография

Апостол Матфей. Иконография

Традиция изображения символов евангелистов — ангела (Матфей), льва (Марк), вола (Лука) и орла (Иоанн) — основана на ветхозаветном тексте видения пророка Иезекииля. Бог явился пророку на колеснице, несомой четырьмя херувимами, которые были подобны человеку, льву, быку и орлу. Новозаветная традиция связала эти образы с четырьмя Евангелиями, и они стали символизировать собой их авторов.  Иногда символы евангелистов, без их персонифицированных изображений, можно встретить на самых разнообразных иконах, таких, например, как «Спас в силах», где их непременно изображают в окружении Христа в углах композиции.

Апостол Матфей. Иконография

Апостол Матфей. Иконография

В системе храмовых росписей изображения евангелистов помещались на строго установленных местах. Их писали на парусах — четырех небольших сводах треугольной формы, поддерживающих центральный купол. В основании такого паруса — подкупольный столб. Евангелисты представали как столпы христианской веры. В куполе изображался сам Христос. Эта система была позаимствована из Византии и присутствовала уже в древнейших русских храмах.

Апостол Матфей. Иконография

Апостол Матфей. Иконография

 

Апостол Матфей. Иконография

Апостол Матфей. Иконография

Апостол Матфей. Иконография

Апостол Матфей. Иконография

Апостол Матфей. Иконография

Апостол Матфей. Иконография

Следует различать Апостола и евангелиста Матфея и Апостола Матфи́я (лат. Matthias), поскольку их часто путают. Апостол Левий Матфей был призван одним из первых, а Матфий – последним. Апостол Матфий (память 9 августа) по жребию занял место среди 12-ти апостолов, вместо отпавшего Иуды Искариота. До этого он был одним из 70-ти учеников Иисуса.

Автор:

Татиана
Публикуем в телеграмме раньше чем на сайте. Подпишись на Канал Правжизнь

Теги

  • Апостол Матфей в иконографии и изобразительном искусстве

Читайте также

Праведный старче Феофил
0 комментариев
Видеоподвижники благочестияСтарчествоТатиана ЛазаренкоТворчество

Праведный старче Феофил

Блаженной памяти схиархимандрита Феофила (Россохи) посвящается
0 комментариев
подвижники благочестияТатиана ЛазаренкоТворчество

10 августа — память схиархимандрита Феофила (Россохи)

57 котов Хемингуэя. Всемирному дню кошек посвящается
0 комментариев
Братья меньшиеСловоТатиана Лазаренко

Сегодня — Всемирный День кошек. 57 котов Хемингуэя

Древнейшие храмы, освященные во имя св. Апостола и Евангелиста Матфея

Древнейший храм, освященный во имя св. Апостола и ...

  • 29.11.2018
  • 0 комментариев
«Замуж по любви выйти невозможно»

«Замуж по любви выйти невозможно»

  • 29.11.2018
  • 0 комментариев

Поделиться

Читайте также

Праведный старче Феофил
0 комментариев
Видеоподвижники благочестияСтарчествоТатиана ЛазаренкоТворчество

Праведный старче Феофил

Блаженной памяти схиархимандрита Феофила (Россохи) посвящается
0 комментариев
подвижники благочестияТатиана ЛазаренкоТворчество

10 августа — память схиархимандрита Феофила (Россохи)

57 котов Хемингуэя. Всемирному дню кошек посвящается
0 комментариев
Братья меньшиеСловоТатиана Лазаренко

Сегодня — Всемирный День кошек. 57 котов Хемингуэя

Престольный праздник в канадских Березках. Память чудотворной иконы Богородицы " Одигитрия"
0 комментариев
Опыт постижения Америкиподвижники благочестияСловоТатиана ЛазаренкоТворчество

Престольный праздник в канадских Березках. Память чудотворной иконы Богородицы » Одигитрия».

Самые читаемые

0 комментариев
Фото

Крест Господень на Голгофе: Спаситель отверз очи

Академик Бехтерев: «Слабоумие никогда не приходит внезапно. Оно прогрессирует с годами»
0 комментариев
СловоТворчество

Академик Бехтерев: «Слабоумие никогда не приходит внезапно. Оно прогрессирует с годами»

0 комментариев
Ремесло

Достояние народное: 20 видов русского художественного творчества

Секреты куполов собора Василия Блаженного
0 комментариев
Искусство

Секреты куполов собора Василия Блаженного

Самые лучшие

0 комментариев
Искусство

Касперовская икона Божией Матери

Комментарии закрыты.

Читайте также

Праведный старче Феофил
0 комментариев
Видеоподвижники благочестияСтарчествоТатиана ЛазаренкоТворчество

Праведный старче Феофил

Информация по делу Самые полезные материалы за 5 минут в еженедельной рассылке + Бонус
Введите e-mail
Вы подписались на рассылку распродаж и акций

Правжизнь.рф | Блоги, новости, статьи о православии

Полезные статьи, новости и блоги о жизни, творчестве и Православии

Поделится

Посетите нас в социальных сетях

© 2013-2022 «Правжизнь»
  • О проекте
  • ЕЛК священослужителя
  • Благотворительный фонд
  • Пользовательское соглашение
  • Безопасность платежей
  • Публичная оферта
  • Защита персональных данных
  • Согласие на обработку персональных данных
  • Поддержать проект
  • Все проекты Правжизнь
  • Программы фонда
Мобильная версия