Анатолий Жураковский — пастырь, поэт, мученик
Анатолий Жураковский — пастырь, поэт, мученик
Анатолий Евгеньевич Жураковский (1898–1937) – священник-новомученик, исповедник веры, богослов, духовный писатель. Ученик выдающихся киевских философов и богословов В. В. Зеньковского, В. И. Экземплярского и П. П. Кудрявцева, активный деятель Киевского Религиозно-философского общества.
Детство, юность, поиски смысла жизни
О. Анатолий Евгеньевич Жураковский родился 4 марта (по ст. ст.) 1897 г. в Москве. С 1911 г. его семья переехала в Киев. С отроческих лет самостоятельно, вопреки желанию родителей, будущий иерей посещает храм, много молится. Будучи гимназистом, он начал изучать святоотческую литературу, богословие. Под руководством киевских профессоров Василия Васильевича Зеньковского (читал курс русской философии), Василия Ильича Экземплярского (курс нравственного богословия), Петра Павловича Кудрявцева (курс истории философии) посещает Киевское Религиозно-философское общество.
По окончании гимназии поступает в Киевский университет на историко-филологический ф-т, который окончил после временного перерыва в связи с мобилизацией в нестроевую часть на фронт в Первую мировую войну (преподовал солдатам физику и математику).
Будучи на фронте, Анатолий Евгеньевич не оставляет своих занятий богословием. В 1916 г. пишет работу «К вопросу о вечных муках», а в 1917 г. работы «Евхаристический канон прежде и теперь» и «Тайна любви и таинство брака».
Хиротония
В 1920 г. 18 августа состоялась его иерейская хиротония в Успенском соборе Киево-Печерской Лавры. Теперь его жизнь всецело отдана Церкви.
Это был человек горячего сердца, исполненный пламенеющей любви к Богу и отеческой любви к своим духовным чадам.
Начал он свое служение в селе Красногородке под Киевом, в атмосфере взаимной любви с немудрствующими лукаво чадами. Но вышел батюшка из среды интеллигенции, знал все ее сомнения и муки в темном провальи безверия. Души, утратившие Бога, падали под тяжестью отчаяния, с пустыми глазами шли навстречу своей духовной гибели. Душа батюшки рвалась к этим страдающим братьям.
Возвращение в Киев. Самоотверженное служение
В 1922 г. его перевели в Киев в маленькую бывшую домовую церквушку св. Марии Магдалины на ул. Никольско-Ботанической. О. Анатолий горел, как свеча перед престолом. Постепенно образовалась межтерриториальная община, включая молодежь и пожилых людей, отошедших от Церкви, в чем-то разуверившихся. Батюшка открывал всем великую тайну богообщения, красоту «пресветлого Православия», привлекая их к бескровной жертве нашего Спасителя.
В церкви не было места для толпы, а было одно молитвенное целое: предстоящий перед престолом, молящийся о всем мире и о каждом батюшка и благоговейные прихожане.
Молодежь изучала богослужение, старалась войти в сердцевину церковной жизни. Профессора КДА помогали им понимать прочитанное, учили, как должен вести себя верующий во время великого Таинства.
К каждому богослужению готовились как к празднику. О. Анатолий хотел создать общинку, где Христос был бы «не случайным гостем, но где Ему принадлежало бы всё всегда и безраздельно, где всё было бы пронизано Его лучами, всё светилось бы Его именем и преисполнялось Его благодатью» (письмо из ссылки к своей пастве от 6.VII.1923).
Особенно благоговейно община готовилась к Литургии. Литургия — общее дело. Все остальные службы — лишь этапы на пути к Литургии. Бескровная жертва — центр нашей жизни, альфа и омега нашего существования. Вокруг Престола собираются воедино и Небесная Церковь и земная, ангельские чины раскрывают свои лики, земные силы ада отступают перед знамением распятого за нас и воскресшего Бога.
Пастырь добрый
Всех знал и любил батюшка. Особенно болело его сердце за молодых, зная сколько искушений ожидает юношей и девушек на жизненных перекрестках того периода. Внимательно всматривается он в душу каждого. Каждый — любимый, неповторимый. Только бы не сорвался, только бы не отошел от Иисуса Сладчайшего.
В марте 1922 г. о. Анатолий выступает на диспуте против теософов, читает доклад «Христос и мы». В мае 1922 г. участвует в грандиозном диспуте на тему «Наука и религия», проходившем три дня (первый — в актовом зале университета; второй и третий — в помещении оперного театра). О. Анатолий заключил: «Вам принадлежит сегодняшний день… может быть, завтрашний… А нам принадлежит Вечность».
Община храма св. Марии Магдалины подверглась гонениям раньше других. Меньше чем через два года церковь закрыли. Община получает храм также домового типа при бывшем Религиозно-просветительском обществе — во имя св. Иоанна Златоуста. Духовная жизнь продолжается.
Но живое тело Церкви рвут новые течения: обновленцы, живисты, автокефалисты. О. Анатолий ведет с ними деятельную борьбу, проводит лекции, беседы, говорит проповеди. В результате в марте 1923 г. в ночь на Страстной четверг его арестовывают и ссылают в Краснококшайск. Закрыли храм св. Иоанна Златоуста. Община переходит в храм св. Николая Доброго. В 1924 г. после Введения во храм Пресвятой Богородицы возвратился из ссылки о. Анатолий (через 1 год и 9 месяцев) и служил то в большом храме св. Николая Доброго, то в зимней церкви св. Великомученицы Варвары.
Но недолго пришлось служить о. Анатолию спокойно. Новые, еще большие беды надвинулись на Христову Церковь, начавшиеся со смертью великого светильника Божиего св. патриарха Тихона.
Исповедничество
Последнеее место служения о. Анатолия был храм Преображения Господня на ул. Павловской, вместе с архимандритом Спиридоном Кисляковым.
О. Анатолий в проповедях и беседах, наряду с евангельскими темами, говорит также о тягчайшем положении Церкви Христовой, о новых и новых бедах, надвинувшихся на верных ее чад.
Покров Пресвятой Богородицы (1.X.1930 г.) был последним днем служения этого верного воина Христова.
После годового следствия в московских тюрьмах был вынесен приговор — к высшей мере наказания, к расстрелу, затем с заменой 10-ю годами концлагерей. Начались лагерные мытарства — Свирские лагеря, Соловки, Беломорканал (так называемые «Северные Лагеря Особого Назначения»).
При слабом физическом здоровье его использовали порой на очень тяжелых работах, например, от 5.X.37 г. он пишет в письме, что нужно прыгать в мерзлую воду по плавающим бревнам и сваливать их в штабеля, после чего в бараке нельзя просушится из-за отсутствия печки.
Очень краткое последнее письмо было от 10.X.37 г. После него был получен ответ: «За вновь содеянное преступление осужден на 10 лет строгой изоляции без права переписки».
В 1955 г. было извещено якобы из Петрозаводской тюрьмы, что 10 октября 1939 года Жураковский Анатолий Евгеньевич умер от туберкулеза, осложнившегося воспалением легких».
На основе же архивных документов, полученных позднее, он был расстрелян 3 декабря 1937 года в 1 час 15 минут «по приговору лагерной тройки».
Жизнь бесконечная
Члены общины о. Анатолия Жураковского сохранили его наследие, благодаря чему в 2012 году по рукописным материалам была издана книга проповедей и статей священника «Мы спасаемся Его жизнью».
В 1928 году батюшка в одной из проповедей говорил:
«Церковь лишена всякой свободы… Представители наши церковные, на обязанности которых лежало охранение верности и чистоты Евангельской истины, грубо ей изменили… Мы твёрдо можем сказать, что мы в нашей малочисленной Церкви не одиноки. Мы получили благословение архипастырское, и много епископов высказались против деятельности и угодничества высших представителей Церкви. Следовательно, наша Церковь является единой, преемственной, получившей благодать от Святого Духа… Все мы предстанем перед судом Единого Властителя, Повелителя, Архипастыря нашего Иисуса Христа. Мы предстанем пред Ним с единым лишь оправданием, что мы не исказили Его учения, свои преступления и грехи мы не возлагали на Него, мы не забрызгали грязью Его учение…»
В 1981 году решением Архиерейского Собора Русской православной церкви заграницей иерей Анатолий Жураковский был канонизирован в лике исповедника как «Анатолий пресвитер Киевский» со включением Собор новомучеников и исповедников Российских без установления дня памяти. В календари РПЦ не записан.
Комментарии закрыты.